«Третья ножка стула»

Поделиться
На протяжении последних 10—15 лет в разных странах мира разрабатывают и широко применяют разнообразные методологии и подходы к определению рейтингов университетов, или, как их называют в Великобритании, «таблиц лиг» (league tables). Такая работа постепенно стала приобретать черты регионального и международного характера. Определение интегрального показателя качества деятельности высших учебных заведений, являющегося показателем их рейтинга, в первую очередь обусловлено необходимостью взаимного признания учебных программ и университетов в Болонском пространстве.

На протяжении последних 10-15 лет в разных странах мира разрабатывают и широко применяют разнообразные методологии и подходы к определению рейтингов университетов, или, как их называют в Великобритании, «таблиц лиг» (league tables). Такая работа постепенно стала приобретать черты регионального и международного характера. Определение интегрального показателя качества деятельности высших учебных заведений, являющегося показателем их рейтинга, в первую очередь обусловлено необходимостью взаимного признания учебных программ и университетов в Болонском пространстве. Оно также вызвано потребностями как рынка труда - с целью его ориентации на выпускников тех или иных университетов, так и абитуриентов и их родителей во время выбора места обучения. Постоянное определение и обнародование рейтингов университетов порождает и здоровую конкуренцию между ними, что содействует повышению качества их работы.

Роль мировых координаторов по наработке и применению названных методологий и подходов взяли на себя Институт стратегии высшего образования (Institute for Higer Education Policy, Вашингтон, США) и Европейский центр ЮНЕСКО в сфере высшего образования (ЮНЕСКО - СЕПЕС, Бухарест, Румыния). Они стали изучать и обобщать все наработки в этой сфере для различных стран и регионов мира и проводить международные конференции, круглые столы и встречи по указанным вопросам. Благодаря названным организациям уже проведены три важных международных форума.

Первый такой форум состоялся в Варшаве (Польша) в июне 2002 года. В нем приняли участие более 40 делегатов из 12 стран, представляющих просвещенские круги, органы государственного управления, отвечающие за разработку политики обучения и обеспечения качества высшего образования, а также работники международных правительственных и неправительственных организаций, издатели. Участники встречи пришли к выводу о необходимости дальнейшего развития концептуальных основ, методик и стандартов определения рейтингов университетов. Результаты работы форума были изданы под названием «Высшее образование в Европе - 2002 г.»

Совместными усилиями Института стратегии высшего образования и центра ЮНЕСКО - СЕПЕС в декабре 2004 г. в Вашингтоне (США) организовали и провели вторую встречу экспертов по определению рейтингов университетов. В ней приняли участие 25 экспертов, среди которых были представители авторитетных печатных изданий, регулярно публикующих рейтинги университетов, таких как US News and World Report, «Таймс», ученые и исследователи из Австралии, Канады, Китая, Германии, Японии, Новой Зеландии, Польши, Румынии, Российской Федерации и Испании.

В период между встречами в Варшаве и Вашингтоне начался процесс определения всемирных рейтингов университетов. Первый такой рейтинг в 2003 г. был создан Институтом высшего образования Шанхайского университета Jiao Tong в рамках проекта «Академический рейтинг университетов мира» (АRWU). К этой работе также подключилась газета Times. Одновременно появились разнообразные международные, региональные и национальные рейтинги различных типов университетов и учебных программ, в частности по бизнесу и менеджменту. Многие периодические издания опубликовали институциональные и программные рейтинги. Они вызвали большой интерес и оживленные дискуссии по поводу того, какие показатели учитывать, а какие - нет, какие критерии использовать для того, чтобы отнести университеты к «мировому классу», как совершенствовать методики оценки и тому подобное. Неопровержимым фактом стало повышение интереса и внимания к рейтингам университетов со стороны академических кругов и политических деятелей.

Исключительно важной стала проблема экспертной оценки этого явления и отдельных систем рейтингов, обеспечения составителей и пользователей рейтингов возможностью обмена информацией о подходах и методах, применяемых при их определении. Поэтому во время вашингтонской встречи была создана международная группа экспертов по определению рейтингов университетов (International Ranking Experts Group - IREG). Деятельность ІREG была сосредоточена на проведении постоянных консультаций и определении задач для ЮНЕСКО - СЕПЕС и Института стратегии высшего образования с целью как можно более точной передачи оценки качества высшего образования с помощью системы рейтинговой оценки. В частности, первоочередными задачами ІREG стали:

- тщательные исследования рейтинговой оценки деятельности университетов как глобального явления, которому в прошлом не уделялось надлежащее внимание;

- наработка процедур и подходов к оценке имеющихся систем рейтингов и таблиц лиг;

- осуществление международного сравнительного анализа систем рейтингов и таблиц лиг, а также методик, положенных в их основу;

–– усовершенствование имеющихся систем рейтингов и таблиц лиг.

Третья встреча международной экспертной группы ІREG по определению рейтингов университетов состоялась 19-20 мая 2006 г. в Берлине (Германия). В ней приняли участие 47 экспертов из 20 стран мира, в том числе и из Украины. В состав участников вошли эксперты высшей школы, представители крупных компаний и издатели. Был проведен глубокий сравнительный анализ различных методик и подходов, используемых с этой целью, и принят итоговый документ под названием «Берлинские принципы определения рейтингов высших учебных заведений» («ЗН» знакомило читателей с содержанием этих принципов в №28 от 22 июля 2006 г.).

Подробно анализировалась единая система «Академического рейтинга университетов мира (ARWU)», разработанная и впервые примененная в 2004 г. Институтом высшего образования при Шанхайском университете «Джиао Тонг» (Jiao Tong), которая обратила на себя внимание академических кругов и международного рынка труда со времени обнародования результатов оценки 500 университетов мирового класса. Ее признали одной из самых влиятельных международных систем. Но эту систему также критиковали за то, что в ней особое внимание уделяется количеству нобелевских премий, полученных научными сотрудниками университетов, даже несколько десятилетий назад. Эксперты проанализировали и то обстоятельство, что рейтинги часто ориентируют администраторов университетов принимать решение не в пользу академических потребностей, а на формальное повышение показателей деятельности учебного заведения. Учитывая все это, было признано, что системы рейтинговой оценки требуют постоянного усовершенствования, но уже сейчас они стали «третьей ножкой стула обеспечения качества, наряду с аккредитацией, лицензированием и государственным регулированием качества высшего образования».

На берлинской встрече рассматривалось и состояние дел по организации рейтинговой оценки университетов в Украине. Положительно оценивая первые шаги Украины, эксперты указали и на слабые места в применяемых методиках и подходах. Они сводятся к недостаточному использованию научно обоснованных методов экспертной оценки в сочетании с технологиями социологического опроса, к необоснованному сравнению различных, трудно сравниваемых групп учебных заведений, к системным ошибкам при формировании независимых, негосударственных, профессиональных групп экспертов для проведения такого типа рейтинговой оценки и тому подобное. Эксперты отмечали, что для Украины крайне важно присоединение к международной деятельности в названной сфере с целью наработки и практического использования взвешенных и научно обоснованных методик и подходов как к внутренней, так и к внешней оценке рейтингов отечественных университетов.

С целью оказания помощи Украине по этим вопросам на берлинской встрече создали международный наблюдательный совет по рейтинговой оценке университетов и учебных программ в Украине. От стран Евросоюза в него вошли Ян Садлак (ЮНЕСКО - председатель наблюдательного совета), Дженс Петер Гаул (директор стратегического планирования немецкого исследовательского фонда, Германия), Вальдемар Сивински (президент образовательного фонда «Перспективы», Польша), Фердинанд Девинский (председатель комитета Народного совета Словацкой Республики по вопросам молодежи, культуры, спорта и информации, Словакия). Между центром ЮНЕСКО - СЕПЕС и кафедрой ЮНЕСКО «Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика» (Украина) был подписан меморандум, в соответствии с которым кафедре поручается выполнить комплекс мер по введению в Украине наработанных международной экспертной группой IREG методик и процедур рейтинговой оценки деятельности университетов и учебных программ.

Четвертую встречу международной экспертной группы IREG планируют провести осенью 2007 года в Шанхае (КНР). Она будет посвящена обсуждению вопросов разработки и применения систем сертификации рейтингов, исходя из провозглашенных Берлинских принципов, полный текст которых приводим ниже.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме