ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ? ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ЮРИЙ БУГАЙ: «В РЕФОРМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НУЖНЫ ПОСТЕПЕННОСТЬ, ДЕТАЛЬНО РАЗРАБОТАННАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА, А ТАКЖЕ МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»

14 июля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №28, 14 июля-21 июля

Ранее главной целью высшего образования Украины было обеспечение отраслей народного хозяйства специалистами...

Ранее главной целью высшего образования Украины было обеспечение отраслей народного хозяйства специалистами. Но в последнее время стало очевидным, что этого недостаточно. Жизнь усложнилась, специалист оказался совсем в иной ситуации, появились новые производственные и общественные отношения, новая технология и техника. Министерство образования Украины, учитывая эти кардинальные изменения, реформирует свою деятельность.

«Система высшего образования Украины обладает рядом сильных сторон, но при переходе к рыночным отношениям она сталкивается со многими проблемами, — говорит Юрий Бугай, первый заместитель министра образования Украины. — Предпринимаемые отдельные новации при этом не смогут решить эти проблемы за короткий период, более того, проведение внезапных кардинальных изменений связано с опасностью, которая приведет к уничтожению существующих позитивных наработок высшей школы. Поэтому внесенные в новую редакцию закона «Об образовании» предложения по реформированию высшей школы включают ряд важных моментов, являющихся скорее эволюционными, чем революционными».

Одним из основных направлений министерства является внедрение ступенчатой подготовки кадров, имеющей целью создание условий для каждого человека в приобретении образования, которое соответствовало бы изменяющейся экономической и общественной реальности, собственным устремлениям и возможностям. Время показало, что надо готовить не только специалистов, но, особенно сейчас, генераторов идей, людей, способных вырабатывать принципиально новые подходы направлений науки, технологии и техники.

Как известно, за рубежом подготовка специалистов в основном осуществляется не на базе узкопрофессионального фундамента, а на основе научной подготовки, дающей возможность заниматься серьезными исследованиями. Что касается профессиональной подготовки, то она проходит преимущественно в учебных центрах крупных фирм, в которых производится «доводка» специалистов. Например, итальянская фирма «Фиат» имеет мощный учебный центр, превосходящий по набору специалистов и оснащенности многие университеты. Он готовит профессионалов по всем специальностям, начиная от рабочих и инженеров и заканчивая менеджерами и администраторами. Повышение квалификации также осуществляется через это «чистилище». Кстати, центр готовит специалистов не только для себя, но и для других отечественных и зарубежных фирм. О качестве деятельности этого учебного заведения можно догадываться исходя из того, что в общем на одного выпускника приходится один преподаватель.

В Германии, как и в Украине, профессиональную подготовку специалиста завершают в высших учебных заведениях. Но время показало, что ни та, ни другая системы не универсальны, нужна такая постановка образования, которая помогала бы части специалистов в кратчайшие сроки адаптироваться в условиях рынка, а с другой стороны, — готовилабы фундаментально образованных молодых людей, способных работать на перспективу. В связи с этим в ФРГ параллельно с системой профессиональной подготовки создаются учебные заведения научного характера, а в США, где научная подготовка на высоком уровне, организовывается система профессиональной подготовки. Такие основные тенденции развития высшего образования в передовых странах.

Жизнь меняется ежечасно, ежедневно, темп постоянно убыстряется. В прошлом молодому талантливому человеку, желавшему посвятить себя науке, надо было пройти путь (школа, институт, аспирантура) в 18—20 и больше лет. Это являлось причиной многих трагедий не только для молодого ученого, но и для научных идей, как правило, умиравших во младенчестве. Сокращение времени подготовки специалистов, способных и генерировать идеи, имеет огромное значение для пополнения науки и производства. Этой цели будет способствовать вводящийся в практику институт бакалавров, позволяющий активно реагировать на перестройку экономики, на изменения потребностей в специалистах. Одновременно бакалаврат становится основой для института магистров, который, в свою очередь, в какой-то мере является пополнением будущего науки.

Сокращение времени подготовки специалистов происходит не за счет уменьшения объекта знаний, а за счет новой организации учебы, открывающей талантливой молодежи прямой путь в науку. После окончания техникума, например, уже не надо поступать на первый курс института наравне с десятиклассниками, а продолжать учебу на третьем курсе. Второе преимущество предлагаемой системы в том, что она насквозь конкурсная, стимулирует молодежь и одновременно отсеивает не желающих трудиться или посчитавших для себя ненужным идти дальше. Молодой человек, поступив в техникум, при большом желании через пять лет может окончить свое образование в институте или университете.

В этом году, согласно данным Министерства образования Украины, выпускается около пяти тысяч бакалавров. Но с магистратурой, по свидетельству первого заместителя министра образования, еще много проблем. В их решении Украине помогает европейское сообщество, им финансируется 16 образовательных программ, хотя в этом году некоторые учебные заведения в виде эксперимента выпустят и магистров.

Министерством образования Украины также введена система аккредитации высших учебных заведений (первого, второго, третьего и четвертого уровней), которая должна стимулировать качество подготовки специалистов и научных работников. Чем выше уровень выпускников, тем большую степень свободы получает институт или университет. Статус учебного заведения необходимо подтверждать каждые пять лет.

Юрий Бугай, в частности, подчеркнул, что за прошедшие три года после принятия закона об образовании многие вузы и областные управления несколько своеобразно поняли свободу и не всегда правильно смогли ее использовать. Если сегодня передать функции по аккредитации учебных заведений в регионы, где нет в достаточной мере высокоспециализированных институтов по вопросам образования, можно ожидать не только снижения критериев, но и разбалансированности всей образовательной системы.

«В свое время уже делались попытки передачи некоторых функций высшим учебным заведениям, но не были разработаны механизмы их реализации, — сказал первый заместитель министра. — Стало не лучше, а хуже, потому что желание было, а реальные возможности отсутствовали. Необходима детальная нормативная база, которая в тех условиях разработана быть не могла. Сейчас это является приоритетным направлением деятельности министерства. В основе каждой автономии должен быть государственный стандарт. Недавно проверяли одно высшее учебное заведение — и что же? Всю фундаментальную подготовку вычеркнули!.. В реформах нужна постепенность и терпеливость. Мало создать хороший закон, необходимо разработать механизм его воплощения в жизнь».

Для Министерства образования Украины этот год в какой-то мере является переломным в плане концептуальных подходов реформирования образования. Недавно прошли парламентские слушания о состоянии образования. Президент Украины создал комиссию по реформированию просвещения, она уже разработала рекомендации, которые, очевидно, будут утверждены. Основные направления развития образования нашли свое отражение в новой редакции «Закона об образовании» и в предложениях министерства по разработке около ста нормативных документов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно