ТЕСТ-ДРАЙВ СЕРТИФИКАЦИОННОЙ МАШИНЫ

Поделиться
Немногим больше месяца понадобилось сотрудникам Центра тестовых технологий, чтобы подготовить аналитический отчет, посвященный сертификационному тестированию-2003...

Немногим больше месяца понадобилось сотрудникам Центра тестовых технологий, чтобы подготовить аналитический отчет, посвященный сертификационному тестированию-2003. И в итоге, естественно, облегченно вздохнуть: первый этап совместного проекта МОН Украины и Международного фонда «Відродження» по внедрению системы внешнего стандартизированного тестирования учебных достижений школьников прошел успешно.

Напомним читателям, 10 мая с.г. в Киеве, Львове, Одессе и Харькове состоялось внешнее сертификационное тестирование по математике и истории. В нем на добровольных началах принял участие 3121 выпускник из 670 школ страны. Результаты тестирования, по желанию ребят, могут быть одновременно засчитаны как государственная аттестация по вышеназванным дисциплинам и как вступительный экзамен на определенные специальности четырех вузов, принимающих участие в эксперименте. В числе пионеров — Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Львовский национальный университет им. И.Франко, Одесский национальный университет им. И.Мечникова и Харьковский государственный педуниверситет им. Г.Сковороды.

То, что существующая сегодня система выпускных-вступительных испытаний, мягко говоря, не всегда выполняет возложенные на нее функции, общеизвестно. Подтвердило сей факт и проведенное год назад киевским центром «Социальный мониторинг» исследование. Больше половины украинских юношей и девушек считают, что вышеупомянутая система несовершенна, не является инструментом объективного контроля знаний выпускников и не обеспечивает прозрачности и непредвзятости оценки знаний абитуриентов. Кстати, к числу скептиков принадлежат практически все респонденты, работающие или работавшие в школе учителями.

А ведь, кроме непрозрачности и необъективности, налицо масса не менее существенных минусов. В частности, большие, а порой просто огромные, различия в содержании и формах проведения выпускных-вступительных экзаменов, недоверие вузов к итогам школьной госаттестации. Оно и немудрено: из-за отсутствия четко определенной единой методологии оценивания, чуть ли не повсеместном нарушении экзаменационных процедур, полученные результаты несопоставимы от школы к школе, не говоря уже о городских и сельских учебных заведениях среднего звена.

В общем трещащую по швам аттестационно-вступительную плотину наконец-то прорвало. Безусловно, делать какие-либо далеко идущие выводы на основе первого этапа эксперимента было бы слишком самонадеянно. Главное — дан старт новому делу. Причем делу со многих точек зрения весьма многообещающему. Ведь в идеале именно национальная экзаменационная система в форме внешнего стандартизированного тестирования могла бы обеспечить непредвзятую сравнительную оценку учебных достижений выпускников, их соответствующую сертификацию. А при введении единого экзамена — прозрачность поступления в вуз. К слову, соцопрос 1800 участников пробного мартовского тестирования продемонстрировал стопроцентную заинтересованность молодежи в новом способе «индикации» их знаний.

И еще. Главным элементом, обеспечивающим эффективное управление системой образования, является оценка его качества. Она должна основываться на достоверных и сопоставимых данных об учебных результатах. В Украине такая информация пока отсутствует. Получить ее можно, лишь запустив механизм внешнего оценивания. Только оно может быть объективным, поскольку осуществляется посредством применения «не родных» учебному заведению стандартизированных тестовых заданий, единых для всех процедур проведения мероприятия и технологий безличностной проверки.

Разобравшись с бесспорными плюсами (об уже проявившихся острых углах чуть ниже) начинания, перейдем к результатам внешнего сертификационного тестирования-2003. Еще раз подчеркну: в нем принимали участие лишь ученики, изъявившие такое желание. Так что считать выборку репрезентативной нельзя.

Две трети получивших впоследствии сертификат, решили испытать свои знания по алгебре и геометрии. Чуть больше тысячи юношей и девушек предпочли синусам-косинусам и иже с ними историю. Опять же, хоть выборка и не репрезентативна, но достаточно четко демонстрирует наметившийся в последнее время крен в сторону точных наук и, следовательно, все возрастающую востребованность, скажем так, негуманитариев. К слову, оказалось, что математику лучше знают горожане, а среди тех, кто на «ты» с историей, больше уроженцев сел.

Безусловно, тот факт, что в тестировании участвовали ребята мотивированные, уверенные в своих силах и нацеленные на дальнейшую учебу, не мог не сказаться на его результатах. Достаточный и высокий уровень учебных достижений по математике продемонстрировали, соответственно, 49 и 13% юношей и девушек, по истории Украины — 65,5 и 22%. На вопрос «Хотели бы вы иметь возможность тестироваться по другим предметам школьного курса?» восемь из десяти уверенно ответили: «Да».

По мнению половины участников эксперимента, тестовые задания оказались похожими на традиционные экзаменационные, но по содержанию глубже охватили материал всего курса. Тридцати шести процентам будущих обладателей сертификатов тестовые «орешки» оказались не по зубам, и только 12% умников и умниц вынесли вердикт, что тестовые задания проще традиционных экзаменационных. При этом 44% участников эксперимента-2003 советуют будущим выпускникам обязательно проходить внешнее тестирование, поскольку оно дает дополнительные возможности, а присоединившиеся к ним 48% считают его интересным испытанием.

Попытался оспорить выставленную оценку за сертификационную работу лишь один выпускник (да и то после разъяснений снял свои претензии). Возможно, отсутствие апеллянтов связано в первую очередь с тем, что абсолютно все участники тестирования могли впоследствии ознакомиться с правильными ответами на задания. Их вывешивали на специальных стендах во всех региональных центрах. Такая практика сохранится и в будущем.

Высоко оценив проделанную центром работу, министр образования и науки Украины Василий Кремень в свою очередь пообещал представить на августовских кабминовских слушаниях, посвященных подготовке к новому учебному году, проект постановления, которое на государственном уровне полностью узаконит проведение сертификационного тестирования и предусмотрит на эти цели определенные средства в госбюджете-2004. Министр в очередной раз выразил уверенность, что в следующем году количество вузов, признающих результаты внешнего тестирования, существенно увеличится. Плюс ко второму этапу эксперимента к первопроходцам подключатся не одна—две области Украины, а абсолютно все регионы страны. Кроме того, по мнению В.Кременя, в педвузах и институтах повышения квалификации учителей следует ввести курсы по изучению отечественного и зарубежного «внешнетестировочного» опыта.

В отношении необходимости придания госстатуса проводимому эксперименту с министром согласен президент НаУКМА В.Брюховецкий. Иначе, убежден Вячеслав Степанович, через несколько лет от проекта останутся одни лишь воспоминания. «Следует искать механизм его развития, подумать, чем можно заинтересовать ректоров вузов, как убедить их присоединиться к начинанию», — высказал свое мнение господин Брюховецкий. К «узким» же местам эксперимента он относит наличие в тестах так называемых открытых заданий (предусматривающих развернутый ответ), которые проверяет не компьютер, а педагог. Кстати, в Могилянке, двенадцать лет шлифующей свой «тестовый» опыт, на первых порах тоже пытались их внедрить, но очень быстро отказались. Практика показала, что при проверке «открытых» заданий субъективности при всем желании избежать не удается. А ведь это, согласитесь, может подорвать доверие ко всей системе. Если не сегодня, то завтра неизбежно встанет и вопрос о конфиденциальности, скажем, тех же тестовых заданий. Сможем ли мы ее обеспечить, если даже руководители отрасли, обсуждая этот вопрос, публично заявляют о нашей «склонности к определенным финансовым нарушениям»?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме