Именно так называется новая научная дисциплина, которая активно развивают российские ученые из научно-исследовательского института телерадиовещания. Поводом для ее создания послужил феномен, названный синдромом Бивиса-Баттхеда, который впервые был зарегистрирован в 1997 году в Японии. Тогда тысячи ребятишек получили расстройства здоровья — от конвульсий до потери сознания и головной боли — в результате просмотра по телевизору мультфильма «Карманные монстры». Оказалось, что виной тому кратковременные мелькания изображения на экране частотой 10-30 герц, которые попадают в резонанс с частотой биоритмов нейронов головного мозга.
— Мы провели компьютерный анализ визуальных параметров изображений различных телеканалов, — рассказывает заместитель директора института Светлана Немцова. — Как оказалось, во многих сюжетах присутствуют целые циклы таких опасных мельканий. Покадровый анализ показал, что некоторые из них вводятся авторами телепрограмм при их монтаже специально. Например, в сцены с высокой яркостью периодически вставляются так называемые черные поля, применяются и другие технические методики. Особенно отличаются этим подборки музыкальных клипов, хотя экологически «грязные» приемы встречаются и в рекламных роликах, и даже в программах новостей. Пожалуй, полный визуальный комфорт царит лишь в «мыльных операх». Не в этом ли заключается секрет их успеха?
И дело не только в непосредственной опасности возникновения судорог, приступов тревожности или перевозбуждения. Оказывается, что такое воздействие на нейроны нарушает нормальную работу мозга в течение полутора-двух часов. Скорость реакции, память, другие психофизиологические характеристики восстанавливаются в полном объеме только через полтора-два часа после просмотра таких экологически «грязных» программ. Однако никаких норм, которые бы задавали допустимые значения более чем десятка существующих визуальных параметров, сейчас нет. Поэтому на экране телевизора «картинка» и резвится, как хочет.