СВКП — ОРУЖИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

26 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

Проблеме повышения качества обучения как в Украине, так и в других странах мира всегда уделялось и уделяется самое пристальное внимание...

Проблеме повышения качества обучения как в Украине, так и в других странах мира всегда уделялось и уделяется самое пристальное внимание. Ведь возможности человеческого организма не безграничны и использовать их необходимо рационально, в особенности в молодом возрасте, когда и происходит процесс интенсивного восприятия информации. Особое место принадлежит здесь техническим средствам коллективного пользования.

В лаборатории «Микропроцессорные средства обучения» Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» разработан и изготовлен справочно-вычислительный комплекс преподавателя (СВКП), который сегодня может с успехом применяться в самых разнообразных образовательных методиках.

Основной недостаток традиционной системы организации образования состоит в недостаточно эффективном управлении аудиторией со стороны преподавателя при условии больших групп.

Естественно, качество обучения выше в малых группах, где преподаватель может значительно большее внимание уделить каждому ученику. Однако здесь возникает другая проблема - дробление групп экономически невыгодно. Обострение этой проблемы особенно заметно с повышением требований к образованию в ходе научно-технического прогресса.

Все чаще делаются попытки облегчить положение вещей с помощью технических средств обучения, причем предпочтение здесь отдается компьютерным классам, различного рода проекционным системам и т.д. В таких технизированных аудиториях ученики могут отвечать на вопросы нажатием на клавиши, расположенные прямо на рабочих столах, а преподаватель имеет возможность определить степень восприятия материала учениками при помощи специального табло. В таких системах основная роль отводится компьютеру, который и вопросы задает, и оценку ставит. Управление процессом обучения в подобных системах оказывается слабым, неоперативным и, как результат, малоэффективным.

Чтобы действительно чему-нибудь научиться, человек на практике должен применять и проверять полученные знания, и совершенно понятно, что этот процесс перепоручить компьютеру невозможно. В то же время и работу преподавателя, состоящую, как правило, в раскрытии сущности предмета, умении заинтересовать учеников, логической увязке учебного материала, разработке тестов и упражнений и т.д., также не может быть переложена на компьютер по крайней мере сегодня, пока он (компьютер) не стал носителем высокоразвитого искусственного интеллекта.

Разнообразные функции, такие, как сверка ответов учеников с эталоном, ведение учета успеваемости, выполнение разнообразных вычислений, информационный поиск, графика и другие, хотя и используются в учебном процессе, но являются вспомогательными и не могут привести к значительному повышению дидактического эффекта.

Этот вывод подтвердили и испытания компьютерных систем коллективного пользования, проведенные в колледжах США. Несмотря на их первоклассные технические возможности, они не только не увеличили дидактическую эффективность, но оказались очень дорогостоящими и неудобными в пользовании.

Новая разработка специалистов НТУУ «КПИ» в области средств обучения коллективного пользования лишена множества недостатков своих предшественниц или аналогов. Говорит один из соавторов разработки заместитель проректора НТУУ «КПИ» по научной работе доктор технических наук Сергей Воронов:

- Сегодня много делается и уже сделано для того, чтобы упростить компьютерные системы. Это особенно актуально для школ, многие из которых имеют компьютерные классы. Вместе с тем речь здесь идет о персональных компьютерах, с помощью которых, однако, компьютерной революции не совершить. Надежды на то, что с помощью компьютера возможно решить злободневные проблемы интенсификации обучения, также оказались тщетными, потому что научить может только учитель, а ему нужно лишь помочь.

Именно помощником преподавателя и является наш новый справочно-вычислительный комплекс, разработанный и изготовленный в лаборатории нашего университета.

Заведующий лабораторией «Микропроцессорные средства обучения» Виталий Котовский продолжает:

- Наш комплекс состоит из двух основных элементов - справочно-информационной таблицы и программируемого вычислителя. В зависимости от изучаемого предмета в комплекс закладывается та или другая база данных. Сегодня мы можем «наполнить» его данными из области химии, физики, математики, материаловедения, спецтехнологий. Реализован комплекс на базе микропроцессорного модуля в режиме прямого доступа к памяти. В противовес большинству компьютеризованных систем обучения, наш комплекс ориентирован не на универсальность и разнообразие технических и программных возможностей, а на достижение максимального дидактического эффекта и удобство в работе с ним преподавателя.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно