СТРЕСС И ТВОРЧЕСТВО: КАК СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ

18 сентября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 18 сентября-25 сентября 1998г.
Отправить
Отправить

В фундаменте таланта, конечно же, лежат конкретные способности к чему-либо, ум, образованность или просто феноменальная осведомленность в каком-то деле, неординарная работоспособность.....

В фундаменте таланта, конечно же, лежат конкретные способности к чему-либо, ум, образованность или просто феноменальная осведомленность в каком-то деле, неординарная работоспособность... Но кроме этого - еще способность творить, т.е. создавать новое, неизведанное и при этом общественно необходимое и значимое. Для этого надо быть прежде всего генератором идей.

Наверное, вам приходилось видеть очень эрудированных специалистов, способных сделать все что угодно. Но... У них было все, кроме вот этой самой генерации идей. Поэтому выдающихся работ не получалось.

Из жизнеописаний талантливых известно, что зачастую они отличались высокой чувствительностью, вспыльчивостью, неуравновешенностью, тяжелым характером. Ну и что из этого? Как все-таки генерируются идеи? Вот тут-то и закавыка. Почему одни их генерируют почти каждый день, а другие - эдакие эрудированные бульдоги, все на свете знающие и умеющие, - редко, почти никогда? И как эта генерация происходит? А происходит она обычно внезапно, в виде интуитивного озарения, часто не в рабочей обстановке, даже во сне. Но откуда оно берется, как проявляется?

Многое из области психологии творчества уже известно. Например такой алгоритм получения сильной идеи: изучение информации, постановка задачи - вработка в проблему, настойчивая попытка ее разрешения - передышка - озарение... Да, это верно, так бывает, но не всегда и не у всех. Чего-то здесь не хватает.

Вот мнение американцев (Дж.Диксон «Проектирование систем: изобретательство, анализ, принятие решений»). Был себе маленький институтик, перегруженный, люди на головах сидели друг у друга, не работа - а «мясорубка», все нервные, суматошные. Но работа шла, идей - море. Потом переселили всех в новое здание, у каждого кабинет, тишина, все условия. А генерация идей иссякла, хоть назад все возвращай. В чем здесь дело?

Или - наблюдения В.Катаева, описанные им в возрасте 80 лет в прекрасной книге «Алмазный мой венец». Говоря о Маяковском, Есенине, Багрицком, Олеше, себе и многих других талантливых поэтах и писателях, он неизменно замечает, что в истоках их творчества - несчастная любовь, что такая любовь - самый сильный двигатель творчества. «Чем опаснее нанесенная рана, тем гениальнее творчество художника...» Получалось, что кто не пережил несчастной любви - стать талантливым шансов не имел...

У ученых: казалось бы, такой благополучный академик П.Капица... А на самом-то деле: похоронил в холодном и голодном Петрограде после революции молодую жену, маленьких детей, был надломлен, замкнут, затем упорно работал в лаборатории Резерфорда и сделал ряд выдающихся работ.

Увлекшись этой проблемой, я штудировал физиологию высшей нервной деятельности, изучал «устройство» нейронов - клеток мозга, как образуются нейронные цепи, каков химизм передачи нервных импульсов, каковы механизмы памяти... Но ответа на вопрос - как происходит озарение, рождение нового - не было нигде.

...Как-то темным воскресным вечером я возвращался с дачи, где работал над статьей по преобразователям сверхвысоких частот (радиотехника). Голова была уже тяжелая, да еще что-то читал в электричке и автобусе. Вошел в квартиру - мутило от автобусных газов. Отдохнуть бы. Но увидел на столе свежий номер журнала «Наука и жизнь», который регулярно читал уже лет двадцать... Полистал, а там статья академика П.Симонова «Предыстория души».

Сейчас не помню уже, о чем была эта предыстория, но где-то в тексте промелькнули слова «генные мутации». И вдруг меня осенило некоей аналогией. Мутации!.. Т.е. случайные изменения в нейронных цепях, в нейронных связях рождают информационные мутации - образов, ассоциаций, представлений... В несколько секунд или минут стало все ясно: все, что мы знаем, запоминаем, так или иначе «набирается» (отражается) в нейронных цепях, системах мозга. Но как получаются их мутации, под влиянием чего мутируют нейронные цепи?.. Однозначно: под влиянием стрессов! Стресс, как неспецифическая, по Гансу Селье, реакция на любой сильный раздражитель, вызывает синтез гормонов стресса, его перевозбуждение. Рвутся связи между нейронами, гибнут сами нейроны - это уже мутации, а дальше больше: после отдыха и восстановления организма и мозга связи тоже восстанавливаются, но уже не так, как раньше, ведь часть нейронов погибла, а прорастающие дендриты соединяются уже с другими дендритами других нейронов... Нейронные цепи мутировали и изменили записанную в них информацию.

Информационные мутации, рожденные таким случайным процессом, будут тоже случайными, а потому самыми разными - полезными и бесполезными, логичными и нелогичными, хаотичными чудищами, кошмарами и т.п. И только сознание оценивает и отбирает их, запоминая и развивая то, что логично и полезно! Выход мутаций в их первородном виде мы наблюдаем во сне. Художники (Сальвадор Дали, кажется, Марк Шагал и др.) иногда наносили эти рабочие, нелепые картины подсознания на свои полотна.

Мутации при выходе из подсознания мгновенно достраиваются логическим мышлением до некоторой позитивной мысли или идеи. Так возникает озарение - во сне или наяву, но чаще всего при воспоминании (после отдыха) интересующей проблемы, которую приходилось штурмовать уже не раз. Кстати, некоторые люди творческого склада держат на ночном столике записные книжки и карандаши, чтобы, проснувшись, мигом записать «лепую» или нелепую (потом разберемся) картину, пришедшую из подсознания во сне. Так поступал, например, знаменитый авиаконструктор Антонов.

Большей частью мутации-генерации происходят в подсознании, процессорная мощность которого выше управляющей мощности сознания в 10 4 -10 6 раз.

Главной движущей силой в этом преобразовании является стресс, приводящий к насильственной мутации нейронных цепей и записанной в них информации. А как же талант, как формируется талантливость? Тогда (сначала) я нашел только один - истинно рабочий - путь ее формирования. Вас озарило раз, другой, третий... Вы генерируете новые идеи, и если вы способны доводить дело до конца, то на основе этих озарений-идей каждый раз получаются оригинальные работы, в них что-то новое, полезное и, с каждым разом, все ярче, талантливее. Так, шаг за шагом, формируется и постепенно проступает талант.

Долгое время я не видел другого пути и других возможностей. Но недавно, пережив цепь сильных стрессов, меня вдруг осенило. Все оказалось сложней. Слабые воздействия на мозг - это примерно фоновые, в которых мы живем постоянно. Это, собственно, ход времени. Не буду их перечислять. Их роль - в стирании старых связей в мозге. Они тоже приводят к мелким мутациям, выбираемым в процессе работы. Если же происходит перерыв в работе, все тонкости проблемы быстро забываются, нужные мутации сознанием не опознаются и теряются.

Наиболее, видимо, продуктивны «средние» воздействия, т.е. средние по силе стрессы, когда нейронные связи рвутся, мутации возникают, но гибель нейронов еще несущественна для хорошей работы мозга. После краткого отдыха, перерыва в работе связи восстанавливаются, но с изрядной долей мутаций, приводящих при вспоминании к нужным идеям-озарениям.

Наконец, сильные воздействия - болезни, тяжкие длительные стрессы: несчастная любовь, тяжелые травмы, длительное нахождение на грани жизни и смерти (одна из процедур при «воспитании» шаманов) и прочее. Что тогда? Естественно, что когда весь организм погибает, то гибнет и гигантское количество нейронов в мозге, гибнут значительные его участки. Потом - медленное выживание и восстановление мозга. Но при этом не просто восстанавливаются связи, имитирующие старые цепи, хотя и с изрядной долей мутаций, а существенно меняются многие структуры мозга, обуславливающие способности индивида. Нейроны у всех людей устроены примерно одинаково. А вот структуры мозга, количество нейронов в них, в коре полушарий - это разное, поэтому разные способности.

Кроме того, как уже доказано экспериментами, сильные стрессы вызывают и интенсивные генные мутации в ядрах нейронов, что может приводить к изменению поведенческих реакций этих нейронов. Видимо, это еще один из механизмов не только усиления мутаций в нейронных цепях, но и изменения структур мозга, нервных центров, связей между ними и сопряженных с этим способностей человека.

Итак, в результате потрясений и изменения мозговых структур одни способности теряются, утрачиваются напрочь, другие усиливаются, могут развиваться до уровня талантливости.

Все знают историю Ванги - болгарской ясновидящей, прорицательницы. В 13 лет она попала в смерч, который поднял ее, бросил наземь, разбил. Она выжила, но ослепла. Представьте это горе! Это море переживаний, этот стресс и эту бурную жажду вернуть зрение! И, в конце концов, под влиянием этого вектора развития мозга у нее появилась способность ясновидения - зрения «третьим» глазом, хорошо и, кажется, единственно достоверно или надежно описанная в книге Бориса Сахарова «Открытие третьего глаза» в 1954 г. Руководствуясь книгами йогов, он медленной упорной тренировкой развил в себе способность ясновидения, т.е. у него был некий рабочий путь развития этой способности. А у Ванги - иначе - тяжкий, долгий стресс; погибла способность к обычному зрению - развилась способность к необычному - «третьим» глазом...

Таковы вкратце некоторые (но далеко не все, как выяснилось позже) пути, особенности и модели формирования способностей - старых, от рождения, и новых, развития талантливости. Как видим, кроме полученных от родительских генов способностей и упорного труда для становления таланта в большинстве случаев нужен еще такой двигатель, как стресс. Люди сверхчувствительные, сильнострессируемые обычно более талантливы, чем менее чувствительные и менее стрессируемые. Поэтому к неотъемлемым чертам талантливых людей надо обязательно добавить высокую стрессируемость и чувствительность нервной системы. Последняя всегда коррелирует с глубиной ума, у которого два главных параметра - глубина и скорость мышления.

В этой связи в качестве интересного примера мне хочется вспомнить Д.Менделеева. На фотографиях он смотрится бородатым спокойным и умиротворенным мудрецом. А каким он был на самом деле? Об этом лучше всего сказано в статье В.Рича («Химия и жизнь», 1981, №9) «Мост Менделеева».

Смолоду и до старости Д.Менделеев все и всегда делал по-своему. Создал образцовое имение - забросил, к негодованию супруги Феозвы Никитишны. Провел эксперименты по сцеплению жидкостей - и тут же оставил эту область науки. А уж какие скандалы начальству закатывал!.. А история его полета на воздушном шаре, когда он силой захватил аэростат военного ведомства, выгнав из корзины генерала Кованько - опытного воздухоплавателя!..

А как работал Дмитрий Иванович?! За два месяца написал совершенно новый, на новых принципах курс органической химии - тридцать печатных листов. Шестьдесят дней ежедневного запойного труда - по двенадцать готовых страниц в сутки (вспомним: К.Маркс, работая над «Капиталом», писал по одной странице в день!..). Менделеев не вставал из-за стола и по тридцать часов, и по сорок. Так же он мог и спать - чуть ли не двое суток кряду. «Нервная система у Дмитрия Ивановича была чрезвычайно чувствительна, чувства обострены - почти все мемуаристы, не сговариваясь, сообщают, что он необычайно легко, можно сказать, постоянно срывался на крик, хотя по существу был человеком добрым...»

Какие же стрессы он испытывал? Тут явно проступают два типа стрессов.

Первый - от тех конфликтов, в какие он часто попадал из-за своей вспыльчивости и необузданности характера (кстати, столь же типичные и для другого гения русской науки - М.Ломоносова, уцелевшего в жестких перепалках с немецким начальством академии лишь благодаря своим успехам).

Второй - от работы запоем. Представьте себе непрерывную работу в течение 30-40 часов. Это страшное напряжение, когда мозг и «закипает», и «выгорает». Такие встряски в какой-то мере равноценны или даже превосходят стрессы от сильных отрицательных эмоций. Разница лишь в длительности.

Итак, разными путями, но к одному результату - мутациям в нейронных цепях мозга (изменениям матрицы, определяющей стереотипное мышление) и связанным с ними информационным мутациям - приводят сильные воздействия на мозг и организм в целом. Эти воздействия могут быть следующие:

- рабочий стресс, т.е. перегрузки, связанные с непосредственным выполнением работы, поставленной задачи, решением проблемы;

- любые сильные отрицательные эмоции, в т.ч. несчастная любовь, конфликтные ситуации, переживания по поводу болезней, несчастий, утрат и пр.;

- любые состояния сильного возбуждения нервной системы, в том числе вдохновение, «сверхсознание»;

- сильные воздействия различных химических веществ, в т.ч алкоголя, наркотиков, различных ядов, особенно воздействующих на нервную систему, мозг;

- всевозможные сильные болезненные состояния, в т.ч. с повышением температуры:

- гипервентиляция (дыхание более глубокое и частое, чем в норме).

Не подумайте, что для генерации озарений и формирования талантливости я собираюсь призвать вас использовать весь этот арсенал вредных воздействий. Отнюдь. Планируйте и используйте дозированный рабочий стресс, ну еще, может быть, некоторые физические перегрузки. Остальное так или иначе случается в жизни и помимо воли человека: и выпивки, которых не хотел, и несчастная любовь, и болезни, и многое другое. Но коль уж что-то случилось, целесообразно использовать это «что-то» для решения проблем, в спокойной жизни не решаемых. Переживая несчастье, заставьте себя «врубиться» в свою проблему, штурмуйте ее, постарайтесь «вогнать» себя в рабочий стресс. Будет двойная польза: от новой доминанты (рабочей) будет слабеть старая, вызывающая переживания и разрушение организма (в первую очередь иммунной системы и мозга), а от информационных мутаций пойдет генерация сильных идей, помогающих неординарно решать вашу задачу.

Интересно воздействие алкоголя на мозг. При употреблении спиртного, начиная с очень малых концентраций (пороговая норма 100 г пива), происходит коагуляция (слипание) эритроцитов. Такие комочки закупоривают мелкие капилляры. Возникает кислородное (вообще кровяное) голодание участков мозга. Дальше три исхода: тромбик быстро рассасывается - опьянение проходит, капилляр лопается или надолго остается закрытым - участочек мозга, оставшийся без питания, погибает и потом заменяется соединительной тканью.

Мозг пьющего человека в разрезе - сплошная мозаика. Если пить всего по 100-200 г водки в день, через 20-30 лет остается примерно половина нейронов; вместо умерших образуется соединительная ткань. Пьющие люди, как известно, в начале жизни (и своего пьянства) могут стать весьма талантливыми и успевают создать немало шедевров, но далее мозг разрушается настолько, что человек может выполнять лишь простейшие функции, талант гибнет раньше самого человека. Бывает и наоборот. Вспомним Есенина, его «Черного человека» («То ль, как рощу в сентябрь осыпает мозги алкоголь»), расстроенную психику и гибель при еще живом и сильном таланте. Или Высоцкого, любившего стимулировать творческий процесс алкоголем и табаком, - гибель физическая опередила гибель творческую.

Итак, стресс - один из необходимых двигателей творческого процесса. Давно известно, что мужчины среднестатически гораздо стрессируемее женщин. Почему? Может быть, из-за большей мышечной массы или из-за того, что мужской организм несет в себе начала изменчивости рода человеческого, а женский - стабильность, по крайней мере, в репродуктивный период. Сам по себе этот факт неожиданен и интересен, так как не согласуется с бытующим мнением, что женщины более чувствительны и эмоциональны. На самом деле мужчины гораздо сильнее переживают свои неудачи и поражения, сильнее реагируют на любые раздражители. Может быть, по этой причине так легко ударяются в пьянство и спиваются.

В нашем же вопросе этот факт объясняет другой известный феномен: при одинаковом уме и способностях, даже можно сказать, при большей гибкости и изворотливости женского ума, что весьма полезно для преодоления стереотипного мышления, мужчины более талантливы. Конечно, здесь играет роль и физиология: женщине нужно выносить, родить и воспитать детей, она берет на себя львиную долю хлопот в семье. Но при равных возможностях в творческом процессе большая талантливость мужчин статистически также обязательна, как и лучшие исполнительские или оформительские качества женщин из-за большей стабильности их нервной системы.

Позже я познакомился с количественными результатами исследования стрессируемости шведских и финских физиологов и психологов, которые подтвердили мои выводы.

Оказалось, что выделение адреналина и других гормонов стресса во время экзаменов, проведения тестов на интеллект, внимание, при устном счете, взятии анализа крови и др. воздействиях у мужчин в 1,4-2,3 раза выше, чем у женщин.

Вот какова реальная (вопреки бытующим стереотипам) стрессируемость полов в равных и нейтральных ситуациях.

Вот я и рассказал, насколько это было возможно в газетной статье, о некоторых принципах генерации идей и механизмах формирования талантливости путем изменения нейронных структур мозга при длительных стрессах. Это и многое другое, а также масса фактического материала, доказывающего изложенное, а также методы, позволяющие и идеи генерировать, создавая талантливые вещи, и не слишком терять здоровье при этом, да еще и замедлять старение, - будет изложено в моей книге, которая ждет своих спонсоров.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК