СТАТИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

17 ноября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 17 ноября-24 ноября

Результатам обследования умственных способностей американцев были посвящены статьи М.Орлова «Тревожный звон» (№№19, 20 в «ЗН»)...

Результатам обследования умственных способностей американцев были посвящены статьи М.Орлова «Тревожный звон» (№№19, 20 в «ЗН»). Да, всеохватное тестирование такого рода позволяет установить возможности современного обучения, определить предполагаемый коэффициент его полезного действия. Однако «колокол», отражающий «распределение IQ», сам по себе не может вызывать ни тревоги, ни радости. Все решает использование статистических данных для улучшения учебного процесса, самой организации образования.

Вряд ли надо доказывать, что глупость неизлечима и что «выучиться на умного» нельзя. Мысль о преобладании людей с нормальными (проще говоря - средними) способностями тоже едва ли можно считать оригинальной. Все мы знаем, как редко встречаются особо одаренные личности. По существу, выводы ученых только подтвердили и уточнили сложившиеся на практике представления.

Полноценное образование неосуществимо без двух вещей - отбора и отсева. Советскую школу десятилетиями лишали права на то и другое, да и вузы были поставлены в аналогичное положение. В Советском Союзе насчитывалось более 170 пединститутов, и лишь 5 - 7 из них (столичных) были наделены некоторыми «льготами»: им разрешалось отчислять неспособных, т.е. сокращать число студентов; остальным же вузам предписывалось «сохранять контингент» от момента набора до момента выпуска. Престижем пединституты не пользовались; их аудитории, особенно на периферии, заполняли отнюдь не лучшие выпускники школ и соответственно обучать новое поколение школьников приходили в основном посредственные, слабо подготовленные учителя. Задача «научить учиться» им была явно не по плечу, они вполне довольствовались узаконенным выколачиваем «процента». Так образовался порочный круг формализма, дутых цифр, и, конечно, никакие сведения о «распределении IQ», будь они даже известны руководству, влияния на судьбу школы (вуза) оказать бы не смогли.

Впрочем, и сегодня когда уже не существует партгосдиктата, в школах СНГ мало что изменилось.

Чтобы судить об успехах наших соотечественников, необходимо собрать обширный информационный материал и ответить на ряд вопросов. Назову только главные. Как распределяются по американским вузам дети эмигрантов - русских и нерусских? В каком возрасте эти дети сюда приехали? Сколько лет проучились «дома» и сколько в эмиграции? Как выглядит диаграмма их успеваемости по годам обучения? Насколько мне известно, подобная информация пока отсутствует.

Американская школа - вовсе не идеальная структура, не образцовая модель; у нее есть свои сложности, свои проблемы. В Америке, как и в России, профессия учителя не слишком престижна, многие учителя настроены консервативно и до старости держатся за насиженное место. При обсуждении намеченной реформы образования говорилось о необходимости «переучить и омолодить» учительские кадры; на это потребуется много лет и немало усилий. Однако принципиальное достоинство здешней школы заключается в праве на отбор и отсев. Если глупого нельзя превратить в умного, если тупица не в силах одолеть науки, зачем заставлять его учиться? Такое принуждение ничего хорошего не сулит. А способные дети здесь учатся с охотой, потому что им интересно, потому что обучение ориентировано на развитие мышления, на мобилизацию умственных, познавательных резервов - и в принципе избавлено от формализма. Кто же не хочет или не в состоянии учиться, покидает школу и овладевает каким-либо ремеслом, чтобы включиться в трудовую деятельность - в такую, которая требует скорее умений, чем знаний (ближайший пример - сфера обслуживания). В старших классах благодаря отбору, как правило, учатся уже только те, кто действительно хочет получить диплом, чьи жизненные планы связаны с продолжением учебы в колледже, и, разумеется, полноценное обучение таких старшеклассников предполагает наличие учителей высокой квалификации.

Что касается системы проверки, то она в американской школе значительно более эффективна, чем в советской. Вместо малопродуктивного опроса, вместо стандартизованных контрольных работ - гибкий комплекс заданий (report, project, esse, review), которые ставят ученика в положение начинающего исследователя. Выполняя работу, он должен выявить проблему, обозначить ее грани, наметить пути решения. Задания предлагаются в широком диапазоне - от обработки газетных заметок до построения собственного рассуждения на политическую, нравственную, бытовую тему.

Получившие школьный диплом готовы идти дальше, и не случайно конкурс в ведущие университеты страны составляет 3 - 6 человек на одно место. И это настоящий конкурс. По блату или за взятку, как в бывшем СССР, студентом здесь стать невозможно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно