В последнее время на плечи украинского учителя легла более важная миссия, чем та, которую когда-то кайзеровская Германия возложила на плечи своего педагога. Вспоминаете известное выражение Бисмарка: «В этой войне (франко-немецкой) победил немецкий учитель»? Безусловно, победить Францию тогда было непросто. Но ведь наш учитель будет воевать не с Францией, — он должен дома победить пандемию ковида. Обеспечить в борьбе с этой бедой решающий перелом.
Правда, прусскому учителю было легче, потому что на победу он работал вместе с немецкими родителями и немецким же управленцем. Ведь немецкая семья воспитывала у собственного чада глубокое уважение к родному государству и его школе, а немецкий чиновник трудился, чтобы образование было обеспечено всем тем, чем должно было быть обеспечено, чтобы немецкий учитель мог полноценно выполнить свою миссию.
У нас все наоборот. Наши папы и мамы не спешат сами вакцинироваться, хуже того: многие из них постоянно и всем твердят, что вакцинирование — или афера, или очень вредная вещь. Но если дело касается учителей, родители единодушны: безусловно, все педработники должны сделать прививку, ведь почему это из-за их неразумного упрямства наши дети и мы с ними должны находиться дома на карантине и учиться дистанционно? Логика понятна: чтобы мы не страдали, пусть они вакцинируются.
Скажем честно: родители, может, и не настаивали бы на вакцинации педагогов, потому что понимают, что, защитившись прививками сами, учителя тем самым вряд ли защитят от возможного заражения их детей. Для защиты учеников нужны и другие вещи, которые государство до сих пор не обеспечило: по возможности меньшее количество школьников в помещениях, наличие средств индивидуальной и коллективной защиты, кондиционеры, дезинфекция (или изоляция) среды, с которой школьникам приходится иметь дело в течение дня… То есть родители наши преимущественно все правильно понимают. Пока в игру не вступает наш чиновник.
А наш чиновник — это же не немецкий. Это — сразу целый государственник. Поэтому он раскручивает интригу: переводит внимание родительского сообщества на учителей — нажмите там, дескать, на педколлективы, чтобы у них было не менее 80% вакцинированных, поскольку, если не будет, — закроем школы и вы засядете с собственными детьми дома на дистанционке.
Надо думать, что каждый вакцинированный на 80% педколлектив сразу же станет неким озонатором, излучателем энергий, которые в близлежащем к его телу пространстве моментально будут истреблять любую вирусную живность. Потому что это же — наши учителя. Не немецкие. И тем более не израильские, которых этим летом аж трижды (!!!) вакцинировали, и озонаторами от этого они так и не сделались. Наши — сделаются! И мощно сработают за все и за всех, если только их правильно «нагнуть». Так?
Нет, конечно. И у нас чуда не произойдет. Просто власти надо отвлечь внимание общественности от проблем, которые эта власть сама создала. И руками родителей еще раз «победить» уже традиционно по поводу и без повода раздавливаемого украинского учителя.
Хотя… А чему здесь удивляться? Это у других образование — едва ли не самая главная продуктивная сила, через которую социум наращивает свой потенциал и создает себя и свое будущее. Не на словах, не мертвыми доктринами, а — реально. Начиная с мечты. Вспоминаете, как когда-то нас напутствовал 95-летний Шимон Перес? «Украинцы, мечтайте о большем, чем мы, израильтяне, когда-то намечтали для себя; сейчас мы видим, что могли бы добиться намного лучших результатов, если бы на них ориентировались. Учтите наш опыт, мечтайте о почти невозможном». В установках нашего Григория Сковороды это звучало так: «Бери вершину — матимеш середину!».
Мудрый Перес просто был не в курсе, что наш социум пока что занят делами поважнее, чем какие-то там мечты. И что собственное перерождение и «выращивание» себя из своего настоящего в свое же будущее у него еще совсем не в повестке дня. Более того: он сам себе очень нравится таким, каков уже есть. И совсем не понимает соседей, которые его именно таким не хотят видеть в Европе даже через 20 лет. Ну, вот отчего бы это? Как заметил наш президент во время выступления в Стэнфорде, на мечту у нас уже нет времени, поэтому сразу беремся за цель. И цель у нас вполне конкретная: такими, какие мы есть, оказаться там, где именно такие не нужны. Оказаться наперекор всему. Чтобы и там стали хоть немного такими, как мы, и почувствовали наконец, как тяжело нам приходится в собственной шкуре. Всю нашу жизнь.
Видите, наш социум едва ли не испокон веков считает, что главный способ приобрести нечто путное — просто оказаться в нужное время в нужном месте. А уже это место само сделает тебя соответствующим себе (месту). Вот пребывание в школе сделает из тебя ученика, в министерстве — министра, в ЕС или НАТО — европейца.
Можно и иначе приобретать: притянуть это «нужное место» к нам в Украину. Например, финскую или польскую школу — в стены наших образовательных заведений. И пусть она здесь, у нас дома, делает из нас Европу.
В целом, все обо всем, но заявку на образование как продуктивную силу собственного перерождения наш социум не подавал. Оно ему пока что, как когда-то Пузырю («Хазяїн» И.Карпенко-Карого) Котляревский «без надобности». Мы твердо верим, что нас переродит трансплантированная в отдельные отрасли европейскость.
Правда, и с перенесенным «нужным местом» творится что-то нехорошее: вместо того, чтобы европеизировать нашу образовательную отрасль, оно само так мощно «украинизировалось», что сегодня уже даже трудно сказать, где у нас более сильная коррупция и больше бессмыслицы. И это становится все заметнее. Это уже просто мозолит глаза. Так почему бы этим не воспользоваться?
Почему бы и не отыграться за счет именно образовательной отрасли в ситуации с очередной волной пандемии? Почему бы не сделать ее козлом отпущения, на которого спишутся все неурядицы, которые наплодил нынешний политикум?.. Почему бы не притвориться, что именно вакцинация учителей решит все проблемы с ковидом в школе?..
Учителя — такие же граждане Украины, как и «не-учителя». Поэтому кампания по вакцинации должна касаться их в той же степени, в какой касается всех остальных. А надежная защита детей в учебных заведениях и вне их должна организовываться и через обеспечение им возможности находиться вне больших скоплений людей (посмотрите наконец на наши переполненные классы!); вне непроветриваемых (или редко проветриваемых) помещений; вне необходимости взаимодействовать с потенциально опасными местами и людьми (начиная с общественного транспорта и торговых сетей). И именно это — прежде всего, потому что нынешний штамм, говорят, поражает и молодежь.
И последнее… В этой войне с ковидом победить можно только совместными усилиями. Только потихоньку становясь социумом, который мечтает и через развитие собственного культурно-образовательного пространства становится способен утвердить достойное будущее для своих детей на отчей земле.