Спасенные или приговоренные?

7 мая, 11:14 Распечатать Выпуск №16, 28 апреля-11 мая

Новые правила приема первоклассников вызвали шквал дискуссий.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Новые правила приема в школу ("Порядок зачисления, отчисления и перевода учащихся") до сих пор не утверждены. Хотя и вышли на финишную прямую — подписаны министром образования и направлены в Минюст. А времени уже в обрез — начинается прием в первый класс.

Надо заметить, что обсуждение новых правил приема детей в школу шло непросто. Кто-то считает их спасением, а кто-то — "закрипачиванием". В результате дискуссий Минобразования даже пришлось давать задний ход и смягчать некоторые уже разработанные нормы (см. "Прием и прописка при нем", ZN.UA от 18 марта 2018). Например, механизм приема детей, проживающих не в микрорайоне школы. Раньше предлагалось зачислять их по дате рождения: в первую очередь тех, кто старше. Теперь эту норму заменили другой: счастливчиков будут выбирать с помощью жеребьевки, процедуру проведения которой утвердит педсовет учебного заведения. Такой вариант решения проблемы, мягко говоря, не всем внушает доверие. Почему же его ввели?

В интервью СМИ Лилия Гриневич объяснила это так: "Офис уполномоченного по правам человека сказал нам четко, что конкурс по дате рожденияэто дискриминация. Потому что "зимние" дети будут иметь преимущество перед "летними". Но злые языки поговаривают, что дело не только в этом. Просто у кого-то внуки или дети могут не попасть в престижную школу в центре столицы. 

Казалось бы, ну что такого особенного в правилах зачисления в школу? Но нет, они затрагивают слишком много интересов. Наверное, потому этот документ стал настоящим тестом для всех нас. В этом тесте несколько вопросов.

Хотим ли мы сегрегации общества? 

"Нет реформе, нацеленной на уравниловку! Теперь дебилы, если они живут возле физматлицея, будут там учиться?считает папа, чей ребенок учится в престижном государственном лицее со вступительным взносом в 10 тыс. грн и ежемесячной оплатой в 1,5 тыс. грн. — Наш лицей собрал деток из хороших семей, в которых детьми занимались с трех лет, и дети смогли пройти тестирование. А теперь дети "с райончика" со своими "нравами" "шашлычок под водочку на Пасху, цветочки — девочкам 8 марта, хелоуинчик-инстаграмчик" ?!?! И не так важно, какая программа там будет. Определяющий фактор — подбор развитых деток и хороших педагогов. Жаль детей, которые занимаются в классах по 15 человек, с круглыми столиками и диванчиками, с интересными и современными методами, с хорошей учительницей, которая и в полночь ответит на вопрос из домашнего задания. И все это создано многолетними усилиями родителей и дирекции. Теперь мы должны пустить туда толпу местных, для которых вдруг открылись Врата Халявы?" 

"Под нашими окнами — престижная школа. Но попасть туда у моего ребенка не было никаких шансов, — рассказывает мама будущего первоклассника. — Пришлось бы водить его в другую школу, подальше. А теперь я пришла к директору, подала документы и заявление — и все, до встречи 1 сентября! На намек о вступительном взносе ответила отказом".

По замыслу, новый порядок приема в первый класс должен дать всем одинаковый шанс на качественное образование, независимо от доходов и связей родителей. И это справедливо. Но с другой стороны, родителей, которые боятся приема по прописке, тоже можно понять.

Новый порядок приема школьников приурочен к старту новой украинской школы. Как известно, в НУШ не будет отличий в обучении начальных классов — все будут учиться одинаково по одинаковым программам и учебным планам. Соответственно, и выбирать школу как бы нет смысла. 

Возможно, так и будет когда-нибудь, в далеком будущем. Но пока что мы понимаем, насколько отличается качество обучения в разных школах. Учебные заведения не равны как по учительским ресурсам, так и по материальному обеспечению. Так, может, стоило сначала заняться повышением средней температуры по палате — работой по улучшению качества образования в каждой школе, а уж потом закреплять за ними учеников без права выбора? 

Кто-то скажет ─ так в чем проблема, идите в частные школы, там за ваши деньги любой каприз. Но, во-первых, частные школы, как и государственные, очень разные. Часто они создают отличные бытовые условия, но не всегда дают качественное образование. Кроме того, стоимость обучения в них гораздо выше, чем в лицеях и гимназиях с ежемесячной "благотворительной" оплатой. И если средний класс может позволить себе вносить в родительский фонд ежемесячно 300- 500 грн за обучение ребенка в учебном заведении с хорошей репутацией (это средняя расценка по Киеву), то частную школу он точно не потянет. 

Понятно, что родители, нацелившиеся на авторитетные школы и готовые платить за обучение в них, не будут радостно прыгать до потолка, узнав, что теперь путь в эти школы им может быть заказан. Шанс поступить есть, но очень маленький ─ если будут места и повезет при жеребьевке. Вместо этого им придется согласиться на обучение у Марь-Иванны из соседней школы, которая даже понятия не имеет о новых веяниях и методиках. Легко ли это пережить родительскому сердцу? "Почему мой ребенок должен быть приговорен к окраине?─ говорит мама будущего первоклассника.─ Я не могу купить квартиру в центре столицы (а именно там находятся престижные школы). Но найти 4,5 тыс гривен в год на взносы в гимназию я бы смогла. Страна, из которой утекают мозги, не должна создавать ситуацию, когда плохо тем, кто учится".

С другой стороны, престижные хорошие школы — тоже далеко не панацея. "Для начала неплохо было бы определиться с критериями "хорошести", — считает Елена Бондаренко, сооснователь ОО "Батьки SOS". — ВНО? Не всегда результаты ВНО указывают на уровень преподавания в школе, поскольку вклад репетиторов не менее внушителен. Кроме того, "лучшие школы" выбирают детей по конкурсу и часто отчисляют, если результаты обучения ребенка не вписываются в идеальную картину. Поэтому результаты ВНО вовсе не являются объективным критерием преподавания в школе. И хочу напомнить, что самые громкие коррупционные скандалы, нарушения прав детей касались так называемых "хороших школ". 

Готовы ли мы жить по общим для всех правилам, даже если они нам не нравятся? 

Наши источники рассказывают, что никогда в жизни не видели в МОН такого потока уважаемых ходоков, как во время работы над новым порядком приема в школу. "Вы вообще представляете себе масштабы катастрофы? — кричал в кулуарах МОН один слуга народа. — Дочка Иван Иваныча идет в первый класс, и что, ее нельзя устроить в нужную школу?" 

Тяжелее всего приходится киевским директорам и начальникам отделов образования, ведь в столице уже начали прием в первый класс по-новому, руководствуясь специальным приказом департамента образования городской администрации. И можно только представить себе, сколько высокопоставленных родителей и бабушек-дедушек живет в Киеве и на что они готовы ради своего ребенка.

Елена Фиданян, директор столичного департамента образования, обратилась к ним в соцсетях: "Желаю всем нам мужественной позиции в попытке не нарушить закон, особенно если вы занимаете определенную должность — являетесь депутатом, работником прокуратуры, судьей. Ведь именно вы служите примером того, как жить по чести. Не тяните руку к "десятке" (спецсвязь. — О.О.), не бегите с удостоверением в школу, не давайте поручений своим помощникам устроить Вашего ребенка в сад или школу любой ценой. Напоминаю, по законам Украины это могут сделать только родители лично. И не нужно запугивать директора сада ( школы: если они не подвинут Вашего ребенка вперед, то... Начните изменения с себя!"

Устоят ли от соблазна нарушить правила приема директора школ, привыкших брать благотворительные вступительные взносы с родителей? Активистка и сооснователь ОО "Батьки SOS" Алена Парфенова публично обратилась к директорам школ: "Уважаемые отдельные киевские директора (не пишу пока фамилию-имя и номер школы) — поступление в первый класс киевских коммунальных школ, согласно приказу департамента образования, не предполагает ознакамливать родителей с вашим прайсом благотворительности… Угомонитесь по хорошему, взяли уже деньги — раздайте, и не позорьте своих коллег".

С другой стороны, все директора школ (особенно популярных) сейчас в непростой ситуации. Они пока что не имеют четких правил отбора, не понимают, кому нужно отказывать, а кого брать. Но они уже оказались под прицелом критики и недоверия. Директора опасаются, что любое их слово или действие родители будут трактовать как недобропорядочность. "Ты создал хороший коллектив, выстрадал и собрал по крупицам материальную базу, а тебя начинают ненавидеть за то, что ребенок может не попасть в твою школу", — сказал мне один директор.

Новые правила приема в первый класс станут испытанием и для родителей. Говорят, уже появились на подъездах и в интернете объявления типа: "Сдам квартиру семье первоклассника. Задорого. Сроком на несколько месяцев". 

Готов ли фундамент для новых правил приема в школу? 

Май на пороге, и раньше в это время уже полным ходом шел процесс приема в первые классы. Сейчас все в подвешенном состоянии. Понятно, что скорость юстирования документа не зависит от МОН, но, может быть, если бы разработка новых правил началась не в феврале, а в сентябре, к началу весны мы бы уже имели готовый документ, согласованный во всех инстанциях? И сейчас бы не было такой нервотрепки и неопределенности.

Все начальные школы будут одинаковы, утешает "закрипаченных" родителей МОН. Но не всем родителям нравится эта одинаковость. Пока что утверждены две учебные программы НУШ. Потому что они "типовые". Эти программы еще не знакомы широким народным массам, нет ни одного выпуска начальной школы, который бы учился по ним. А значит, безоговорочно в них поверить пока трудно, хотя и хочется. Может быть, поэтому так болезненно восприняли некоторые родители то, что из школ могут исчезнуть авторские "нетиповые" методики, которые уже много лет пользовались популярностью и из-за которых родители выбирали ту или иную школу. 

Сейчас эти методики находятся в подвешенном состоянии — авторы подали документы в Госслужбу качества образования (ГСКО) на экспертизу. Какие из них допустят в школы — до сих пор неизвестно. Хотя говорят, что все будет решено уже в начале мая. Вообще хотелось бы знать, какими нормативными актами определяется, что такое типовая программа, и что — нетиповая, почему у нас сразу две типовые программы (а не одна или восемь), есть ли какая-то нормативная база по этому вопросу, как регламентируется процедура экспертизы программ? Эксперты шепотом говорят, что пока ничего этого нет. Я обратилась с соответствующими вопросами в МОН и ГСКО. Ждем ответов. 

Готова ли местная власть поддержать изменения?

Насколько честно местные управленцы нарежут территорию, закрепленную за школами? Уже стали поступать жалобы родителей на то, что престижной школе выделили пару домов, а обыкновенной — целую улицу. А ведь чем меньше детей закреплено за школой, тем больше "чужих" она сможет принять.

Смогут ли местные власти справедливо распределить финансы между школами, руководствуясь не симпатией к тому или иному пробивному директору, а необходимостью, то есть поддержав школы-"золушки"? Создав в них новое образовательное пространство, без которого невозможна НУШ (мебель, методички, игровое пространство и, наконец, просто ремонт за государственные деньги). Это было бы важным шагом для повышения "средней температуры по палате" в образовании, о которой говорилось выше.

Чем закончится история с новыми правилами приема в первый класс? Какой документ мы увидим на выходе из Минюста? Поговаривают, что в него еще могут быть внесены такие правки, которые в корне изменят суть. Или же время утверждения будет затягиваться до неприличия, что равносильно саботажу, ведь сроки поджимают, прием первоклассников начинается, и школы должны понимать, как и кого они набирают в первый класс. А может быть, МОН отстоит свой вариант документа. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно