СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА МЕНЕДЖМЕНТА

31 января, 2003, 00:00 Распечатать

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко выдвинул на соискание в 2003 году Государс...

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко выдвинул на соискание в 2003 году Государственной премии Украины в области науки и техники учебник «Менеджмент: терміни, тести, вправи, завдання, навчальні конкретні ситуації (кейси). Проблематика курсових, випускних, дисертаційних робіт». Автор — Дмитрий Черванёв.

Социально-экономическое развитие Украины в условиях глобализации предопределяет необходимость подготовки специалистов новой формации. Это достаточно сложный процесс. Определяющее в нем — интеллектуализация труда, обеспечение условий для самореализации творческого потенциала личности, сочетание фундаментальных теоретических знаний с высокопрофессиональными практическими навыками и умениями. Именно таким, высшим, критериям современной педагогики высшей школы соответствует фундаментальный учебник «Менеджмент: терміни, тести, вправи, завдання, навчальні конкретні ситуації (кейсы). Проблематика курсових, випускних, дисертаційних робіт», подготовленный доктором экономических наук, профессором, членом-корреспондентом АПН, заслуженным деятелем науки и техники Украины, деканом экономического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Дмитрием Черванёвым.

Это — учебник нового поколения. Впервые в отечественной и зарубежной научно-методической литературе с большим педагогическим мастерством и профессионализмом обобщен мировой опыт становления и развития менеджмента, показана сущность современной парадигмы менеджмента. Неповторимость учебника и в его междисциплинарном характере, что позволяет органично объединить проблемы формирования научного мировоззрения специалистов с возможностями приобретения ими практического опыта в процессе анализа разнообразных хозяйственных ситуаций, обработки значительных массивов экономико-правовой и научно-технической информации, необходимой для разработки и реализации управленческих решений на микро- и макроэкономическом уровне.

Профессор Черванёв впервые системно объединил методический инструментарий обучения студентов всех образовательно-квалификационных уровней: бакалавра, специалиста, магистра по менеджменту методами тестирования, ситуационными и расчетными задачами, тематикой курсовых и выпускных квалификационных работ студентов с тематикой научных исследований кандидатов и докторов наук. Это, безусловно, значительное научное достояние автора, его весомый вклад в консолидацию интеллектуальных усилий теоретиков и практиков на ведущих направлениях экономического развития страны.

Автором предложена принципиально новая, в определенной степени уникальная структура учебника, которая базируется на системно-ситуационном подходе к изучению теории и практики отечественного и зарубежного менеджмента. Основные его разделы — тесты; упражнения и задачи; задачи по инновационно-инвестиционному менеджменту; ситуации (кейсы); проблематика курсовых, выпускных, диссертационных работ; новости в сфере науки и технологий — фактически положили начало новым методологическим подходам к подготовке менеджеров.

Такая принципиально новая, нетрадиционная структура учебника логично объединяет разделы, позволяющие овладеть достижениями управленческой науки в сфере теоретических основ, функций и методов менеджмента, сущности сложившихся школ в управлении, особенностей управленческого труда, организационных структур управления и форм организаций, маркетинга, стратегического, производственного, инновационного и инвестиционного менеджмента, и главное — изучить опыт отечественного и зарубежного менеджмента.

Новизной в постановке проблем отличается анализ эффективности финансовых инвестиций. Здесь упор сделан на определении риска и доходности вложения отдельных инвестиций индивидуальными инвесторами на финансовом рынке. Рассмотрен механизм формирования портфеля финансовых инвестиций и оценки его риска и доходности инвестиционным инвестором, определены критерии оценки эффективности управления инвестиционным портфелем. Практически впервые в отечественной научно-методической литературе показана сущность менеджерских решений при внедрении лизинга в качестве особой формы финансирования реальных инвестиционных проектов. Подчеркивается, что при анализе лизингового варианта финансирования инвестиционного проекта необходимо корректно определять дисконтную ставку, с помощью которой рассчитывается стоимость денежных потоков. Предложена методика оценки экономической эффективности реальных инвестиционных проектов в условиях инфляции.

Не менее интересен раздел, в котором показан широкий спектр ситуаций (кейсов) и определена специфика их применения в учебном процессе. Автор раскрывает содержание и характеризует типы конкретных ситуаций (кейсов). Самая главная характеристика кейсов (определяет автор) — это их связь с жизнью или отсутствие какой-либо гипотетичности как постоянной спутницы созерцательности. Реалистичность, правдивость событий делает кейсы действенным инструментом обучения управлению. В этом контексте важно указать, что кейсы помогают сформировать новое видение ситуации. Это достигается, когда пользователь объединяет факты, данные и события определенным, известным только ему образом, получая в итоге новое представление о том, что происходит, представление, которого у него раньше не было. Это высший уровень научно-методического обеспечения учебного процесса, это его реальная интеллектуализация и индивидуализация, активизация познавательной и воспитательной функций обучения.

Значительный интерес вызывает раздел, в котором раскрывается широкий круг проблематики курсовых, выпускных, диссертационных работ. Здесь столько интересного, столько нового, что каждому будет полезно внимательно ознакомиться с этим материалом. Ведь только в этом учебнике можно познакомиться с проблемами, разрабатываемыми студентами и исследователями с научными степенями по всему спектру менеджментской деятельности.

Профессор Черванёв систематизировал тематику диссертационных исследований на соискание научной степени кандидата и доктора экономических наук в Украине по 32 специальностям за 1993—2000 гг. Подобная сравнительная характеристика научных изысканий позволяет делать важные обобщения при изучении тенденций и результативности, концентрации усилий и скоординированности действий ученых в пределах государства, сравнить отечественные достижения с мировыми.

Логически завершает работу раздел новостей в сфере науки и технологий. Автор раскрывает суть концепции научно-технологического и инновационного развития Украины, подчеркивая важность профессиональных менеджерских решений при ее реализации. В условиях жесткого дефицита средств необходимо совершенствовать систему формирования и реализации государственных приоритетов в сфере науки и технологий. Учебник содержит оригинальные подходы к организации финансового обеспечения научной и инновационной деятельности, дает богатый фактический материал для размышлений, демонстрирует несовершенство экономико-правовых рычагов активизации научной деятельности в важнейших направлениях экономического развития, определяет факторы, тормозящие развитие отечественных товаропроизводителей, ухудшающие их позиции в конкурентной борьбе на мировых рынках. Подчеркивается необходимость создания надлежащих условий для развития классических университетов, формирования национальных научных центров, которые осуществляли бы комплексное исследование важнейших в социальном плане научно-технических проблем с учетом долгосрочных национальных приоритетов.

Учебник будет полезен ученым, преподавателям, студентам, представителям всех уровней и ветвей власти, предпринимателям.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно