СИЗИФОВ ТРУД И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ - Образование - zn.ua

СИЗИФОВ ТРУД И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

15 июня, 2001, 00:00 Распечатать

Кого должна в первую очередь готовить система образования — сплошь интеллектуалов, небольшую по численности «элиту» или, по примеру наиболее быстро прогрессирующих стран, профессионалов?..

Кого должна в первую очередь готовить система образования — сплошь интеллектуалов, небольшую по численности «элиту» или, по примеру наиболее быстро прогрессирующих стран, профессионалов?

 

Затронутая тема отличается чрезвычайной сложностью и многоплановостью, а применение в ней навязанного советской методологией образца действий (любая задача и проблема имеет одно и только одно решение, получаемое лишь кратким, ясным и понятным для всех способом) чревато ошибками и неудачами. Проработавший всю жизнь в области анализа образовательных реформ эксперт ЮНЕСКО и прочих международных организаций Х.К.Тедеско вместе с коллегами подсчитал: из 156 крупных попыток контролированного и быстрого улучшения деятельности систем образования полностью провалились по всем важным позициям 75% (!). Лишь одна из двенадцати попыток оказалась успешной, а оставшиеся 17% окончились «вничью». Скептики доказательно относят их к неудачам, а реализаторы проектов выуживают из итогов положительные изменения.

Удивляться результатам наших десятилетних трудов над превращением унаследованного фрагмента крайне специализированной системы образования СССР в нечто более национальное и современное не приходится — у нас не было ни единого шанса попасть в 8% успешных примеров. Успехи в реформах возможны только, если организаторы и исполнители не путают возможное с желаемым, осознавая, что существенно превзойти библейские темпы глубоких социальных реформ (временной минимум — два поколения) можно лишь грубой и невежественной силой с колоссальными потерями для почти всех граждан страны.

Нужно ли поглядывать «за бугор» и пытаться что-то заимствовать? Наверное, нужно. Вот только увиденное желательно оценивать критически. Если где-то есть что-то яркое и эффективное, то неплохо бы подумать над тем, сколько лет прошло с момента начала построения этого образца и в каких социально-экономических условиях произрастало такое чудо (нидерландское и сингапурское образовательное законодательство, американские стандартизированные тесты, французские школьные выпускные экзамены и пр.). Вероятность его быстрого перенесения к нам ничтожно мала, а результаты можно предсказать заранее на основе нашей и зарубежной статистики реформ.

Гораздо более продуктивным может быть спокойное исследование наиболее важных тенденций развития чужих систем образования и подготовки высокопрофессиональных работников. Учесть тенденцию можно и на базе наших собственных возможностей и опыта, не затрачивая массу усилий на «выкапывание, перенесение и посадку» заморского «фрукта» или «овоща».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно