В жаркую вступительную пору проблема объективного оценивания знаний абитуриентов накаляется до предела. Одно дело студент, заваливший зачет или экзамен: как бы там ни было, но ему предоставят хотя бы один шанс реабилитироваться. Потенциальному же первокурснику куда сложнее, здесь сразу — или пан, или пропал. А если «пропал» не по причине собственного незнания, плохой подготовки, а просто потому, что пришлось «уступить» место блатному…
НТУУ «КПИ» давно ведет целенаправленную работу по совершенствованию системы вступительных экзаменов. В 2002-м эта деятельность политехников не просто продвинулась на несколько шагов вперед, но и обрела вполне конкретные очертания: с февраля заработал университетский Центр тестирования и мониторинга знаний. Это специализированное подразделение занимается разработкой систем и методик тестирования, а также организацией и проведением централизованных вступительных экзаменов для желающих учиться в КПИ. Но в данном случае важен не только сам факт создания такой структуры, но и главные принципы ее работы. Центр должен сделать систему тестирования абитуриентов максимально объективной и полностью защищенной от воздействия внешних факторов.
Элемент секретности в деятельности центра может посоперничать с зашифрованностью шпионских игр в стиле Джеймса Бонда. Судите сами. Дабы не «испарялись» варианты экзаменационных заданий, политехники пришли к выводу: их нужно готовить буквально накануне экзамена. То есть, если абитуриентов запускают в аудиторию в 9.00, то только в 9.00 на компьютере должен появляться окончательный вариант тестовых задач. Таким образом полностью исключается утечка информации. До начала экзамена ни один преподаватель не знает, в какой аудитории он будет работать. Следовательно, к минимуму сводится возможность помощи педагогов своим протеже. Имена заполняющих все тестовые задания кодирует группа независимых шифровальщиков, никак не связанных с Политехом. Проверяют работы абитуриентов независимые эксперты (85% из них не являются сотрудниками КПИ). Более того, экспертов вызывают на проверку буквально перед самым экзаменом. Распределение аттестационных дел осуществляется таким образом, что до последнего никто не знает, какой комплект работ ему попадет.
Что характерно, первый «блин» — тестирование выпускников института доуниверситетской подготовки и профессиональной ориентации НТУУ «КПИ» — вышел отнюдь не комом. По словам руководителя центра, члена-корреспондента НАНУ, доктора физико-математических наук, профессора Валерия Мельника, на сегодняшний день недовольных уровнем объективности оценивания не нашлось. А ведь в централизованном тестировании по различным дисциплинам с февраля по май 2002 года приняли участие ни много ни мало — 8000 выпускников института доуниверситетской подготовки и профориентации КПИ! И еще один весьма красноречивый факт: несколько ведущих вузов страны уже обратились в центр с просьбой предоставить им разработанную политехниками систему тестирования. «Что мы с удовольствием и сделаем в ближайшее время», — заверил Валерий Сергеевич.
«ЗН» уже не раз писало о том, что Минобразования и науки совместно с фондом «Відродження» занимаются масштабным проектом по внедрению общегосударственной системы единого внешнего тестирования выпускников школ. Возникает вопрос: каким образом деятельность всеукраинского Центра независимого тестирования будет согласовываться с работой Центра тестирования и мониторинга знаний НТУУ «КПИ»? Они будут существовать параллельно? Интегрируются? Или общегосударственная структура задавит своего политехнического собрата?
— Наш центр — пилотный проект, свидетельствующий о реальности и действенности самой системы тестирования, — убежден первый проректор НТУУ «КПИ», доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАНУ Юрий Якименко. — Что же касается всеукраинского центра, то, во-первых, предстоит еще очень много работы по его созданию. Во-вторых, не исключено, что он будет иметь подразделения, филиалы. Ведь речь будет идти об оценивании знаний не десятков, а сотен тысяч абитуриентов. В одном месте сделать это, конечно, невозможно. Посему не исключено, что наш центр может стать либо региональным отделением, либо отделением технических вузов общегосударственной структуры.