ШКОЛА В ЛАТАНЫХ САПОЖКАХ

29 августа, 2003, 00:00 Распечатать

Любая власть всегда опирается на школу и учителя. Ведь под их влиянием формируются целые поколения...

Любая власть всегда опирается на школу и учителя. Ведь под их влиянием формируются целые поколения. И любая власть создает определенные условия работы учителей, обеспечение общеобразовательных школ.

Хорошо помню эти условия при советской власти, ведь с тридцати трех лет педагогического труда более двадцати трудился под неусыпным контролем коммунистической партии. Да, выполнял откровенный идеологический заказ. Да, это были условия великодержавных партийных указаний, дозирование информации и правды истории. Плюрализм, творчество и свобода мнения не поощрялись и даже наказывались. Это были времена сплошной стандартизации учебников, планов и методики преподавания, перегрузки учителя пропагандистскими поручениями, обязательными политзанятиями, лекторством, бесплатной помощью колхозам в собирании урожая, в обрабатывании сельскохозяйственных культур в праздничные и выходные дни. Были годы, когда в декабре вместе с учениками каблуками выбивали сахарную свеклу из земли, обмораживали руки, простуживались, болели. Но было и другое: сравнительно высокая и систематическая зарплата; возможность получить квартиру и путевку на санаторно-курортное лечение за 10% ее стоимости, а то и бесплатно, и тому подобное. В Вендичанской школе Винницкой области Могилев-Подольского района в те годы треть педколлектива (20 из 60 учителей) получили хорошие квартиры, еще 25 построили красивые дома.

Учитель всегда имел нарядный вид, мог позволить себе качественное питание. Средств хватало и на новую мебель, и на транспортные средства. Педагог получал по 15—20 изданий периодики, имел солидную художественную библиотеку и всю необходимую научно-методическую литературу. Всем, приобретенным тогда, пользуемся до сих пор, даже одежду и обувь должны беречь, ремонтировать, ведь на новое не всегда хватает средств.

А какое тепло и уют царили в нашей Вендичанской школе-новостройке лет двадцать назад! Конкурсы на лучшее озеленение кабинетов, коллекции редчайших тропических и субтропических растений в кабинетах биологии и географии, разнообразие вазонов в начальных классах. Зато сейчас зимой в большинстве кабинетов нашей школы +6, +8° С (есть школы, где +3, +4° С). И какой там внешний вид учителя — в еще советской шубе и латаных сапожках, в платочке или шапке и то мерзнем. Дети также одеты и тепло обуты, но ножки мерзнут, и учителя советуют им легонько стучать или шевелить пальчиками — ведь они сидят, да еще и на холодных сидениях, на которые учителя советуют приносить из дому подушечки.

О каком почерке, какой каллиграфии может идти речь, если пишут дети в перчатках?.. И в таких условиях мы работаем, проводим конкурсы, воспитательные часы, праздники, на которых прославляем нашу независимость, Украинское государство, говорим о «новой жизни» народа...

Но до конца ли слышат нас и верят нам дети и их родители? Родители, закончившие нашу школу 15—20 лет назад, буквально распекают директора школы за стиль руководства. Но что можно сделать для тепла и уюта в школе, если угля выделили меньше половины от необходимого количества, а об его качестве и говорить не приходится: не горит этот уголь, и все тут! Очевидно, кое-кто хорошо греет руки и карманы на детском здоровье...

На ремонт школьного помещения никаких средств бюджет не предусматривает. И просит дирекция у родителей всеми правдами и неправдами хотя бы по одной гривне в месяц. Ибо же, словно насмехаясь, большие государственные чиновники и работники просвещения еще и конкурсы объявляют, месячники, двухмесячники — «на лучшую подготовку школы к новому учебному году». Мне кажется, что «верхи» не знают, как живут «низы».

Как учитель бережет «советские» одежду и обувь, так школа сохраняет «советскую» материально-техническую базу. Половина школьных помещений нашего района аварийные. Даже школы Могилев-Подольщины, построенные в последние 15—20 лет и считающиеся современными — Вендичанская, Озаринецкая, Серебринецкая, Карпивская, — не дают покоя директорам и завхозам. Ведь «скроенные» по-советски, они проседают, дают трещины корпуса, частые аварии водопроводов и канализационных систем (трубы ведь брошены просто в землю, не запакованы, гниют и трескаются, а место прорыва может быть в бетоне метровой толщины). Отопительные системы и котлы также старые, только в нашей школе уже дважды на протяжении последних 10—12 лет посреди зимы отопительная система «замерзала», разрушались и радиаторы, и трубы. Как можно в таких условиях создать условия для высокоинтеллигентного, высокоинтеллектуального, высокодуховного учебно-воспитательного процесса?

Педагоги, не научившиеся «обирать» родителей и учеников, вынуждены для выживания вести натуральное хозяйство или товарное производство. Чтобы выучить собственных детей, прокормить семью, набирают огороды, берут на обработку несколько гектаров в КСП, увеличивают количество домашнего скота и птицы.

Сельский учитель в большинстве своем не имеет элементарного дидактического обеспечения своего труда. Есть у нас компьютерный класс — информатика изучается соответственно. А другие предметы преподаем, как 100—200 лет назад с мелом в руке. А бывает, что и мела нет. Физики — без приборов для опытов. Химики — без реактивов для реакций. Биологи — без микроскопов. Языковеды — без таблиц. Литераторы — без художественных текстов. Старые парты и стулья поломаны и перманентно ремонтируются.

Кажется, в таких сложных условиях работы сельского учителя власти должны быть ему признательны, если не кланяться в ноги. Вместо этого — администрирование, тысячи руководящих указаний, пересмотр решений школьных руководителей на свое усмотрение районными власть предержащими, несправедливость оценки труда и незнание фактического состояния дел на местах. Районо до сих пор смотрит на школы, как на свои вотчины. Оценка, а может, и судьба учителя, еще во многом зависит от руководящих органов образования, а не от его труда, творчества, результатов. Если захотят, то или «поднимут» обычного учителя, или не заметят творческого и талантливого.

Сельские учителя... Сельская школа... Едва ли не единственные очаги культуры, образования большинства сел Украины… Едва ли не единственные подвижники-интеллигенты сельских общин...

Ныне же мы не слышим голоса общины, общества в защиту сельских школ, не слышим предложений о том, как их сохранить и удерживать. Есть только чиновничьи предложения, на бумаге выглядевшие даже привлекательно: уменьшение количества небольших школ более чем вдвое; создание крупных учебных комплексов, в которые будут возить детей; программа «Школьный автобус» и т.д. и т.п.

«Нет» — бездумному реформированию школьной сети малокомплектных школ. Где там будут возить!? Какая программа «Школьный автобус»? Или это — очередная симуляция активности столичного чиновничества, не знающего, как «живут низы», не знающего состояния дел в глубинке? Не поиски ли это новой ниши для наживы? А фактическое состояние дел таково: «скорая» приедет к больному только на «его» бензине; прооперируют больного лишь после предоплаты стоимости операции; люди вручную копают огороды на зиму из-за нехватки средств на горючее; есть дети, уже не посещающие школы, поскольку у них нет необходимой одежды и обуви; библиотеки и клубы в большинстве сел не работают (кто будет работать за 50—60 грн. в месяц?). Села гибнут, пустеют, беднеют...

На уроках правоведения я учу детей, что «государство — это система специальных компетентных органов для взвешенного эффективного руководства человеческим обществом». Простите, о чем же думают наши крестьяне, ощущая это «эффективное руководство»?! Я не ностальгирую по советскому прошлому ни на йоту, обеими руками за независимую Украину. Но вместе с теми крестьянами также выступаю против недальновидного руководства, приведшего к упадку, хищению, вымиранию наших сел. Сел, всегда бывших основой нашего народа. В польские времена сохраняли язык и веру, в российской империи берегли культуру и историю, в советских тисках, когда города перешли на русскую речь, только благодаря селам уцелел язык и все другие корни народа. И вот сейчас, очевидно, кому-то нужно подрубить основу основ — украинское село...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно