Сколько лет будут учиться дети, которые пойдут в первый класс в этом году: десять- одиннадцать или двенадцать? Когда лучше отдать ребенка в школу — в 2000-м шестилеткой или в 2001-м семилеткой? Подобными вопросами обеспокоенные родители буквально забомбардировали Главное управление образования г.Киева.
Что ж, папам-мамам (не только проживающим в столице, но и по всей Украине) следует знать: двенадцать лет проучатся мальчики и девочки, впервые севшие за парту в сентябре 2001-го. Структура школы планируется следующим образом: четырехлетнее начальное образование, пять лет обучения в среднем звене и три класса — в старшем. Относительно возраста поступления в первый класс, то пока никакой обязаловки не предусматривается — родители могут отправить ребенка грызть гранит науки или в шесть, или в семь лет. Впрочем, не следует забывать, что нынешний год — последний, когда будет осуществляться прием детей в первые классы трехлетней, начальной, школы. Поэтому желательно уже в этом году посадить за парты шестилеток. Дело в том, что в 2001—2002-м первые классы будут формироваться исключительно на основе четырехлетней начальной школы. Следовательно, семилеткам придется заниматься вместе с шестилетками по одной программе. Но если в «возрастных» вопросах существует четкая определенность, то о других пунктах школьной реформы, предусмотренной законом Украины «Про загальну середню освіту», подобного не скажешь. Во всяком случае, сложностей, связанных с переходом на двенадцатилетний срок обучения, хоть пруд пруди. О них и шла речь на «круглом столе», состоявшемся на прошлой неделе в Главном управлении образования г.Киева.
Каково в свете вышеупомянутой реструктуризации школы будущее системы дошкольного образования? Этой проблеме участники обсуждения уделили, пожалуй, наибольшее внимание. Заместитель начальника образовательного главка столицы Николай Грицан сообщил: по предварительным подсчетам, в 2001 году в Киеве за парты сядут 22 тысячи шестилеток. Таким образом, около 1500 воспитателей подготовительных групп останутся без работы и только часть из них удастся трудоустроить. Вот вам доказательства. В столичных детсадах заняты свыше 250 учителей начальных классов. При определенной переподготовке они смогут работать по своей основной специальности. Кроме того, предполагается, что почти половина первоклашек станут посещать группы продленного дня. Значит, окажутся пристроенными еще где-то 600 воспитателей. Ну а остальным, очевидно, придется пополнить ряды украинских безработных, несмотря на оптимистичные заверения Николая Ивановича, что «вопрос этот можно будет решить».
Не обошли своим вниманием участники «круглого стола» и специализированные (для ребят с определенными физическими недостатками) детсады. Ведь их программы последовательных лечебных и коррекционных мероприятий рассчитаны до семилетнего возраста. А теперь, выходит, недолеченного ребенка следует отдавать в школу? Заместитель начальника Главного управления образования столицы Надежда Олефиренко считает: детсады для мальчиков и девочек, имеющих проблемы со здоровьем, должны работать как и прежде. С Надеждой Михайловной полностью согласна и Нина Дубова, специалист управления школ-интернатов и дошкольного образования Министерства науки и образования Украины. Она убеждена: шестилетние дети, имеющие нарушения психофизического развития, не в состоянии приступить к учебе не только в общеобразовательной школе, но и в специализированном учебно-воспитательном заведении. Только в семилетнем возрасте, подчеркнула Нина Адамовна, этих ребят можно сажать за парты.
О весьма важных вещах напомнила присутствующим заведующая отделением гигиены детей и подростков Киевской городской санэпидемстанции Любовь Заика. Оказывается, просто так вести шестилеток в школу нельзя. Для них существуют определенные санитарно-гигиенические нормы и правила обучения, которые следует неукоснительно соблюдать. В частности, классы шестилеток могут открываться только там, где созданы соответствующие условия для этих малышей, то есть наличествуют спальни, игровые комнаты и т.д. Откуда их взять, спросят учителя. А почему бы не использовать для этой цели освободившиеся площади ближайших дошкольных заведений, из которых на год раньше уйдут воспитанники старшей группы? Кстати, опыт подобных «аннексий» в столице уже имеется. На сегодня, сообщил начальник Главного управления образования г.Киева Борис Жебровский, здесь работают 55 школ-детсадов. А в ближайшем будущем откроется еще с десяток.
Не успеем оглянуться, как наступит 1 сентября 2001 года. К этому времени нужно успеть очень многое: и разработать новые школьные программы, и создать новые комплекты учебников, и решить массу сопутствующих вопросов. Хотя единогласия в нашем обществе по поводу целесообразности перехода на двенадцатилетний срок обучения сегодня нет. Есть его страстные апологеты и непримиримые противники. Кто окажется прав: скептики или оптимисты? Посмотрим. Давайте только не забывать, что печальный опыт неудачных реорганизаций у нас уже имеется. Достаточно вспомнить с треском провалившуюся попытку реформирования нашей школы в 1984 году. Тогда шестилеток поспешили посадить за парты, не проведя соответствующей подготовительной работы. В результате большинство малышей вновь вернулись в детсады. Не получится ли и сейчас нечто подобное? Ведь это же элементарно: любые перестройки любой сферы жизни требуют привлечения колоссальных моральных и прежде всего материальных ресурсов. Наличествуют ли оные в достаточном количестве? Ответ знаете сами. Может, нужно погодить с реформированием? Нельзя, уже принятый закон нарушим. А его надо выполнять. Как? Ба-а-льшой вопрос.