ШАНС. ВЫПУСКНИК.UA ВЕРСИЯ 2004 ГОДА

18 июня, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 24, 18 июня-25 июня 2004г.
Отправить
Отправить

«Если хочешь нажить врагов, попробуй что-то изменить». Рискну предположить: с этой сентенцией амер...

«Если хочешь нажить врагов, попробуй что-то изменить». Рискну предположить: с этой сентенцией американского президента Вудро Вильсона могли бы серьезно поспорить те, кто вот уже второй год вплотную работает над экспериментом по внедрению в нашей стране системы внешнего стандартизированного тестирования (ВСТ). Не то чтобы переход на принципиально новые оценочные «рельсы» осуществлялся без сучка и задоринки — любое действие, как известно, незамедлительно рождает противодействие. Но в данном случае (и это чрезвычайно важно) число противников по сравнению с количеством сторонников нововведения несоизмеримо мало. И, пожалуй, единственное, что вызывает по-настоящему серьезные опасения, — не деформируется ли при «взрослении» выстраиваемая сейчас стройная система? Когда ВСТ, совместный проект МОН Украины и Международного фонда «Відродження», перейдет в ранг общегосударственного дела?

Что побудило раскрутить экспериментальный маховик, понятно: ныне существующая практика проведения выпускных школьных экзаменов давно не выдерживает никакой критики. Альтернатива — попытаться внедрить систему, предусматривающую объективность оценивания знаний учеников и использование с этой целью стандартизированных тестовых заданий. Ко всем выпускникам, независимо от того, заканчивают они элитную столичную гимназию или рядовую сельскую школу, выдвигаются одинаковые требования, ликвидируются различия в содержании и форме проведения государственной итоговой аттестации. Благодаря же единой методологии оценивания и строгому соблюдению экзаменационных процедур получаем сопоставимые от школы к школе результаты. Они могут засчитываться и как госаттестация, и как вступительный экзамен в вуз. То есть ВСТ может стать по-настоящему серьезным шагом на пути реализации одной из главных задач отрасли — обеспечения равного доступа к качественному образованию.

Пока тестировочная машина не только уверенно движется в заданном направлении, но и постепенно наращивает обороты. В этом году к «внешне-стандартизированному» братству, состоявшему до недавнего времени из математики и истории, присоединился украинский язык. Следует отметить: педагоги очень горячо дискутировали относительно возможности «отестировать» столь сложный, творческий предмет. Оказалось, это вполне реально. Как показала практика, главное при оценивании так называемых открытых (то есть предусматривающих развернутый ответ и проверку не компьютером, а педагогами) заданий — опираться на объективные показатели, то есть анализировать грамматические, пунктуационные и т.п. аспекты, но никоим образом не творчество и личное мнение ребенка.

Более совершенными стали материалы и технология тестирования, изменилась система кодирования экзаменационных работ. Если в прошлом году каждой из них соответствовал определенный набор цифр, который, в принципе можно было запомнить, то теперь его заменила система штрих-кодирования без единой цифры, самостоятельно считать которую человеку, естественно, не под силу. Кроме того, все тестировочные материалы образца 2004 г. паковали в самые настоящие security pack — секретные пластиковые пакеты, пропаянные по бокам сложным узором. Даже если бы кто-то и попытался их вскрыть, а потом запаять, попытка «взлома» не осталась бы незамеченной.

Существенно расширился и круг вузов — участников эксперимента. К четырем прошлогодним пионерам присоединились еще 27 высших учебных заведений, которые будут принимать результаты тестирования в качестве экзамена на определенные специальности. Прошла и работа над согласованием схемы адаптации сертификационных баллов к собственно вузовской оценочной шкале. С этими схемами в приемных комиссиях университетов сможет ознакомиться любой из выпускников, участвовавших в ВСТ-эксперименте, и самостоятельно трансформировать свой тест-балл в вузовский. Чтобы впоследствии решить — предоставлять вместо вступительного экзамена сертификат или еще разок попытать счастья вместе с остальными абитуриентами.

Еще одно ноу-хау нынешнего этапа ВСТ-эксперимента — экзаменационные работы ребят, тестировавшихся в одной из херсонских аудиторий, признали недействительными. Факторный анализ показал, что некоторые школьники списывали. То есть искателям легких путей следует четко уяснить: система внешнего стандартизированного тестирования располагает технологиями, выявляющими злоупотребления.

К сожалению, почти каждый пятый одиннадцатиклассник, зарегистрировавшийся в центре тестовых технологий, впоследствии на само тестирование не явился. (Всего в ВСТ-2004 приняли участие почти 4500 юношей и девушек.) Это тем более обидно, что в текущем году желающих принять в нем участие было гораздо больше, нежели в прошлом, и сотрудники вышеупомянутых центров многим вынужденно отказывали — проектные мощности, понятное дело, ограничены. Словом, в очередной раз подтвердилась горькая истина: когда дело напрямую не бьет по нашему карману (напомню, для ребят участие в тестировании — совершенно бесплатное и добровольное), мы порой демонстрируем полнейшую безответственность.

В целом же ВСТ-2004, по мнению директора Центра тестовых технологий Лилии Гриневич, прошло вполне успешно и стало определенным шагом вперед на пути построения общегосударственной системы внешнего стандартизированного тестирования. Заработает же она совсем скоро. Сегодня на рассмотрении Кабмина находится постановление «О создании системы внешнего оценивания и мониторинга качества образования». Планируется, что уже в 2006-м в Украине начнет функционировать Национальный центр оценивания качества образования и девять региональных. А в 2009-м в вузы III—IV уровней аккредитации в качестве вступительного экзамена по базовым предметам на места госзаказа будут приниматься исключительно результаты ВСТ. Вот здесь, на этапе «огосударствления», нас и подстерегают подводные камни.

Скажем, на данный момент в стране попросту не существует законодательной базы для проведения внешних экзаменов. То есть после принятия вышеупомянутого постановления Кабмина в законодательство нужно будет вносить существенные коррективы. (В частности, касающиеся ответственности сотрудников центров тестирования за разглашение конфиденциальной информации). Насколько быстро и грамотно пройдет такая модернизация, сегодня предсказать не возьмется никто. Далее. Для того, чтобы система ВСТ выдавала желаемый продукт — по-настоящему объективные результаты, она должна быть максимально независимой. Во всем мире центры тестирования, как правило, имеют независимый статус. У нас же их будет финансировать государство. Национальный центр будет подотчетен лично министру образования и науки.

Эксперт Всемирного банка Сергий Габрчек (к слову, двенадцать лет назад стоявший у истоков системы независимого тестирования Словении) внимательно следил за вторым этапом украинского ВСТ-эксперимента. Он, как и многие его коллеги, убежден: одной из самых больших потенциальных опасностей, способных крайне негативно повлиять на весь процесс, являются низкие зарплаты сотрудников центров тестирования. Планируется же, что они будут на уровне окладов наших учителей и вузовских педагогов.

Впрочем, госпожа Гриневич смотрит в будущее с оптимизмом и уверена, что все уже выявленные узкие места — во многом вопросы технологические, давно отработанные нашими предшественниками, следовательно, устранимы. И добавляет: наряду со «взрослением» системы ВСТ, в государстве должна родиться и начать активно работать система ее общественного контроля. Только так мы сможем быть уверены, что посаженное и с таким трудом взращиваемое дерево не будет плодоносить яблочками, инфицированными коррупцией.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК