Какие родители не мечтают о том, чтобы их детишки выросли здоровыми, умными, счастливыми и удачливыми!? Но, к сожалению, нынешние условия жизни - тяжелое материальное положение большинства, заботы о хлебе насущном - волей-неволей отдаляют взрослых от их чад, подчас не оставляя времени даже на элементарное общение. Кроме того, малыши ведь тоже чувствуют на себе всю тяжесть социальных невзгод: это - и жизнь за чертой бедности, и разрушение семьи, и неуверенность в завтрашнем дне. У наших детей наблюдается сегодня полное безразличие к учебе, настороженность ко взрослым, у них нет источников общественной и эмоциональной поддержки. В результате ребенок замыкается в собственной скорлупе, становится нелюдимым либо восполняет образовавшийся вакуум на улице и в подворотнях. А впоследствии родители подростков хватаются за голову: сын связался с бандитами, а дочь убежала из дома. В макромасштабе же наблюдаем захлестнувшие государство волны бездуховности, подростковой преступности, насилия, наркомании, алкоголизма. Как этому противостоять, есть ли выход? Оказывается, есть.
25 лет назад в США была создана воспитательная система «Self-Esteem», которая сегодня стала уже международной. На ее основе разрабатываются программы в 45 странах мира. Нынче воспитательным влиянием «Self-Esteem» охвачены свыше двух миллионов детей, а в десяти штатах Америки она признана национальной. В 1990 году был организован Международный совет по «Self-Esteem». Современные ученые-психологи считают эту систему своеобразной вакциной против разных социальных бед. Люди, воспитывавшиеся по ее программам, оказались настоящими везунчиками в жизни. В их семьях нет существенных проблем, у них прекрасные отношения с коллегами и соседями, они преуспевают на работе, их уважают на всех общественных уровнях. Более подробно о «Self-Esteem» мы попросили рассказать члена упомянутого Международного совета от Украины, завуча частной школы «Співтворчість» (г. Киев) Елену САМОНОВУ.
- Как педагоги мы должны обеспечить детей не только навыками, умением, знаниями по различным дисциплинам, - рассказывает Елена Алексеевна, - но и помочь им лучше понимать самих себя, осознавать тот выбор и альтернативы, которые перед ними стоят, научить получать удовольствие от общественных отношений и брать на себя ответственность за свою жизнь и деятельность. Система «Self-Esteem» помогает становлению личности, воспитанию социальной ответственности, чувства достоинства, выработке положительной самооценки. А чтобы вырастить личность - свободного творчески мыслящего человека, который умеет найти выход из любого положения, ставит перед собой цель и достигает ее, который положительно оценивает себя и окружающих, - начинать, безусловно, надо с раннего детства.
Базируется система на том, что ребенку необходимо прежде всего создать условия, способствующие выработке положительной самооценки. Детям зачастую нужно помочь преодолеть различные комплексы. Многие мальчики и девочки, к примеру, чувствуют себя ущербными, потому что не в состоянии так быстро читать или грамотно писать, как остальные. Но ведь у ребенка может быть множество других талантов, а ему об этом никто не говорит. Мы же стараемся вселять веру в свои силы всем без исключения. Кроме того, каждому просто необходимо иметь чувство принадлежности к какому-то коллективу. Человек должен четко знать, что у него есть группа людей, на которую он может опереться, куда он может прийти и, не боясь насмешек, раскрыть свою душу, где его всегда внимательно выслушают, поддержат, помогут и, если надо, защитят. Ребятам нужно создать такое место, где бы они чувствовали себя комфортно, в безопасности. Ведь почему те же подростки сколачивают преступные группировки? Ответ элементарен: они ищут свою группу поддержки. А если ее заложить раньше, скажем, с шестилетнего возраста, правильно ею руководить и направлять, то проблема подростковой преступности отпадет. А опыт наших зарубежных коллег наглядно продемонстрировал, что в тех школах, где внедрены программы, базирующиеся на «Self-Esteem», буквально через год значительно улучшается поведение учеников, снижается вербальная и физическая агрессия, резко повышается успеваемость.
- Неужели «Self-Esteem» и впрямь настолько действенна? Могли бы объяснить, благодаря чему?
- Эта система по сути зиждется на нескольких «китах». Прежде всего она предусматривает создание для индивидуума атмосферы безопасности, уверенности в окружающих его людях. Ребенок должен ощутить собственную индивидуальность и неповторимость, всесторонне узнать себя (внешность, анатомия, черты характера и т.п.), уметь радоваться тому, что он такой, какой есть. Необходимо прививать детям чувство принадлежности к группе, семье, коллективу, нации, народу, человечеству. Человек не только должен иметь цель в жизни. Он должен уметь четко ее оценить и найти пути к достижению, хотеть и уметь принимать на себя ответственность за последствия своих решений, постоянно самосовершенствоваться, продвигаясь к тому, что наметил. Кроме того, необходимо научиться развивать в себе чувство компетентности - своеобразное умение находить и культивировать именно те черты, навыки, благодаря которым можешь стать настоящим «асом» в любимом деле. Никогда не следует терять уверенность в своих силах, способностях. Просто необходимо выработать умение учиться на совершенных ошибках. Все перечисленное выше и есть «Self-Esteem» в конспективном изложении.
- Елена Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о школе «Співтворчість». В чем ее отличие от других?
- Мы «родились» в 1996-м и пока работаем как четырехлетняя школа, но через год планируем открыть среднюю.
С самого начала хотели создать не обычное учебное заведение, а действительно большую семью единомышленников, способных выйти на уровень настоящего сотворчества, в честь которого и названы.
У каждого класса есть свои классные мамы или классные папы, свой классный дом. Каждый класс имеет свою эмблему. Для наших учеников школа и впрямь стала вторым домом - ведь находятся они здесь с утра и до самого вечера. На основе «Self-Esteen» мы сейчас создаем свою программу под названием «Гідність». По ней ежедневно проводятся отдельные занятия с детьми, кроме того, элементы ее используются на всех уроках. В этой программе главный упор мы сделали на духовности, воспитании патриотических чувств, адекватном восприятии детьми друг друга, окружающей действительности. Например, как привить ребятишкам чувство гордости за принадлежность к Украине? Мы предлагаем учащимся такое упражнение. Показываем детям флаг нашей родины, объясняем, что он символизирует. А потом даем задание: каждый должен создать свой собственный флаг и объяснить, что вложил в его символику. Затем все маленькие флажки вывешиваем под одним большим и говорим: «Каждый человек имеет свой флаг, но все мы находимся под защитой большого флага, потому что он - один для всех людей Украины». И дети, опосредованным путем ощутив свою причастность к украинскому народу, уже совершенно по-иному начинают воспринимать государственную символику своей Отчизны.
Или возьмем упражнение «Древо семьи». Школьники рисуют дерево, корни которого - их прадедушки и прабабушки, ствол - дедушки, бабушки, ветви - родители, а плоды - сами дети. И задача не только в том, чтобы назвать всех, но и найти, где, кто родился. Когда все материалы собраны, на карте Украины, имеющейся в каждом классе, ученики отмечают флажками места, откуда родом их предки. И детям становится понятно, что их корни в этой земле. Таким образом, ребята могут связать историю своих предков с историей страны, они начинают больше ею интересоваться.
Общеобразовательная программа школы тоже отличается от стандартной. В наше расписание входят такие оригинальные предметы, как кукольный театр, эйдос (развитие творческого воображения), эстетика движений, валеология (наука о здоровье и здоровой жизни). Еще одна отличительная особенность «Співтворчості» - мы активно используем Международную программу по природоведению. Она призвана формировать у учащихся научную картину мира, неразрывной взаимосвязи человека, общества и природы, понимание последней как единого целого, обусловленного единством законов, действующих во Вселенной.
- Каковы, по вашему мнению, перспективы «Self-Esteem» в Украине?
- К сожалению, у нас эта работа пока что базируется на голом энтузиазме. А во многих странах мира - США, Великобритании, Греции, Канаде, Австралии, Дании и других - созданы национальные советы и ассоциации по «Self-Esteem». Ведь она нужна сегодня не только детям, но и взрослым. Использование системы на практике позволяет создать такую атмосферу, при которой резко возрастает творческая самоотдача людей, повышается производительность труда. К «Self-Esteem» все чаще стали обращаться руководители больших и малых предприятий, фирм, агентств в западных странах. Наряду с учеными, педагогами, психологами, врачами, издателями, общественными деятелями членами национальных ассоциаций по «Self-Esteem» становятся и бизнесмены. Очень важно создать такую национальную ассоциацию и у нас, которая помогала бы педагогам разрабатывать творческие, национальные программы по «Self-Esteem», отвечающие потребностям именно нашей державы. Пока, увы, все упирается в отсутствие материальной базы. Как обычно, у государства нет средств. Наше общество все никак не дорастет до понимания азбучной истины: инвестиции в образование и воспитание должны стоять на первом месте. На этом экономить просто нелепо. Ведь подобное вкладывание капитала - беспроигрышно на все сто процентов.