С чего начинаются нобелевские лауреаты

6 марта, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 6 марта-13 марта

Завершился Национальный этап Международного конкурса научно-технического творчества школьников Intel ISEF (Intel International Science and Engineering Fair). В нем приняли участие 195 украинских старшеклассников, которые представили 175 проектов в семи категориях: биология, экологическая инженерия, науки о человеке, науки о Земле, окружающая среда, химическая и биологическая инженерия, химия. Несколько проектов будут представлять Украину на Международном конкурсе научных и художественных проектов учащихся средних общеобразовательных школ в Нью-Йорке. Один из них ─ "Получение электроэнергии из атмосферы" ...

 

Завершился национальный этап Международного конкурса научно-технического творчества школьников Intel ISEF (Intel International Science and Engineering Fair), где было решено, кто будет представлять Украину на международном интеллектуальном соревновании.

Международный конкурс Intel ISEF проходит ежегодно в США по инициативе корпорации Intel. Его цель — не только находить и поддерживать талантливую молодежь, но и развивать исследования в сфере фундаментальных и прикладных наук. Конкурс проводится уже 60 лет. С побед в нем начали свой путь в науке более 20 нобелевских лауреатов.

Работы финалистов оценивают ученые мирового уровня. Призовой фонд конкурса составляет свыше 4 млн долл. Участники получают не только награды, но и стипендии. 

Украинские школьники уже в течение 10 лет возвращаются с международного этапа Intel ISEF с победами. За это время в их копилке — 20 наград и престижных премий. Так, в 2005-м одессит Даниил Сомсиков получил специальный приз NASA; в 2012-м Полина Коваленко из Днепропетровска — специальную награду ALCOA Foundation; Александр Оленев из Запорожья в 2009-м — специальные премии сразу нескольких научных обществ США: Американского метеорологического общества, Американской юридической ассоциации интеллектуальной собственности и специальный приз Американского общества патентов и торговых марок.

Самым удачным был прошлый год: украинские школьники привезли домой две главные и три специальные премии. Нина Гаевская, руководитель проектов Благотворительной фундации "Открытые сердца Украины", одного из спонсоров украинского этапа конкурса, рассказывает: "Фундация уже несколько лет подряд поддерживает этот конкурс. Ведь талантливые дети — будущее Украины. В прошлом году наши представители вошли в состав жюри на международном этапе. Тогда днепропетровский школьник Михаил Литовченко привез на конкурс проект — автономную установку по опреснению воды, работающую с помощью энергии волн. В этом проекте реализовываются сразу две идеи — добыча электроэнергии и опреснение. Михаил занял третье место. Представители из Арабских Эмиратов очень заинтересовались этой идеей. Надеемся, проект украинского старшеклассника принесет пользу человечеству".

В нынешнем году в национальном этапе конкурса участвовали 195 старшеклассников. Они представили 175 проектов в семи категориях: биология, экологическая инженерия, науки о человеке, науки о Земле, окружающей среде, химическая и биологическая инженерия, химия. 

Спектр вопросов, ставших предметом исследований, весьма широк: гидрологическая оценка состояния рек, свойство симметрии в записи генетической информации в ДНК, размножение и развитие шпорцевых лягушек в домашних условиях, влияние глутамата натрия на массу тела таракана Nauphoeta cinerea Blattodea, создание орбитальной солнечной электростанции и многое другое.

"Креативность здесь просто зашкаливает. У детей абсолютно неожиданные проекты, — говорит Екатерина Афанасьева, член жюри конкурса, доцент кафедры генетики учебно-научного центра "Институт биологии" КНУ им. Шевченко. — У страны однозначно есть будущее! Меня восхищает то, что, как это ни удивительно, есть много не сугубо научных проектов, а креативных, направленных на решение практических задач. Например, очищение воды фильтром, сделанным из прессованных отходов пластиковых бутылок (проект львовянина Павла-Вадима Козловского. О.О.), очищение воды от нефтяного пятна с помощью опавшей листвы (проект Валерии Турчиненко и Алины Невенчанной из пгт Томаковка Днепропетровской обл. — О.О.). Эти идеи просто поразительны!".

Действительно, есть просто фантастические проекты. Фильтр кухонной вытяжки, наполненный кофейным жмыхом или использованной чайной заваркой (Вера Петрань, Львов), энергосберегающая насадка для кастрюль (Владислав Обиход, Житомир), использование отходов сельхозкультур в отоплении помещений (Дмитрий Гончарук, Житомир). Кстати, Дмитрий Гончарук стал победителем национального этапа ХІХ Белорусской конференции учащихся и получил право представлять Украину в Минске. Но поехать не смог — не было денег на дорогу, питание, проживание. А спонсоров найти не удалось. 

Руководитель научно-исследовательской лаборатории Львовского технологического лицея Виктор Колдун, который вместе со своими воспитанниками привез на конкурс 10 проектов, подтверждает: без спонсоров было бы трудно. Они поддерживают лабораторию, оплачивают материалы для опытов. Именно за средства меценатов смогла приехать на конкурс в Киев большая команда лицея. А вот от областной секции Малой академии наук привезли только три проекта, — могли бы больше, но не позволил бюджет, говорит В.Колдун. 

Бизнес должен быть заинтересован в сотрудничестве с талантливыми детьми, считает руководитель школьной лаборатории: "С некоторыми спонсорами школьной лаборатории мы сотрудничаем. Я инженер-механик. Если решаю какую-нибудь инженерную проблему, ученики при желании тоже могут в этом участвовать. Вот пример — из-за выбросов пара в атмосферу у одного завода были проблемы с жителями соседних домов. Эти выбросы не вредные, но люди, живущие поблизости, жаловались. И вот мы с детьми исследовали, как избавиться от такого неприятного "побочного действия" производства. Проблему решили".

Руководитель лицейного кружка подчеркивает: важно, чтобы исследования были интересны самим детям. Поэтому решил привезти на этот конкурс проекты, не совсем соответствующие формату конкурса, но чрезвычайно важные для юных изобретателей. Они связаны с АТО. Эти проекты не получили наград, но уже оценены львовскими волонтерами. Некоторые даже прошли полевые испытания. Проект Владимира Котюка "Постановщик инфракрасных помех для вражеских наблюдателей в зоне АТО" помогает замаскировать позиции сил АТО даже от вражеского тепловизора. "Автономный сигнализатор для зоны АТО" Романа Полюги выполняет работу часового — оповещает военных о приближении врага. В устройстве есть специальные держатели для природных маскировочных средств — веток, цветов. Благодаря им можно замаскировать сигнализатор под пенек или куст. "Устройство для маскировки печек в зоне АТО" Анастасии Ливочки позволяет разжигать печки так, чтобы враг их не заметил. 

Все эти проекты экономичны, могут изготавливаться непосредственно в зоне боевых действий из подручных материалов, а также легки в применении. Кстати, Анастасия — донеччанка. Во львовском лицее учится только с сентября. И устройство для печек в АТО — ее первый в жизни инженерный проект. 

По решению жюри, на Международном этапе конкурса в США Украину будут представлять три старшеклассника: Михаил Паркулаб (Харьков)с проектом "Новые флуоресцентные зонды на основе 8-гидроксихинолина", Валерия Пирогова (Одесса) с проектом "Разработка новых неопиоидных (ненаркотических) анальгетических и анксиолитических средств на основе производных 1,4-бенздиазепинов"; Ростислав Блюм (Киев) с проектом "Жирнокислотный анализ масла рыжика посевного, редьки масляной и тифона как сырья для промышленного получения биодизеля".

Некоторые идеи юных исследователей будут представлены на других престижных международных конкурсах. Несколько старшеклассников примут участие в Международной олимпиаде изобретательских проектов IYIPO-2015 в Тбилиси. Один из них —  "Микродемпфирование фасадов для увеличения их межремонтного ресурса" львовянки Анастасии Лагоцкой. Этот проект предлагает рецепт смеси, защищающей фасады старинных домов от разрушительной силы воды. Используются для этого обычное масло и бензин. "Надеюсь, мой проект поможет сохранить наш старинный город, который я очень люблю", — говорит Анастасия. 

Несколько проектов будут представлять Украину на Международном конкурсе научных и художественных проектов учащихся средних общеобразовательных школ в Нью-Йорке. Один из них "Получение электроэнергии из атмосферы" Самуила Кругляка из г. Александрия Кировоградской области. "Идея мне приснилась еще в 8 классе, и тогда я нарисовал схему. Сейчас, в десятом классе, доработал ее, — рассказывает парень. — Для того, чтобы запустить разработанную мной установку, надо совсем немного электроэнергии. Дальше она будет обеспечивать свои потребности сама. При этом будет очищать атмосферу, вырабатывать электроэнергию и структурированную воду для потребителя. Мое устройство может обеспечить энергией 82% Кировоградской области. А самое главное — его применение по всей Украине поможет уменьшить энергетическую зависимость нашей страны". 

Члены жюри подчеркивают: работы, представленные на конкурс, весьма неоднородны. Много по-взрослому качественных исследований. Но есть и такие, качество которых огорчает. Андрей Сиволоб, профессор кафедры генетики учебно-научного центра "Институт биологии" КНУ им. Шевченко, отмечает: "Иногда встречались слишком наукообразные проекты. Видно, что это явно не детская работа. Это сразу ощущается, если начинаешь разговаривать с автором и спрашиваешь: "А это вы как делали?". И он отвечает: "Это мой руководитель делал, а я присутствовал". Вместе с тем бывают необычайно интересные работы, по которым чувствуется, что это действительно делал ребенок, и он в теме".

Виктор Бухтияров, доцент НУБиП, руководитель химического кружка во Дворце детей и юношества, член жюри конкурса, обращает внимание на проблему плагиата, характерную для всех конкурсов детских научных работ: "Я участвую не только в этом конкурсе и могу сказать, что приблизительно 10% проектов обычно содержат грубый плагиат: ребенок взял чужую работу из Интернета, вписал туда свое имя и фамилии научных руководителей — и попал на конкурс. Причем, если раньше такие работы выше районного уровня не поднимались, то теперь они идут и на город, и на всеукраинский уровень. Буквально на днях я разослал коллегам письмо с конкретным примером, когда ученик целиком сплагиатил работу МАН, победил с ней в области и получил диплом на Всеукраинском конкурсе. Самое страшное здесь то, что учитель посылает на конкурс такую работу. То ли  он ее не читал, то ли  плагиатил вместе с учеником — неизвестно. В вузах уже многие годы все дипломные работы пропускаются через систему "Антиплагиат". На детских конкурсах тоже должна проводиться такая проверка. Но еще раз подчеркиваю — на конкурсах есть и очень хорошие работы, безусловно, международного уровня. И это при том, что все больше система внешкольного образования работает на иностранных грантах и на голом энтузиазме. Хорошо, что есть небезразличные люди, которые могут все это организовать, помочь детям развить свои способности". 

Команда Львовского технологического лицея, сліва направо, второй ряд: Анастасия Лагоцкая, Роман Полюга, Владимир Котюк. Первый ряд:  Павел-Вадим Козловский, Анастасия  Ливочка.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно