— Георгий Васильевич, мы сегодня являемся очевидцами и участниками (в меру способностей и возможностей) рождения новой парадигмы образования в Украине. На ваш взгляд, какие ее достоинства и недостатки?
— Масштабы и общественная роль сферы образования делают ее весьма консервативной и рассчитывать на быстрые коренные изменения вряд ли приходится. Но в ней, безусловно, присутствует инновационный процесс, начатый с момента провозглашения независимости Украины. Он зримо проявляется в гуманизации и демократизации высшей школы, в появлении новых учебных заведений различного типа и форм собственности; в переходе государственных вузов на платную си- стему обучения; введении новых соответствующих изменениям рынка труда направлений и специальностей подготовки кадров; совершенствовании системы образовательно-квалификационных уровней высшего образования и сближении с международно признанными стандартами; в появлении современных учебников, которые ежегодно поступают в средние и высшие школы и т. д.
Однако не стоит забывать, что нашей украинской государственности идет пока только девятый год и груз нашего общего тоталитарного прошлого еще довлеет (и достаточно ощутимо) в области образования, которая была наиболее идеологизированной социальной сферой. Поэтому «тени прошлого», видимо, еще долго будут преследовать нашу школу и науку, тем более, что большая часть кадрового состава системы образования и ее руководящего звена, выросшая в условиях тоталитаризма, не могла существенно обновиться за столь короткое время. Нужно еще много и долго работать, чтобы демократические реформы в украинской школе стали действительно необратимыми.
— Явление нашего времени — формирование негосударственного сектора образования, в частности высшего, лидером которого многие небезосновательно считают Межрегиональную Академию управления персоналом. Что представляет собой этот сектор, а также МАУП сегодня?
— Негосударственный сектор образования по количеству созданных за время независимости вузов скоро сравнится с государственным, хотя по контингенту обучающихся государственная высшая школа, конечно, значительно опережает своего новоявленного партнера. Ситуация среди вузов, основанных на негосударственных формах собственности, на мой взгляд, мало чем отличается от ситуации среди государственных. И в одном, и в другом секторе есть свои лидеры, «середнячки» и аутсайдеры. Да и качество образования вряд ли зависит от формы собственности. Это скорее относится уже к области выполнения своего профессионального долга, нравственных качеств организаторов образования и зависит от ориентации конкретных вузов либо на духовные ценности возрождаемого общества, либо на элементарное «заробитчанство».
Межрегиональная Академия управления персоналом, отметившая в прошлом году свое первое десятилетие, создавалась именно как вуз нового типа, поставивший перед собой задачу максимального содействия повышению культурно-образовательного уровня всех слоев населения, а не только его отдельных социальных групп. Известно, что сегодня главным условием достойного существования и развития любого народа является качественное образование всех его граждан. Поэтому в нашей академии впервые в Украине получили широкое распространение различные формы и методы так называемого «открытого образования» (дистанционные, корреспондентские и др.), позволяющие вести массовую подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан без отрыва от основной деятельности. Нужно сказать, что и многие другие новации, впервые появившиеся в МАУП, стали сегодня достоянием различных вузов, а некоторые из них внедряются через соответствующие нормативные акты, в том числе и Минобразования Украины, хотя об авторстве, как правило, при этом не вспоминают.
МАУП сегодня — это крупный научно-образовательный комплекс, состоящий из лицея, подготовительного отделения, техникума, трех учебных институтов, Научно-методического института международного образования, а также филиалов, представительских и учебно-консультационных центров во всех регионах Украины и за рубежом. При МАУП действуют лингвистический, компьютерный, библиотечно-информационный центры, автошкола, кадровое агентство, комбинат общественного питания, общежития, издательство, журнал «Персонал» и др. Мы стремимся к тому, чтобы наши услуги по подготовке и трудоустройству выпускников были действительно комплексными и качественными.
Помогает нам в этом авторитетный Попечительский совет, который возглавил первый всенародно избранный Президент Украины Л. Кравчук и в который вошли известные политические, государственные и общественные деятели современной Украины (среди них и нынешний министр образования и науки В. Кремень). Директором Института экономики и информационных технологий является видный общественный деятель, доктор наук, профессор В.Гринев. Почетным директором Института менеджмента и бизнеса мы попросили стать известного политика и ученого В.Пинзеника, директором Научно-методического института назначен Н.Дробноход, избранный недавно президентом Академии наук высшей школы Украины. Еще один институт МАУП возглавляет О.Бабкина — первая в Украине женщина, ставшая доктором политических наук. Ректором академии назначен В.Бебик — также молодой доктор наук, но уже достаточно известный политолог. Иными словами, мы стремимся, чтобы наши студенты учились не только по учебникам (которых издательство МАУП выпускает до 100 наименований в год), а и на живом примере известных в стране и за рубежом людей, много сделавших для развития отечественной науки и школы. МАУП, таким образом, является неотъемлемой частью современной системы образования Украины, взяв на себя вместе с другими вузами различных форм собственности общественную инициативу по разработке и внедрению новейших образовательных технологий.
— Существуют разные мнения, в том числе совершенно противоположные, относительно качества обучения в государственных и негосударственных вузах. Количество высших учебных заведений в частном секторе образования (впрочем, в государственном тоже) в последние годы резко увеличилось. Как это отразилось на качестве образования?
— О качестве образования следует поговорить особо. Вкратце же отметим следующее. Высококачественному обучению и воспитанию должен способствовать целый комплекс мер различного характера, но значительная роль здесь принадлежит структурам гражданского общества, потому что объективно заинтересованным в качественно безупречной подготовке своих сограждан является именно общество (представляющее, как известно, понятие более широкое, чем государство). В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно оставить в ведении Минобразования лишь вопросы лицензирования образовательной деятельности, а аккредитацию вузов (т.е. определение их соответствия современным требованиям социального развития) передать в самодеятельные профессиональные ассоциации и другие общественные, т.е. независимые от государства, объединения граждан. Это сегодня общемировая практика, не предусматривающая, кстати, обязательной аккредитации вуза. «Выход» вуза на общественно-профессиональную аккредитацию свидетельствует лишь о его готовности получения общественного признания (это, безусловно, повышает его престиж и статус), а не о готовности к выдаче «государственного» диплома.
Практически во всех ведущих странах мира дипломы о получении высшего образования выдает каждый конкретный вуз по своему образцу. Так называемые «государственные» дипломы относятся, на мой взгляд, все к тем же «пережиткам» тоталитаризма, и их постепенное исчезновение, думаю, является лишь вопросом времени. Выдача соответствующих дипломов, подтверждающих тот или иной профессионально-квалификационный уровень подготовки специалиста, также будет способствовать повышению качества образования и ответственности каждого вуза за своих выпускников.
Единственным «образцом для подражания» в области документов о высшем образовании и ученых степенях являются сегодня рекомендации ЮНЕСКО и так называемая Лиссабонская конвенция Совета Европы/ЮНЕСКО (к которой присоединилась и Украина), утвердившие Дополнение к диплому, где содержится более двадцати формализованных показателей, характеризующих вид, уровень, форму и направление полученного образования. На основе этих международно признанных документов МАУП совместно с Международной Кадровой Академией (являющейся на сегодня членом Европейской сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности Совета Европы/ЮНЕСКО) разработала вариант «евродиплома» (по типу еврооблигаций, евровалюты и т.п.), который выдает своим выпускникам вместе с действующим сегодня в Украине дипломом государственного образца. Иными словами, мы на деле приступили к реализации Европейской конвенции, не ожидая дополнительных указаний сверху, поскольку, как известно, международные нормы права превалируют над национальными. То же касается и общественно-профессиональной аккредитации вузов, которую уже с 1996 года проводит Международная Кадровая Академия, объединяющая сегодня видных представителей науки, культуры и образования из 36 стран мира.
Такие международные общественные институциональные аккредитации также, по нашему убеждению, способствуют повышению качества образования, широкому обмену опытом работы и распространению международных образовательных стандартов.
— На Западе популярны рейтинги вузов и других учебных заведений. Они общедоступны, регулярно публикуются в прессе. Поскольку в Украине, по некоторым данным, насчитывается около 300 вузов, было бы очень полезно, даже необходимо, ввести и у нас такую практику. Вы пытались было инициировать это дело. Сейчас, с приходом нового руководства образованием, об этом заговорили вновь. Но разве это дело министерства? А где же глас просвещенной общественности?
— Мы не только инициировали проведение рейтингов украинских вузов, но и регулярно их осуществляем начиная с 1996 года. Ежегодно результаты таких общеукраинских рейтингов публикуются в журнале «Персонал», издаваемом МАУП. Безусловно, далеко не всем вузам нравятся эти рейтинги. Вообще, объективность таких мероприятий волнует их организаторов во всех странах мира. Поэтому мы стараемся привлечь к их проведению наиболее авторитетные социологические организации. Например, в прошлые годы разработкой инструментария и обработкой результатов рейтинга вузов занималась группа сотрудников Института социологии НАН Украины под руководством доктора философских наук А.Ручки. В этом году к данной работе мы привлекли еще и Украинский институт социальных исследований (директор А. Яременко), который по улучшенной методике будет проводить социологические опросы во всех регионах Украины. Результаты рейтинга вузов-99 мы ожидаем получить к концу марта, а значит, в апрельском номере «Персонала» можно будет с ними ознакомиться.
Но помимо общепринятых рейтингов мы проводим и, если можно так выразиться, антирейтинги. Речь идет о таком опасном явлении, как взяточничество в системе государственного образования, что подтверждается и публикациями в различных СМИ. Мы решили проверить, насколько данное явление получило распространение, и попросили Фонд «Интеллектуальная перспектива» (руководитель проекта доктор социологических наук В. Пилипенко) провести соответствующее исследование.
Результаты просто ошеломили! Оказывается, 63,3% опрошенных указывают на то, что в процессе обучения студентам их вуза приходится давать взятки (как, впрочем, и при поступлении на учебу). Естественно, что материалы этого исследования немедленно были направлены во все соответствующие государственные органы (в том числе и в Минобразования Украины), однако реакция на них пока неизвестна.
— Рождение негосударственного сектора образования состоялось, хотя и проходило оно порой в «тяжких муках». К тому же «новорожденному» с самого начала досталась участь пасынка. В последнее время бывшее противостояние между государственным и частным образованием если и не ослабело, то все же наметилось сотрудничество. Насколько удалось достичь консенсуса?
— Все новое, как известно, рождается с трудом. Монополизм в сфере образования был естественным состоянием государственных вузов многие десятилетия, поэтому появление новых субъектов деятельности в лице учебных заведений негосударственной формы собственности было воспринято частью ректорского корпуса, что называется, в штыки. Однако все мы являемся гражданами одной страны, представителями, по сути, одного поколения, на долю которого выпали трудности переходного периода от тоталитаризма к демократии. Поэтому многих из нас жизнь учит находить взаимоприемлемые формы цивилизованного сосуществования, поскольку только от слаженной и взаимопомогающей (а не разрушающей) работы как государственных, так и всех других учебных заведений зависит успех проводимых сегодня в образовании реформ. У нашей академии, например, установлены хорошие партнерские отношения с Национальным техническим университетом «Киевский политехнический институт», Харьковским педагогическим университетом им. Г.Сковороды, институтами АПН Украины, вузами МВД и Минобороны Украины и многими другими.
Лично я отношусь с большим уважением практически ко всем своим коллегам, поскольку они прежде всего состоявшиеся и интересные личности, хотя с некоторыми из них и приходится порой «пикироваться». Но все это преходяще и не должно мешать нашей основной созидающей работе. В целом мне больше нравится делать людям приятное. У нас много различных академических наград и почетных званий, которыми МКА, как международная общественная организация, чествует достойных представителей науки, культуры, образования и других сфер деятельности.
— За годы независимости разработан и принят ряд законов об образовании. В то же время на образовательном правовом поле еще много некачественно возделанных либо брошенных на запустение участков. Сегодня активно обсуждаются статьи Закона о высшем образовании, который уже принят Верховной Радой в первом чтении. По вашему мнению, какие плюсы и минусы комплекта этих законов?
— Мы стараемся активно отстаивать интересы вузов, созданных на негосударственной форме собственности. По инициативе МАУП и МКА в прошлом году была создана Конфедерация негосударственных вузов Украины, которую возглавил известный в стране человек Н.Головатый, доктор политических наук, профессор, заслуженный работник народного образования Украины, вице- президент нашей академии. Члены конфедерации разработали и внесли в соответствующие государственные инстанции ряд предложений к различным законопроектам в области образования, в том числе и к проекту Закона о высшем образовании. Нужно отметить, что многие из этих предложений при разработке проекта закона были учтены, но остается еще целый комплекс вопросов, требующих своего разрешения. В частности, дискриминационными для вузов негосударственной формы собственности являются, на наш взгляд, следующие положения:
n при прохождении лицензирования согласно постановлению Кабинета министров Украины государственные вузы вносят плату в размере всего нескольких необлагаемых минимумов (независимо от лицензируемого приема студентов), а вузы негосударственных форм собственности обязаны платить 1% от годовой оплаты за обучение от заявленного лицензированного объема, что составляет уже довольно крупные суммы;
n вузы, основанные на негосударственных формах собственности, часто рассматриваются действующим законодательством как обычные предпринимательские структуры, и поэтому их прибыль, например, облагается налогом в размере 30%;
n суммы оплаты за обучение детей в госвузах за счет физических или юридических лиц не включаются при определении базы налогообложения. Мы считаем, что такая льгота должна предоставляться студентам, обучающимся во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности;
n для государственных и коммунальных учреждений образования распоряжением Киевской госадминистрации установлена ставка аренды недвижимого имущества в размере 3%, а для учебных заведений негосударственных форм собственности — в размере 4,5%. Возникает вопрос, почему учреждения образования негосударственных форм собственности должны платить арендную плату на 50% больше, чем государственные и коммунальные учебные заведения? Этот перечень можно было бы продолжить, особенно в части неравноправного положения по пенсионному обеспечению работников государственных учреждений образования с одной стороны и всех других форм собственности — с другой.
Однако справедливости ради нужно отметить, что в последние годы отношение органов государственной власти и управления (как центральных, так и региональных) к учреждениям образования негосударственных форм собственности все же изменяется к лучшему. Очень важным в этом отношении является распоряжение Президента Украины «Об улучшении финансирования учебных заведений», в котором есть поручение Кабмину Украины внести предложения об освобождении учебных заведений от уплаты всех видов налогов в части полученных доходов от оказания образовательных услуг.
Мы и впредь будем проводить работу по обеспечению равных условий для всех субъектов образовательной сферы, привлекая к ней заинтересованные общественные организации и соответствующие государственные органы. Очень рассчитываем на понимание и поддержку в этом деле со стороны нынешнего руководства Минобразования и профильного комитета Верховной Рады Украины, поскольку, на наш взгляд, решение названных проблем является как бы своеобразным «тестом на демократию».
— Еще слышны отголоски дискуссии научной общественности по поводу деятельности Высшей аттестационной комиссии и совершенствования процесса аттестации научных кадров, которая проводилась на страницах «Зеркала недели». Ваше учебное учреждение — единственное в Украине, которое рискнуло присуждать ученые звания. Такого права пока не имеет ни один из наших национальных университетов. Кое-кто воспринимает это как вызов системе?
— Пользуясь случаем, я хотел бы от имени своих коллег выразить признательность «Зеркалу недели» за постоянное внимание к проблемам науки и образования. Что касается «вызова системе», то я бы определил это несколько иначе, скорей это еще одна из образовательных новаций нашей академии. Дело в том, что в подавляющем большинстве развитых стран мира присвоение ученых степеней и званий (как и выдача упоминавшихся уже документов об образовании) является исключительной прерогативой конкретного вуза. Присвоение сегодня таких степеней и званий специализированными государственными органами (типа наших ВАКа или Минобразования) осталось, пожалуй, лишь в посттоталитарных странах да в Северной Корее, но ведь это прошлое, а не будущее образования.
К тому же остро стоит сегодня вопрос подготовки научно-педагогических кадров для негосударственной системы образования, а также для других учреждений, организаций, предприятий негосударственной формы собственности. Поэтому и возникла идея подготовки таких высококвалифицированных специалистов в рамках альтернативной докторантуры, созданной совместно с зарубежными партнерами по международно признанным образцам. При этом ни организаторы этого проекта, ни докторанты не претендовали на то, чтобы общепризнанные в развитых странах мира дипломы докторов философии вдруг и сразу были признаны нашей государственной системой образования. Повторяю, подготовка докторов философии в различных областях современного знания задумывалась и осуществляется прежде всего для структур негосударственного сектора экономики, что специально отмечено в контракте на обучение и поэтому не предусматривает получения каких-либо льгот, установленных государством. На наш взгляд, только работодатель вправе определять качество подготовки принимаемого им работника и устанавливать ему соответствующую плату и льготы. А что, разве дипломы ВАКа гарантируют качество подготовки аспирантов и соискателей? Думаю, что любой человек, мало-мальски ознакомленный с этой проблемой, приведет не один пример обратного.
Другое дело, что в нашу докторантуру начали поступать государственные служащие, которым почему-то не нравится государственная же система подготовки научных и научно-педагогических кадров. Но это, во-первых, не наша вина, а во-вторых, является правом самого соискателя. Вместе с тем, все докторанты, защитившие у нас диссертации (а среди них и ректоры вузов, и народные депутаты, и руководящие работники министерств и госадминистраций), пожелавшие получить еще и государственную ученую степень, все без исключения получили ее в ВАКе Украины. Достаточно сказать, что в специализированных ученых советах нашей совместной докторантуры задействовано сегодня более 20 «государственных» докторов наук. К тому же МАУП имеет полученное в установленном порядке разрешение от Минобразования Украины на аспирантуру и подготовку научно-педагогических кадров. Запрещение же на подготовку докторов философии по международно признанным нормам нет ни в одном законодательном акте Украины, поэтому ни о каком «вызове системе» не может быть и речи.
А вот международные контакты и сотрудничество с зарубежными вузами по обогащению отечественной системы образования МАУП и МКА намерены продолжать и в дальнейшем. В настоящее время, например, готов к завершению новый проект. Речь идет о создании совместно с университетами Польши и США Международного виртуального университета, который будет использовать новейшие образовательные технологии для подготовки специалистов различного уровня, в том числе и докторов философии. По имеющимся у нас данным, этот проект готов взять под свой патронаж президент Польши, а с американской стороны — один из губернаторов США. Этим же целям служит и подписанный недавно Меморандум между МКА и представительством ООН в Украине.
Что касается вопроса присвоения ученых званий профессора и доцента, то здесь все обстоит еще проще, поскольку в проекте Закона о высшем образовании уже заложена норма, согласно которой каждый аккредитованный вуз вправе присваивать эти ученые звания. И признаются эти звания только в рамках присвоившего их вуза. Такая практика является сегодня общепризнанной в мире.
Уверен, что если Украина и дальше будет продвигаться по пути демократических реформ, то уже «не за горами» время, когда ученые степени и звания будут присваивать все украинские вузы, а нынешние государственные аттестационные органы останутся только в наших воспоминаниях. Тот же, кто выступает против новаций общественных организаций в системе образования современной Украины, не может, на наш взгляд, относить себя к числу ее реформаторов.
— Не нами замечено: сколько ни выдели из бюджета денег на образование, все равно будет мало. Сегодня в мире наблюдается тенденция сближения образования и бизнеса. У нас тоже идет процесс коммерциализации сферы образования, который, несомненно, будет усиливаться. Следует полагать, как негосударственный, так и государственный секторы образования вскоре могут претерпеть существенные изменения в плане их сближения?
— Сила вузов, основанных на негосударственных формах собственности, базируется прежде всего на их большей независимости, самостоятельности и самофинансировании. Потребитель образовательных услуг, таким образом, своими собственными деньгами «голосует» за существование той или иной высшей школы. И если качество этих услуг в каком-то конкретном вузе не будет удовлетворять возрастающие запросы потребителей, то такой вуз исчезнет сам по себе. То же касается и платных форм обучения в государственной высшей школе, где они, безусловно, будут способствовать постепенному искоренению взяточничества. Безоплатное же обучение, на наш взгляд, должно сохраниться для способных, но малоимущих людей и для обеспечения подготовки кадров под конкретный госзаказ. Но в этом случае обязательна двух-трехлетняя «отработка» выпускников по государственному распределению. Вот куда в первую очередь должно быть устремлено «недремлющее око» Минобразования — на контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, собранных с наших не очень богатых налогоплательщиков, содержащих и само Министерство образования.
Что касается связи между образованием и бизнесом, то она, на мой взгляд, является более сложной и опосредованной. Качественное образование в демократическом обществе делает возможным появление высокопрофессионального бизнеса, который начинает оказывать благотворное влияние и на государственные структуры, что в целом обеспечивает качественное изменение всего социального управления, а последнее — является гарантом постоянного роста благосостояния и культуры общества. Поэтому реформирование отечественной школы сегодня выступает главным, судьбоносным для Украины направлением всего последующего социального развития.