К идее раздельного обучения некоторые американские школы начали возвращаться еще с 2003 года, когда американское министерство образования лишь объявило о своих планах ослабить соответствующее регулирование. Причиной для подобного шага послужило завершение четырехлетнего исследования, результаты которого оказались достаточно неожиданными: во-первых, девочки и мальчики совершенно по-разному участвуют в процессе обучения, и, следовательно, нуждаются в различных методиках и педагогических технологиях. Так, если в мальчишеской среде наиболее эффективными оказываются активные действия, требующие участия всего класса и носящие соревновательный дух, то девочки добиваются значительно лучших показаний в «камерной» обстановке — в составе крайне малочисленных групп, в отсутствие спешки и азарта.
Более того, как оказалось, именно в условиях раздельного обучения школьники проявляют не слишком свойственные своему полу пристрастия — девочки в отсутствие мальчиков гораздо активнее интересуются математикой и физикой, а мальчики, соответственно, — искусством. Как считают эксперты, при совместном обучении проявлению подобных склонностей препятствует опасение попасть впросак в глазах представителей противоположного пола. Хотя родители старшеклассников указывают на еще одно преимущество раздельного образования: в его условиях школьники нацелены скорее на достижение максимальных академических успехов, чем на выстраивание взаимоотношений с противоположным полом.
С учетом полученных результатов в 2006 году американское министерство образования задекларировало право родителей выбирать для своих детей возможность обучения в общих или же раздельных классах и даже школах. Правда, касалось это преимущественно частных форм образования. Однако некоторые округа пошли еще дальше и предусмотрели возможность создания раздельных классов (по требованию родителей) даже в государственных школах. В результате Американский союз защиты гражданских свобод подал на них в суд за нарушение закона 1972 года, запрещающего дискриминацию по половому признаку в процессе образования. Чем и спровоцировал оживление общенациональной дискуссии на заданную тему. Ведь, с одной стороны, обучение в однополой среде не способствует приобретению навыков межгендерной социализации. А с другой — все более очевидным становится тезис о том, что единой модели образования, способной удовлетворить всех и вся, не существует. И что каждый родитель (а в идеале каждый ребенок) должен иметь право выбора.