«Рабы — это нация, которая не имеет Слова». Концепция языкового образования: обратно — к империи?

28 января, 2011, 13:50 Распечатать Выпуск №3, 29 января-4 февраля

Известно ли вам, какое из государств больше всего заботится о своем языке, его развитии и чистоте? Оказывается, Япония, страна, языку которой абсолютно ничто не угрожает!

© Елены Билозерской

Известно ли вам, какое из государств больше всего заботится о своем языке, его развитии и чистоте? Оказывается, Япония, страна, языку которой абсолютно ничто не угрожает! Там нет никакого второго государственного, никто не посягает на его права. Однако в Стране восходящего солнца существуют специальные государственные учреждения, которые занимаются чистотой языка, следят за языковой ситуацией в стране, составляют реестры новых слов и их употребления. Там даже создают популярные телевизионные сериалы на лингвистические темы.

А как в нашем государстве «пошановується» украинский язык, в который раз показала новая Концепция языкового образования в Украине, разработанная специалистами Министерства образования и науки, молодежи и спорта.

— Концепция — новый способ русифицировать украинское образование, — убеждена представитель ВОО «Не будь байдужим!» Елена Подобед-Франкивская. — Если ее утвердят в нынешнем виде, вскоре наши дети будут разговаривать в школе исключительно на русском. И это несмотря на то, что государственный язык у нас украинский, и никто этого не отменял.

МОНМС сделало все возможное, чтобы устранить общественность от обсуждения документа — для этого выбрали чрезвычайно неудачные календарные сроки — с 28 декабря 2010-го по 20 января 2011-го: как раз, когда страна отмечала новогодне-рождественские праздники. Этим, в частности, грубо нарушалась норма сроков обсуждения, которые должны продолжаться не менее месяца. К тому же в указанный промежуток времени текст документа невозможно было найти даже на правительственном портале. Имеется множество нарушений относительно и формы, и содержания текста концепции. Например, отсутствует цель одобрения документа, зато есть подмена понятий — цель Концепции языкового образования подменяется понятием цели изучения языков. Не прописаны также механизм и ожидаемые результаты реализации документа.

Однозначным шагом к русификации Украины считает концепцию и социолингвист, доктор филологических наук Лариса Масенко. Ведь, по ее мнению, там абсолютно нет четких положений, о каком языке преподавания в школах идет речь. То есть изложенные положения можно одинаково применять как к украинскому, так и к русскому языку. Нет определения базового языка образования в Украине. Это при том, что у нас почти 80 процентов населения являются этническими украинцами, и, конечно, наше образование должно строиться на том, что базовым языком должен быть государственный. Как во Франции — французский, в Польше — польский, в Чехии — чешский и т.д.

Русификационную направленность концепции подтверждают и характеристики, данные в ней украинскому и русскому языкам. В частности, там речь идет о том, что украинский — родной язык большинства населения государства. Вместе с тем его ценностные характеристики сводятся к сугубо фольклорным: дескать, это язык нашей думы, песни и высокоморального общежития. А о русском написано, что он является родным для многих жителей нашего государства. Кроме того, подчеркивается: это — язык, которым владеет большинство населения Украины, чего нет по отношению к украинскому.

— Совсем недопустим тот факт, что концепция по существу возвращает русскому языку советский статус, — подчеркнула Л.Масенко. — В документе указано: русский является языком межнационального общения. Так же он квалифицировался Конституцией СССР. Но, если мы строим суверенное государство, языком межнационального общения должен быть государственный язык — украинский. Иначе каким образом государственный язык выполнит свою консолидирующую функцию?.. Ведь и представители национальных меньшинств должны в процессе обучения обязательно овладеть государственным языком. Но в концепции об этом — ни слова. Я убеждена: в случае принятия этот документ внесет хаос в систему образования, затормозит ее развитие и усугубит раскол украинского общества на языково-культурной почве.

— Доминантный принцип концепции — подмена понятий, — считает доцент кафедры современного украинского языка Института филологии КНУ им. Тараса Шевченко Виктория Коломийцева. — Проанализируйте, например, такую ее позицию: «Языковая политика государства направлена на совершенное владение языком каждым его носителем, обязательное овладение государственным украинским языком, знание иностранных языков». Явное вопиющее противоречие: понятие «родной» и «государственный» язык противопоставляются. Возникает вопрос: для кого же тогда украинский является родным, как не для гражданина Украины? (К слову, в РФ, несмотря на то, что там проживают очень много нацменьшинств и народностей, школьный предмет, где изучают русский, назван «родной язык».) Далее. Часть концепции об основной школе (5—9 классы) обязывает детей усвоить «целостную систему знаний о языке, которые становятся основой для формирования умений и навыков, необходимых для совершенного владения им». Простите, но о каком языке идет речь? «Как форма существования и проявление национального и личностного самосознания родной язык является способом самопознания и формирования нового типа личности». Но какую новую личность имеют в виду авторы концепции? Не ту ли, которая уже была в нашей печальной истории и носила название «советский человек»?

…Помните знаменитую фразу жены Владимира Путина о том, где начинается и где заканчивается Россия? Там, где начинается и заканчивается русский язык... Не хочется, да и нет смысла лишний раз взывать «Доколе?!», рвать на груди вышитую сорочку, предрекая очередную волну манкуртизации. Просто вспомните слова еще одной умной женщины — доктора филологических наук Оксаны Пахлёвской: «Рабы — это нация, которая не имеет Слова. Поэтому и не может защитить себя».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно