Пять шагов навстречу образованию

15 февраля, 2013, 20:00 Распечатать Выпуск №6, 15 февраля-22 февраля

О пяти шагах, которые нужно сделать в сфере образования, независимо от того, кто сейчас руководит (или руководил вчера) отраслью. 

© www.15min.lt

 Не буду произносить длинные мантры относительно состояния и перспектив украинского образования и науки. Об этом говорится во многих моих статьях и книгах. Сразу заявляю, что пишу не "за" или "против" кого-то. Я предлагаю выход из кризиса в образовании, поэтому речь пойдет не о конкретных личностях, фамилиях, а об идеях, путях и способах их достижения. Скажу лишь о пяти шагах, которые, по моему мнению, нужно сделать в сфере образования, независимо от того, кто сейчас руководит (или руководил вчера) отраслью.

Самое главное — демократизировать сферу образования, привлечь к процессу общество, родителей. Перейти от войн и взаимных обвинений к созиданию. Следует дать больше полномочий и ответственности опекунским советам, учителям, ученым, педсоветам и ученым советам. Если община села или города не поймет, что детсад или спортшкола, гимназия или лицей — это ее забота, ничего хорошего в стране не будет. Но обо всем по очереди.

О стратеге в образовании

Первый. Необходимо пересмотреть роль центрального штаба — стратега в образовательном процессе. По моему мнению, позапрошлогоднее объединение Министерства образования и науки с Министерством семьи, молодежи и спорта пользы не принесло.

Вспомним, что само Министерство образования и науки до этого уже поглотило пять ведомств — министерство народного образования, высшего и среднего специального образования, госкомитеты профтехобразования, науки и технологий и госпатент. С каждым объединением проблемы ребенка — ученика школы, воспитанника детского сада — сдвигались с центра внимания на периферию. Даже сугубо арифметический анализ показывает, что количество специалистов, в свое время занимавшихся общеобразовательными учреждениями, профтехобразованием или техникумами, сократилось в несколько раз. Так быть не может. Во Франции просвещенский штаб в 10 раз больше, чем в Украине. 

А у нас реформирование Министерства образования и науки путем присоединения еще двух управленческих структур, а также создание отдельных агентств науки и информатизации, интеллектуальной собственности окончательно запутали дело. Три сотни работников МОНМС Украины физически не могут успевать за всеми изменениями в просвещенской и научной среде. Поэтому дискуссии вокруг проблем воспитания, содержания образования и учебников, ВНО, роста коррупции, отсталости учреждений профтехобразования в Украине ведутся постоянно. О бедах образования и путях их преодоления говорится во всех предвыборных программах партий. Но воз и ныне там.

По мнению Общественного совета работников образования и науки Украины, целесообразным было бы разъединить нынешнее МОНМС на Министерство образования и науки и Министерство спорта. Профтехобразование выделить в специальное Агентство по воспроизведению продуктивных сил, которое бы совместно с работодателями, профсоюзами взяло на себя функцию подготовки и переподготовки рабочих, в том числе на производстве. Это позволило бы скоординировать деятельность не только 940 государственных, но еще и двух тысяч частных профессиональных учебных заведений и центров занятости. А сегодня квалифицированных рабочих катастрофически не хватает, важная отрасль буквально влачит существование. В большинстве областных управлений образования уже даже нет отдела профтехобразования!

Считаю, что наступило время предоставить университетам настоящую автономию. Сегодня в Верховной Раде зарегистрированы три законопроекта о высшем образовании. Среди них — подготовленный рабочей группой во главе с академиком Михаилом Згуровским. Активное участие в его разработке принимал Общественный совет работников образования и науки Украины. Считаю, что парламент должен принять именно этот вариант закона "О высшем образовании", поскольку он наиболее эффективный, предоставляет больше всего прав и свобод университетам. Это позволит министерству сосредоточиться на главном — содержании и методах, качестве обучения и воспитания прежде всего в дошкольных и внешкольных, средних учебных заведениях. Жизнь требует создания мощных, полнокровных департаментов по этим направлениям. Нельзя мириться с тем, что сейчас в министерстве есть разные департаменты: юридический, кадровой работы, взаимодействия с властью и СМИ, а департаментов дошкольного, внешкольного воспитания, работы с родителями нет.

Где брать деньги

Второй. Система финансирования образовательных учреждений нуждается в радикальных изменениях. Старая советская система финансирования была эффективной 20 лет назад. Сохранять ее нельзя. Источниками финансирования сегодня являются в основном госбюджет и средства родителей и студентов, а также незначительная доля бизнеса. В высшей школе это соотношение приблизительно 65:34:1. Роль бизнеса в укреплении материально-технической базы образования мизерная. А тем временем в странах Евросоюза в структуре бюджетов университетов доля средств бизнеса составляет 15—25%. Да и в СССР базовые предприятия плодотворно помогали вузам, ПТУ и школам. Поэтому наступило время изменить Налоговый кодекс, стимулировать бизнес к сотрудничеству с вузами, техникумами и ПТУ, разрешив им включать средства на научно-техническую деятельность, подготовку кадров в валовые затраты. (Такой подход общественность уже предложила в новом законе о высшем образовании.) Этот резерв оценивается экспертами в 15—20 млрд. грн. А на сегодняшний день из предусмотренных законом на 2013 г. 10% ВВП просвещенцы получат около 6%, а ученые вместо 1,7% — только 0,4%. То есть недополучат почти 60 млрд. грн. Это может привести к коллапсу отрасли.

Чему учить 

Третий. Самым узким местом образовательной деятельности, на мой взгляд, является недостаточное внимание к содержанию образования. Отсюда и низкое качество образования, перегрузка детей, критика такого состояния дел со стороны общества. Константин Ушинский утверждал, что ум — это прежде всего хорошая система знаний. Как ее сформировать у детей? Сегодня актуально создание национального проекта "Ярослав Мудрый". Он помог бы решить проблему содержания образования, новых стандартов, которые соединили бы усилия Национальной и Педагогической академий наук, просвещенцев-практиков, общественных организаций. Этот проект должен ответить на главный вопрос: чему учить, сколько учить и как учить. Оперативное информирование учеников и студентов о новых научных открытиях, прогнозах развития науки и технологий, сравнение содержания образовательных программ мировых лидеров образования, отбор и подача этих материалов в доступной форме, уменьшение массива фактологического материала, ликвидация межпредметного дублирования, согласование программ с высшей школой, применение современных интерактивных информационных технологий — вот основные задачи этого проекта.

С помощью чего учить

Четвертый. Как воздух нужна современная инновационная индустрия технических, информационных средств обучения. Поэтому следует поддержать Ассоциацию производителей оборудования для учебных заведений, соединив государственный и частный интересы. Ведь уже и сегодня есть уникальные разработки учебных принадлежностей. Целесообразно воспользоваться возможностями научного технопарка, созданного в свое время парламентом с этой целью. Попробуйте сегодня купить отечественные штативы или пробирки для химкабинета, гантели или штангу для физкультуры, не говоря уже о компьютерах или микроскопах. А без дешевых и качественных средств обучения желательное качество образования мы не обеспечим.

Кто будет учить

Пятый. Назрели изменения в отношении общества и государства к Учителю, Преподавателю, а также в оценивания их деятельности. То, что следует повысить зарплату, сделать ее справедливой, предусмотреть предоставление жилья педагогам, — аксиома. Невыполнение Закона "Об образовании" ведет к тому, что каждый учитель, преподаватель недополучает 3—5 тыс. грн. ежемесячно. Без решения этих вопросов мы не сдвинемся с места. Но и без дифференциации оценивания деятельности педагогов, стимулирования успешных, обеспечения школы от случайных людей также не обойтись. Сейчас много нареканий со стороны общества на деятельность отдельных учителей, а то и целых коллективов, а также по поводу поборов и взяток. В зарплате учителя плата за качественную работу должна составлять не менее половины или хотя бы треть заработка.

Вместо послесловия

И наконец, следует радикально изменить отношение к здоровью детей (и учителей, кстати). Плохо, если ученик чего-то не будет знать, но гораздо хуже то, что 80% детей выпускаются из школы больными! Государственная программа питания, создание коммунальных подразделений с этой целью, отмена злосчастных тендеров с откатами на продовольствии, новый подвижный режим работы учебных заведений, обязательные прогулки, физкультпаузы, ежедневные занятия физкультурой — вот неполный инструментарий для восстановления здоровья детей. 

Досадно, что образование и наука не стали приоритетом нынешнего правительства. Предыдущий парламент также не принял эффективных решений. Сегодня просвещенская общественность ожидает новых шагов от обновленных Верховной Рады Украины и правительства. Не делать их означает навсегда отстать от темпа жизни глобализированного мира.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 11
  • Живу і дивуюсь Живу і дивуюсь 21 лютого, 22:22 Слухайте, чудова тема для журналістського розслідування про стан освіти в Україні. Може навіть для романа. Професори, проректори б"ють один одному морди, чаклують і т.д. Документ читайте на житомирському сайті. http://zhitomir-online.com/suspilstvo/14015-v-zhitomir-profesor-vimagaye-u-vladiki-nikodima-pokarati-svyaschenika.html согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно