Психолог Филипп Духлий отмечает, что ключ к успеху ребенка в будущем - это прежде всего дисциплина, а не кратковременная мотивация или энтузиазм. По его словам, если с детства не воспитать у ребенка умение соблюдать правила и работать системно, во взрослой жизни он может столкнуться с серьезными трудностями в самореализации. Об этом он рассказал в интервью редактору отдела образования и науки ZN.UA Оксане Онищенко.
Одним из вспомогательных стимулов для школьников могут быть рейтинги успеваемости. Однако, предостерегает эксперт, они не должны становиться самоцелью.
"Рейтинги следует воспринимать как средство подготовки детей к взрослому миру, где конкуренция является неотъемлемой частью — от поиска работы до построения карьеры", - отмечает Духлий.
Он отмечает, что важно объяснять детям смысл обучения, говорить с ними откровенно об их целях и договариваться о шагах для достижения желаемого результата.
В то же время психолог признает: публичные рейтинги не всегда стимулируют учеников. Для тех, кто постоянно оказывается внизу списка, они могут иметь противоположный эффект. "В таких случаях важно не наказывать ребенка ярлыками, а разобраться, какие именно психологические или другие проблемы мешают ему развиваться, и оказать поддержку", - подчеркивает он.
Таким образом, по словам Духлия, рейтинги могут быть полезным инструментом, если они не становятся "фетишем", а используются как один из элементов воспитания дисциплины и подготовки ребенка к реалиям взрослой жизни.
Подробнее о том, как отношение учителей влияет на ребенка - читайте в статье "Школа как пространство доверия: почему это важнее оценок и правил".
