Те, кто увлекается фантастикой, наверняка слышали о портале суперсилы и о супергероях.
Суперсила наделяет человека сверхвозможностями и сверхспособностями. Например, возможностью летать. И получить ее можно только в суперпортале - магических воротах, ведущих в иное измерение.
В Национальной детской специализированной больнице "Охматдет" есть свой собственный портал суперсилы - Школа супергероев. Ее открыли волонтеры четыре года назад.
"Почему так называется школа? Потому что она - портал суперсилы, а дети, которые лежат в больнице и приходят сюда учиться - это маленькие супергерои. Учителя, которые не боятся стигмы, - это супергерои", - говорит Евгения Смирнова, основательница школы и общественной организации Small Heart with Art .
Вы не найдете Школу супергероев в реестре школ Киева. Ее табеля - или, как их тут называют, "Свидетельство о прохождении обучения в школе супергероев", где нет оценок, не имеют никакой силы для бюрократов, но они очень дороги для маленьких пациентов и их родителей.
"Когда ты попадаешь в больницу из своего привычного мира, где есть любимые игрушки, где ты строил хижины из старого пледа и смотрел мультики, где у тебя был свой мир, ты сталкиваешься с совершеннор иным миром. В этом мире правят взрослые, и на все про все есть только одна больничная тумбочка у кровати, куда ты не можешь положить все мультяшки и книжки, которые тебя радуют и дают тебе внутреннюю суперсилу, - говорит Евгения. - Поэтому для маленьких пациентов больницы и для нас Школа - это действительно портал".
Все началось четыре года назад. Евгения со знакомой художницей Таней пришли в "Охматдет", чтобы вместе с другими волонтерами поучаствовать в акции "Рисуем больницу будущего". Девушки немного опоздали, и когда пришли в место сбора волонтеров, те уже выбрали себе отделения, в которых будут рисовать с детьми. Оставалось вакантным только одно место - отделение для детей с ВИЧ. Туда просто никто не захотел идти. "Боитесь?" - спросили опоздавших девушек организаторы акции. "Вопрос удивил, - вспоминает Женя. - Для меня это было немножко дико, ведь когда проводится антиретровирусная терапия, человек с позитивным статусом может полноценно жить, рожать детей. В то время как весь мир преодолел эту болезнь, узнать, что в центре Украины никто не согласился идти в то отделение, - дико. Все боятся об этом говорить, но дети с ВИЧ изолированы от общества. Однако все эти барьеры в головах, они от неведения".
Как только девушки вошли в отделение, их сразу же окружили дети. Они наперебой спрашивали: "Тебя как зовут?" "Женя", - ответила волонтер. Малышня стала сразу же обниматься с гостями. "Мы принесли с собой все, что не надо - апельсины, шоколад. Хотели поделиться самым вкусным. Тогда еще не знали, что всего этого детям нельзя, но им нужно общение, внимание", - вспоминает Евгения.
С тех пор Женя стала частым гостем в отделении, и приводила туда своих друзей. Вместе они организовывали для маленьких пациентов разные мастер-классы . Особой популярностью пользовался класс "Ударим макраме по одиночеству". Но скоро стало понятно, что арт-терапия и рукоделие - это, конечно, хорошо, но они не учат читать и писать, а это, как оказалось, очень серьезная проблема.
В отделении для ВИЧ-инфицированных лежала девочка Алина. Она попала в больницу в шестилетнем возрасте и провела там десять лет на диализе. К сожалению, в 16 лет Алина умерла. В "Охматдете" девочка фактически жила, ведь у нее не было родителей. Но за эти десять лет к ней ни разу не пришел ни один учитель. Она не то что не читала и не писала, она плохо говорила - у нее было мало коммуникации.
Алину научили читать и писать волонтеры. И стало понятно, что в стенах больницы нужно запускать какие-то образовательные проекты. "Таких детей, как Алина, у которых нет родителей, в отделении было много - около 70%, - говорит Евгения Смирнова. - Это воспитанники детских домов, домов семейного типа".
Первые уроки проводили в больничном коридоре. "Он был убитый и разбитый, а сейчас его не узнать, - вспоминает Женя . - Но главное было - найти учителей. Это была супернепростая задача. И до сих пор она "со звездочкой" - не все учителя готовы работать с такими детьми, не все могут. Тогда мы развешивали везде объявления "Пожалуйста, придите", и даже организовали для педагогов трехдневные курсы. Нам звонили, но как только слышали, что работать надо с пациентами ВИЧ-отделения, вешали трубку".
Сейчас в Школе супергероев работают восемь учителей. "Это наши бриллианты, - говорит Евгения об учителях. Школа супергероев - это их призвание, их жизнь, они получают от этого удовольствие. Недавно телеканал "1+1" собирал деньги на поддержку Школы и на оплату работы учителей. Часть учителей отказались от денег, средства пошли на развитие школы".
Во многих обычных школах дети носят форму. А в Школе супергероев форма есть только у учителей - свитшоты с надписью "Суперучитель". Это нужно для того, чтобы не только ученики, но и работники больницы знали: этот человек - учитель. Кстати, на уроках в классе присутствует два учителя: один ведет занятие, а второй ассистирует. Если вдруг кому-то из детей стало на занятии плохо (лечение-то бывает тяжелым), один педагог должен остаться с детьми, а другой очень быстро найти врача или медсестру.
"Когда ты попадаешь в Школу супергероев, ты не должен чувствовать себя как в школе, и не должен ощущать себя как в больнице, - говорит Евгения Смирнова. - Потому что это другое пространство, у нас другие методы и подхода, мотивация. Мы хотим вдохновлять на знания, влюблять в знания и показывать нашим ученикам, что мир может быть суперинтересным".
В Школу супергероев ходят только по желанию, здесь нет оценок и домашних заданий. А это значит, что только от мастерства учителя зависит, захочет ли ребенок учиться - или же останется в своей больничной палате, закрытым от всего мира, один на один с болезнью.
Каждый день в школе проходят уроки: два-три для тех, кто сидит в классе за партами, остальные - в палатах с лежачими больными. Для таких случаев волонтеры закупили специальные компьютерные столики, которые на самом деле очень удобно поставить на кровать и положить на них тетрадь и учебник.
После занятий учитель оставляет свою визитку с номером телефона, на которой написано: "Суперучитель такой-то". "Родители могут связаться с педагогом, задать любые вопросы, и им с удовольствием ответят, - говорит Евгения Смирнова. - Мы работаем по обычной школьной программе, но преподносим мы ее по-другому, у нас своя система мотивации".
Как и положено в магическом суперпортале, в школе изучают только волшебные науки, поэтому традиционные школьные предметы здесь переименовали: математика называется "умением видеть суть вещей", история - "путешествие во времени", литература - "магия слов", информатика - "телепортация", биология - "стихия природы". Кстати, уроки биологии в супершколе проходят во дворе больницы, на собственном небольшом огородике. А вообще в теплое время года учеба переносится из класса на улицу.
В комнате, где проходят занятия, стоит восемь одноместных парт. На каждой - пирамидка с гранями трех цветов: зеленый, желтый, красный. С ее помощью дети во время урока сигнализируют учителю, как они поняли материал: зеленый - все понятно, учитель может давать более сложные задания; желтый - понятно, но не все; красный - все непонятно, необходимо остановиться и объяснить все по новой, по-другому. "Все мы помним этот момент со школы, когда учитель что-то объясняет, а ты стесняешься сказать, что не понял, потому что не хочешь показаться самым несообразительным в классе, - рассказывает Евгения. - Вот поэтому так нужна пирамидка".
Вместо оценок детей поощряют специальными браслетами, наклейками, значками: "Умею путешествовать во времени" - это за успехи в изучении истории, "Умею колдовать словами" - в литературе, "Умею преодолевать пространство" - в информатике. Еще есть разукрашки-смайлики, с помощью которых можно нарисовать свое настроение. "У нас все обучение связано с медицинскими процедурами. Здесь, в "Охматдете", у ребенка день расписан, и не всегда есть время выучить стихотворение или более глубоко изучить какой-то вопрос. Да мы и не задаем домашних заданий. Но если он это сделал - это достойно награды", - объясняет Евгения.
В Школе супергероев есть свой классный журнал. Здесь учителя записывают темы, изученные на уроках, и отмечают присутствующих. Напротив некоторых фамилий стоят плюсики, напротив других записано "выбыл". Это значит, что маленький супергерой выписался из больницы или... стал ангелом. И в последнем заключается еще одна сложность работы суперучителя. "Я постоянно подчеркиваю, - рассказывает Евгения, - что не каждый учитель может перенести смерть ребенка. Когда ты ходишь на индивидуальные занятия к ученику в палату, а однажды видишь лишь пустую кровать - это может выдержать не каждый".
Для учителей и волонтеров школы разработана специальная памятка, где отмечено, что можно делать, что рекомендовано, а что запрещено. Например, категорически нельзя угощать детей едой и напитками (у многих могут быть ограничения в питании), дарить мягкие игрушки, говорить о политике, религии, ВИЧ-инфекции, вообще о здоровье (кроме, конечно, бесед о необходимости чистки зубов). А еще нельзя приходить на занятия, если заболеваешь, - это отдельно прописано в памятке. Ведь у детей с ВИЧ пониженный иммунитет. "Мы благодарны тем учителям, кто честно предупреждает, что заболел, кто остается дома, а не идет в школу, чтобы героически "творить добро", - говорит Евгения Смирнова. - Учитель должен беречь детский коллектив, беречь себя. Не может человек делится с другими, если он сам опустошен и плохо себя чувствует".
В Школе супергероев вы никогда не услышите: "Петренко, к доске!" - здесь не обращаются к детям по фамилии, только по имени. Новенькие ученики супершколы получают специальный бейджик, на котором написано: Супергерой такой-то. "В отделении токсикологии дети лежат по 5–8 лет, и понятно, что учитель знает их по именам, - рассказывает Евгения Смирнова. - А когда они из другого отделения - из педиатрии, офтальмологии - состав учеников меняется, и здесь помогает бейдж. К учителю у нас обращаются на "вы", но по имени.
Во время уроков дети могут сидеть, лежать , подходить к кулеру, чтобы выпить воды. В классе есть увлажнитель и осушитель воздуха, и даже гигрометр, чтобы следить за микроклиматом. "Он, конечно, доисторических времен, но функцию свою выполняет", - говорит с улыбкой Женя.
Хотя класс, где проходят занятия в Школе супергероев, маленький - всего 22 квадратных метра, здесь очень уютно. Это настоящий магический портал: яркие стены с веселыми рисунками, большой плазменный экран, огромные коробки с карандашами-фломастерами-альбомами, мешки с разными новогодними штучками - ленточками, блесточками, тесемочками. На подоконнике стопками лежат нетбуки - когда-то их подарил больнице Виктор Ющенко, а сейчас их передали волонтерской школе. Вместо доски - покрытая специальной черной краской стена. На ней можно писать, где удобно: хоть сверху, хоть сбоку, хоть снизу.
Школа не получает государственного финансирования, ведь она волонтерская. Поэтому все закуплено стараниями неравнодушных людей. Волонтеры рассылают письма бизнесменам с просьбой о помощи - у кого-то попросят лампы, у кого-то ламинат, у кого-то книги. Говорят, ответ приходит примерно на одно письмо из десяти, соглашается помочь только каждый двадцатый. Но и это замечательно. Помогает школе также Посольство Израиля и Ассоциация американских гинекологов, телеканал 1+1 и БФ "1+1 медиа", спецпроект "Право на освіту", Фонд содействия демократии посольства США.
В Школе супергероев работает обучающая программа по изучению правил дорожного движения "Джедай дорог". "Джедай - это маленький победитель, который знает знаки и правила, - объясняет основательница Супершколы. - Укравтодор установил нам на площадке дорожные знаки и четыре светофора - два пешеходных и два транспортных. Раз в неделю приходят волонтеры из Академии патрульной полиции и на волонтерских началах проводят занятия. Помогает нам и школьный офицер полиции".
Недавно Минобразования совместно с Минздравом занялись вопросом школ при больницах и утвердили Положение об особенностях организации форм получения общего среднего образования в учреждениях здравоохранения (далее - Положение). Государство обещает выделить на школы при больницах 12 млн гривен. Однако школа при "Охматдет" из-за этого нововведения может оказаться в сложной ситуации: "Я очень надеюсь, что Школа супергероев сможет продолжить свою работу, и это Положение не закроет нас, - говорит Евгения. - К сожалению, этот документ не дает нам пока что возможности получать финансирование. Его будут получать только государственные школы, которые закреплены за больницами. Нас в этом перечне нету, мы волонтерская школа. Мы хотим, чтоб в закон "Об образовании" был внесен такой тип школ, как "школа в больнице". Мечтаем, чтобы школы, подобные нашей, создавались в каждой больнице в разных городах. И уже работаем над этим".
Я спросила Женю: если бы вы могли загадать Святому Николаю одно желание, что бы это было? "Электрокар, - сказала она. - В нашей школе учатся детки из семи отделений. "Охматдет" - больница большая, и не все могут дойти к нам. Даже 10–15 минут пешком под силу не всем".
Мы разговаривали с Женей в уютном праздничном предновогоднем классе. В углу я заметила четыре огромные коробки. Оказалось, это письма со всей Украины. Накануне праздников учитель украинского языка из Школы супергероев обратился к коллегам с просьбой поддержать его учеников и написать им письма. Откликнулись многие. Мы открыли два больших конверта - из школы села Дмитровка Обуховского района и Константиновского лицея "Эрудит" Запорожской области. Из упаковки выпадают написанные старательным почерком пожелания, нарисованные блестящие принцессы и разукрашенные шарами новогодние елки . Письма очень трогательные - от учителей и от учеников.
"Я предложила своим ученикам написать письма деткам, которые находятся на длительном лечении, рассказала им о Школе супергероев. И они тоже захотели стать супергероями, подарив кому-то частичку добра, - пишет учительница Наталья Владимировна. - Спасибо вам, коллеги, за ваш труд, пусть Новый год подарит здоровье вашим воспитанникам, а вам - творческое вдохновение".
"Я не знаю, кто читает мое письмо - мальчик или девочка, какого ты возраста, где живешь, большая ли у тебя семья. Это не так важно, потому что пишу я, чтобы поздравить тебя. Впереди большие праздники. Загадай свое самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Я тоже загадаю. Хочу пожелать тебе здоровья и скорейшего возвращения домой. Ты сильный человек и сможешь с этим справиться. Рядом с тобой родные люди, и еще - ангел-хранитель, он поможет тебе. С уважением к тебе, Саша, 8 лет".
"Я хочу, чтобы вы побыстрее выздоровели и дальше продолжали учиться в обычной школе. Сейчас сильно развито телевидение и смартфоны, и я хочу увидеть вас уже совсем здоровыми, чтобы вы могли, как и все дети Украины, встречать новогодние праздники в своих школах и в кругу семьи, и получать много-много подарков. И пусть к вам придет в Новом году чудо выздоровления. С уважением к Вам, Рома".
Пусть все желания в Новом году сбудутся. Все, кто хочет помочь Школе супергероев, могут связаться с волонтерами через страничку школы в Фейсбуке.
А я подумала о том, что такие школы супергероев нужны не только в больницах. Вот было бы здорово, если бы везде, в каждой школе учили так же. С душой, без фальши и показухи. И так же относились к детям и учителям. Загадаю-ка я еще и это желание под елку!