Новый закон о высшем образовании предусматривает, что деятельность вузов должна быть прозрачной. Но вузы не спешат выполнять эту норму закона. Министерству образования пришлось обращаться к руководителям вузов со специальным письмом-напоминанием, что на сайте вуза должны быть обнародованы его устав, документы, связанные с организацией образовательного процесса, перечень вакантных должностей, смета, финансовый отчет, штатное расписание, информация о тендерных процедурах и т.п.
Вести подотчетную финансовую и административную политику, информировать о собственных программах, дисциплинах и ожидаемых результатах обучения, быть вообще открытым - все это вузы в основном воспринимают как требование. Вместе с тем во многих странах прозрачная политика университета - это, прежде всего, способ показать свои достижения. Так университеты соревнуются за доверие к себе и абитуриента, и потенциального грантодателя или донора. То есть прозрачность является инструментом для поиска финансирования и повышения качества образования.
Интересен в этом плане опыт университетов Франции. И не только развитой вузовской автономией, но и тем, что здесь уже ощутимы первые результаты недавнего укрупнения университетов, о котором дискуссия в Украине не утихает уже довольно долгое время.
Из-за глобализации рынка образовательных услуг французские университеты начали проигрывать конкуренцию другим крупным игрокам. Это дало толчок к проведению реформы высшей школы.
Как результат, в 2007 г. была значительно расширена административная и финансовая самостоятельность университетов. В сфере управления, в частности, были расширены полномочия администрации, упрощено создание структурных научных и исследовательских подразделений, прием на работу иностранных преподавателей, введена процедура предварительной электронной записи в университеты, созданы отделы трудоустройства при университетах. Пребывание на должности президента университета было ограниченно двумя четырехлетними сроками, кроме того, ежегодно университет должен публиковать отчет о своей деятельности.
Но намного существеннее оказались изменения в финансовой сфере. Университетам дали право свободно распоряжаться всем своим бюджетом и недвижимостью (кроме отчуждения). Изменили подход к формированию зарплатного фонда - теперь его размер должен равняться прошлогоднему объему, умноженному на различные коэффициенты. Таким образом, чтобы в следующем году получить больше средств и увеличить текущий зарплатный фонд, университет заинтересован самостоятельно искать финансирование. Для этого закон упростил процедуру создания частных фондов для финансирования вузов и изменил формулу финансирования университетов. Отныне финансирование зависит от оценки продуктивности и активности. Новая система предусматривает распределение средств в зависимости от количества студентов и исследователей, их успешности, коэффициента размера университета, наличия технологических специальностей, обучение на которых стоит дороже, и уровня трудоустройства выпускников.
С введением реформы университеты приняли важные административные меры, две из них оказались знаковыми.
Во-первых, университеты начали создавать объединения на национальном и региональном уровнях. Это важно для проведения более качественных и глубоких исследований. В 2013 г. даже был принят закон, согласно которому такие объединения стали обязательными, если в определенном регионе есть факультеты, дублирующие учебные программы.
Малые и средние университеты были вынуждены пойти дальше - укрупняться для более эффективного управления бюджетными и человеческими ресурсами путем слияния университетов на местном и региональном уровнях. Это уменьшило количество университетов, но они стали более видимыми для потенциальных студентов, исследователей и доноров. Сегодня во Франции насчитывается 74 публичных университета, а еще в 2010 г. их было 86. Так, нынешний Университет Страсбурга (Université de Strasbourg) был образован путем слияния трех университетов этого города, а университет Экс-Марсель (Aix Marseille Université) - трех университетов региона Прованс-Альпы-Лазурный берег. Университет Экс-Марсель стал самым крупным во Франции, а Университет Страсбурга - третьим по размеру. Это дало им возможность попасть в Шанхайский рейтинг и на этом строить свой имидж. В прошлом году Университет Страсбурга занял в нем 95-е место, а Экс-Марсель - 101–150. При этом в более глубоких национальных рейтингах (где ставка делается не столько на цитирование и публикации, сколько на количество студентов, закончивших цикл, на разнообразные оценки качества и опросы) они закрепились на позициях посредине.
Во-вторых, университеты были вынуждены стать более открытыми. В условиях жесткой конкуренции, в ситуации, когда надо постоянно привлекать доноров как на национальном уровне, так и на уровне ЕС, бороться за самых лучших студентов, вслед за которыми придет финансирование, не быть открытым становится невыгодно. Это несет репутационные потери для учебного заведения, а должностное лицо, скрывающее информацию, не сделает удачной карьеры.
Вместе с тем высокий уровень правовой культуры, влияние гражданского общества устраняют потребность так детально, как в Украине, законодательно регулировать доступ к публичной информации, ведь механизм работает и без этого. Доступ к информации во Франции базируется на статье 15 Декларации прав человека и гражданина 1978 г., которая гарантирует, что общество имеет право требовать, чтобы каждый представитель власти отчитывался о своей управленческой деятельности, а также на нормах Закона №78–753 от 17 июля 1978 г. о мерах по улучшению отношений между публичной администрацией и общественностью в сфере административных, социальных и налоговых отношений. Закон построен на подобных украинским принципах: дает исчерпывающий перечень информации, доступ к которой ограничен, обязывает учитывать положения о защите персональных данных и отдельно устанавливает, что научные учреждения и образовательные заведения также являются субъектами соответствующих правоотношений.
Ежегодно государственное финансирование университетов увеличивается. Только за первый год после реформы 2007 г. децентрализация и передача полномочий в целом дали возможность увеличить финансирование с 6800 до 9000 евро на одного студента. Имея право распоряжаться всем объемом средств по собственному усмотрению, университеты несут ответственность за управление государственными средствами. Эта ответственность требует прозрачности, которая предусматривает не только финансовую отчетность, но и открытость информации об образовательной политике университета и деятельности администрации. Заседания всех органов управления учебным заведением открыты для общественности (за исключением личных переговоров, например, по вопросам составления трудового контракта, но результаты таких переговоров должны быть обнародованы в кратчайший срок). То же касается переговоров о составлении контракта на научно-исследовательскую деятельность: переговоры могут быть тайными, но результат - никогда. Нормы закона о защите персональных данных (Loi Informatique et Libertés) не могут использоваться с целью утаивания университетской политики.
Собственно, из-за того, что есть возможность прийти и присутствовать на любом заседании руководящих органов или беспрепятственно получить соответствующий документ по запросу, нет потребности обнародовать на сайтах вузов специфические документы - например, штатное расписание или смету. Вместе с тем высший совет по оцениванию научных исследований и высшего образования, административный орган, призванный оценивать качество высшего образования, регулярно публикует на своем сайте так называемые рапорты оценивания (Rapport d'évaluation) по каждому из университетов. Из рапорта можно узнать о структуре управления, смете университета, количестве ставок, преподавателях на постоянном и временном контракте, наличии вакансий и динамике их заполнения, информацию о материальных ресурсах: недвижимости, транспортных средствах, лабораториях, оборудовании и т.п. Все это представлено в удобном для ознакомления формате графиков и таблиц, с динамикой изменений за предыдущие годы.
Возьмем для примера два университета. Первый - столичный Университет Пантеон-Ассас, который является одним из лидеров в сфере права и экономики и символом удачного образовательного менеджмента. Он насчитывает 18 тысяч студентов, 2016 преподавателей и имеет бюджет 92,3 млн евро. Второй - Университет Лион-2, специализирующийся на гуманитарных и общественных науках и насчитывающий 27 тысяч студентов, 2,5 тысячи преподавателей, имеет бюджет 120 млн евро. Администрация Лион-2 после реформы 2008 г. была убеждена, что университет сможет самостоятельно обеспечить работу многих кафедр и подразделений, не сотрудничая с региональными конкурентами. Но конкуренты, которые лучше смогли распорядиться аккумулированными финансовыми ресурсами, быстрее предложить новые программы и двойные дипломы, начали выигрывать. В то же время Лион-2, неудачно использовав новые возможности, был вынужден сократить бюджет на 20 млн евро на протяжении 2012–2014 гг. и теперь наверстывает упущенное.
Во Франции законодательство обязывает университеты обнародовать состав наблюдательного совета, информацию о текущих государственных закупках, отчет о закупках за прошлый год и отчет ректора. Однако университеты заинтересованы предоставлять намного больше информации. На обоих сайтах содержится полная информация о структуре университета с контактами и часами приема уполномоченных лиц, обнародован устав, состав административного совета (высший коллективный орган управления, созданный согласно реформе 2007 г.), научного совета (ответственного за исследования) и студенческого совета. Университет Лион-2 дополнительно публикует информацию обо всех наблюдательных советах, созданных в отдельных научных подразделениях, подает контакты всех руководителей кафедр, научных департаментов, институтов, библиотек и сервисных служб. На объявление о вакансиях есть прямая ссылка на первой странице сайта университета. Университеты создали также отдельный раздел "Документы", где можно найти не только устав, но и положение, которым регламентируются деятельность советов, порядок обучения, стратегический план развития, статистические данные об обучении и финансировании.
Информация университетов об учебных дисциплинах и порядке поступления идентична. На обоих сайтах представлено детальное описание учебных программ, перечень дисциплин с количеством часов, видов учебных работ и практик, объяснено распределение оценки по каждой дисциплине и порядок сдачи экзаменов. Если преподаватель имеет постоянный контракт в университете и привязан к определенному курсу, то это также указано на сайте.
Кроме того, на сайтах есть удобный поиск учебных программ, программ обмена с возможностью выбирать как по образовательному уровню или факультету, так и по компетенциям или отраслям экономической или общественной жизни, где эти компетенции можно применить на практике. Вся информация представлена на французском и английском языках.
По данным французской статистики, по состоянию на 2014/2015 учебный год Лион-2 впервые за последние три года вышел на рост бюджета и стал одним из трех университетов, который смог привлечь больше всего средств доноров. Это стало возможным благодаря заключению ряда соглашений с учреждениями ЕС и Швейцарии, основанию совместных научных программ с университетом Сент-Этьена. Но этого в любом случае не произошло бы, если бы университет не проводил политику финансовой и административной прозрачности.
Своевременные и правильные шаги приносят свои плоды. В краткосрочной перспективе уже увеличилось количество иностранных студентов, новые университеты вошли в мировые рейтинги, правительство постоянно увеличивает объем расходов на образование и предоставляет дополнительные возможности. В 2010 г. была запущена отдельная программа "Инвестиции в будущее" (Programme d'investissements d'avenir (PIA), в рамках которой на сегодня уже выделено 47 млрд евро под конкретные исследовательские проекты. Из них университеты получили на свои проекты 22 млрд евро, и это без учета различных внеуниверситетских исследовательских учреждений, которые так или иначе тесно связаны с университетами.
Но, очевидно, самым важным достижением проведенной реформы станут долгосрочные результаты. Соревнуясь между собой за студентов и гранты, но одновременно кооперируя усилия в учебной и исследовательской работе, французские университеты приближаются к созданию мультидисциплинарных исследовательских инновационных научных центров, которые будут заметны на международной арене, но при этом не утратят связей с регионом, где они расположены, давая толчок привлечению инвестиций и экономическому развитию.