Первоклассников лишили развивающего обучения?

Поделиться
Учителя и родители имеют право выбирать, как именно хотели бы обучать ребенка. Последнее решение министерства лишает нас этого выбора.

Тихо и незаметно для широкой общественности Минобразования вычеркнуло из списка учебной литературы, разрешенной для использования в первых классах украинских школ, учебники для развивающего обучения по методике Д.Эль­ко­нина - В.Давыдова.

Накануне каждого учебного года Ми­ни­стерство образования и науки, молодежи и спорта Украины рассылает специальные методические письма, в которых сообщает школам, какие учебники они могут использовать в организации учебного процесса.

Перечень учебников на 2012/2013 учебный год оказался неожиданностью и для педагогов, и для руководителей школ, и для родителей. Ведь из него странным образом, без публичных объяснений и предупреждений, исчезли учебники для первого класса сразу нескольких авторов по методике развивающего обучения Эльконина-Давыдова. А значит, первоклассники не смогут обучаться по этой методике.

И хотя учебники для 2-4 классов пока разрешены, весьма вероятно, что в следующем году по цепной реакции окажутся в немилости и они. Чем не угодила чиновникам методика, успешно работающая в украинских школах с 2001 года, остается загадкой. Ведь это единственный учебный курс, построенный так, что ребенок не получает от учителя готовые знания, а самостоятельно открывает их, решая систему особым образом составленных учебных задач.

Казалось бы, эта ситуация - головная боль родителей первоклассников, выбравших для обучения своего ребенка развивающий класс (а попасть туда довольно сложно). Но на самом деле решение МОНМС будет иметь последствия для развития всей нашей системы образования.

Отныне подходы к обучению украинских детей будут более унифицированными. Украшенная модными терминами «компетентностный подход», «дифференциация», «развивающий характер» традиционная методика преподавания, по которой обу­чали еще наших бабушек, станет едва ли не единственной возможностью получить знания. Из целого ряда развивающих методик в первом классе останется только «Росток». И это сложно назвать прогрессом в образовании.

Как бы мы ни относились к той или иной методике, важно одно: каждый из подходов - и традиционный, и развивающий - имеет право на существование. А учителя и родители имеют право выбирать, как именно хотели бы обучать ребенка. Последнее решение министерства лишает нас этого выбора.

Следует отметить, что разнообразие методик в свое время положительно повлияло на их взаимное развитие. Вариативность подходов к обучению стала отличным поводом для обмена опытом между учителями, центрами повышения квалификации и методическими центрами.

Кому все это мешало? Почему развивающие учебники для первого класса до сих пор не получили гриф Минобразования, хотя были доработаны согласно новому Госстандарту и давно направлены в министерство?

Пожалуй, ответ на этот вопрос знают только в МОНМС. Однако анализ приказов и писем этого ведомства заставляет задуматься.

Во-первых, приказ Министерства образования №882 «Об использовании учебной литературы в общеобразовательных учебных заведениях» был подписан 2 августа с.г., а письма МОНМС по этому поводу - вообще 23 августа. То есть накануне учебного года, когда изменить что-либо уже невозможно ввиду нехватки времени. Для сравнения: в России соответствующий приказ вышел еще 7 марта. И был опубликован не только в педагогической прессе, но и в «Российской газете», что дало родителям важную информацию и позволило правильно оценить ситуацию.

Во-вторых, в приказе Минобразования появился пункт угрожающего содержания: «Госу­дарст­вен­ной инспекции учебных заведений Украины ... при осуществлении контролирующих мер проверять использование в общеобразовательных учебных заведениях только той учебной литературы, которой предоставлен соответствующий гриф МОНмолодежи­спорта или одобрение для использования в общеобразовательных учебных заведениях, и результаты проверки вынести на рассмотрение коллегии Мини­стер­ства образования и науки, молодежи и спорта Украины во II квартале 2013 года». Никогда ранее в подобных приказах в Украине (да и в России) не наблюдалось столь откровенной демонстрации кнута.

В-третьих, если сравнить перечень учебников по математике для первого класса, рекомендованный Минобразования на новый учебный год, и список учебников - победителей Всеукра­инского конкурса учебников в 2012 году, выяснится, что только два из пяти победителей попали в список разрешенных. Это тем более странно, что, согласно приказу МОНМС №118 от 7 февраля 2012 года, они получили гриф «Ре­комендовано», а значит, могут использоваться в школе.

И еще один очень интересный момент. Институт инновационных технологий и содержания образования начал рассматривать учебники и программы по математике, украинскому и русскому языкам по методике Эльконина-Давыдова еще в марте 2012 года. И принял решение: «Ини­ци­иро­вать ходатайство к МОНМС Украины о предоставлении грифа «Рекомендовано МОНМС Украины»» (о чем сообщается на сайте института). Следовательно, отечественные эксперты поддержали развивающую методику. Однако Мин­образования этого ходатайства «не заметило».

В то же время, как следует из сообщения на сайте Института инновационных технологий, учебник по математике по традиционной методике (авторы М.В.Богданович и Г.П.Лишенко), который обозначен в перечне Минобразования как рекомендованный к использованию, еще в июне получил ряд замечаний и резолюцию «На доработку»...

Не все так просто в этой истории. И все острее ощущается, что сегодняшние изменения знаменуют собой начало больших преобразований, которые будут осуществляться непрозрачно. Хочется искренне позавидовать России, где учебники по системе Эльконина-Давыдова по-прежнему входят в федеральный перечень. Где методисты - разработчики развивающей программы получили в свое время премию президента РФ и правительственную награду «За вклад в развитие отечественного образования». Где положено начало российско-американскому проекту математического образования, основанному на принципах и идеях Эльконина-Давыдова.

Неужели кто-то решил, что нам все это не нужно? Что нас устроят приевшееся еще с совковых времен однообразие и хождение строем? Ну сколько уже можно курить папиросы «Беломор» на улице имени Суслова?

P.S.: Когда верстался номер, стало известно, что в последний день летних каникул МОНМС задумалось над своим решением относительно судьбы развивающего обучения. В очередной раз продемонстри­ровав организованность и прозрачность своей работы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме