21—23 мая 2001 г. в Национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт» (НТУУ КПИ) под эгидой ЮНЕСКО состоялась конференция ректоров высших технических учебных заведений стран Центральной, Восточной Европы и СНГ «Высшее техническое образование на рубеже веков».
Участники конференции — ректоры ведущих технических вузов, классических и педагогических университетов Австрии, Италии, ФРГ, Польши, России, Турции и других стран — обсудили важные темы, касающиеся организации высшего технического образования и связанные с ним проблемы. В частности, организационные и структурные преобразования в технических вузах в начале XXI века, влияние процессов глобализации на технические университеты Европы. Кроме того, в повестке дня представительного форума были включены вопросы по социальным аспектам высшего технического образования, проблемам учащихся технических вузов, по взаимодействию высшего технического образования, природоведения и гуманитарного развития общества и роли технических университетов в информатизации общества будущего.
Итак, какое оно — высшее техническое образование на рубеже веков? Если речь идет об Украине, то однозначно — отнюдь не в полной мере соответствующее современным реалиям и потребностям. Нам нужны принципиально новые подходы в подготовке «технарей» — эта мысль неоднократно звучала на конференции.
В первую очередь следует отказаться от пагубной практики — заниматься исключительно технико-технологической подготовкой специалистов, убежден министр образования и науки Украины Василий Кремень. Молодежь нужно не столько «пичкать» знаниями, сколько учить самостоятельно добывать эти знания и, главное, применять на практике. То есть выпускники технических (и не только) вузов должны быть готовы к жизни и работе в жестких условиях рыночной экономики. Поэтому Минобразования и науки постановило: со следующего учебного года во всех десятых классах наших среднеобразовательных учебных заведений в обязательном порядке вводится теоретико-прикладной курс «Основы рыночной экономики». Также планируется кардинально модернизировать аналогичные вузовские курсы, которые на сегодняшний день в большинстве своем являются «перекрашенной» приснопамятной «Политэкономией».
— Модернизируя техническое образование, мы обязаны сберечь и приумножить его бесспорные достоинства и лучшие традиции — широкопрофильность подготовки на начальном этапе и узкая специализация на последнем, — подчеркнул Василий Григорьевич. — Следует значительно больше внимания уделять проблемам трудоустройства выпускников: в плане прогностического изучения рынка труда и ориентации в подготовке будущих специалистов на потребности общества.
Очень важные проблемы — повышение квалификации и переподготовка кадров. Наступило время объединить технические вузы с институтами последипломного образования. Думаю, именно министерству надо инициировать этот процесс.
Среди первоочередных задач — отойти от старых стереотипов, «перевернуть пирамиду»: не мы должны ставить задачи перед производством, а оно перед нами. Следовательно, вузы должны предлагать разным категориям профессионалов разнообразнейший спектр услуг, массу различных программ, начиная от классического пятилетнего высшего образования и заканчивая двухнедельными курсами повышения квалификаций по тому или иному конкретному направлению. (Скажем, тот же Гарвардский университет имеет около шестисот (!) программ.) Одним словом, вуз должен не навязывать тип обучения, а, зная личную потребность человека, удовлетворять ее.
Процессы, происходящие нынче в мире, способствуют сближению образования и науки. Более того, высшую школу сегодня невозможно представить без науки, наука, в свою очередь, неразрывно связана с эффективно функционирующей высшей школой. С радостью констатирую: в этом плане между Минобразования и науки и НАН Украины — полное взаимопонимание. У нас есть целый ряд общих учебно-научных структур, активно обсуждается идея создания региональных академических университетов — комплексов, интегрирующих высшую школу и академические институты. Важно также объединить небольшие учебные заведения технического направления в мощные комплексы типа КПИ, которым по плечу задачи любой сложности и масштабности.
На интеграции высшего образования и науки акцентировал внимание и ректор НТУУ КПИ Михаил Згуровский. И хотя на пути такого взаимопроникновения пока хватает «подводных камней» (мешает инертность, определенные межотраслевые и законодательные нестыковки), процесс начался и альтернативы ему нет, уверен Михаил Захарович.
Кстати, наверняка не все знают, что вот уже на протяжении десяти лет деятельность НТУУ КПИ являет собой наглядный пример вышеупомянутой интеграции. Здесь успешно работает целый ряд научных и учебно-научных институтов двойного (с НАН Украины) подчинения, лабораторий, исследовательских центров. Всего в структуре КПИ — 15 мощных специализированных НИИ и пять учебно-научных институтов.
— Мы строим такие интегрированные структуры не только с «большой» наукой, — сказал М.Згуровский. — В наши программы подготовки и отбора талантливых ребят включены свыше двухсот школ Украины. В «орбите» КПИ и несколько десятков техникумов, ПТУ, других специализированных учебных заведений среднего звена.
— Проблема органичной интеграции учебных заведений различных уровней очень сложна, — добавил В.Кремень. — Мы делаем определенные шаги в данном направлении, позволяющие, скажем, лучших выпускников ПТУ зачислять на II курс техникума, лучших выпускников техникума — на II—III курс технического вуза. Но это — только начало большого пути. Перед нами множество непростых и актуальных задач, от решения которых зависит очень многое. К слову, всеми ими мы вплотную займемся в ближайшее время: проблемы высшего технического образования — одно из приоритетных направлений работы министерства в следующем году.