Парадокс-шоу для будущих «эйнштейнов»

25 мая, 2007, 13:35 Распечатать Выпуск №20, 25 мая-1 июня

Честно говоря, я и сама с удовольствием поиграла бы с танцующим на одной ножке ежиком, мышкой-байкером, умеющей ездить по натянутой веревке, или юлой, крутящейся под действием солнечного света...

Честно говоря, я и сама с удовольствием поиграла бы с танцующим на одной ножке ежиком, мышкой-байкером, умеющей ездить по натянутой веревке, или юлой, крутящейся под действием солнечного света. Что уж говорить о детях, которые пришли на «Парадокс-шоу», организованное Британским советом в рамках проходившего в стране первого фестиваля науки. Для многих это было не только интересной игрой, но и первым серьезным знакомством с наукой, шагом к пониманию основополагающих законов физики.

— Мифа о том, что наше образование самое лучшее, — говорит организатор шоу, директор Харьковского образовательного центра Наталья Казачкова, — для меня не существует уже давно. Мы с детьми участвовали в различных международных конференциях для школьников и студентов, ежегодно привозили высокие награды. Однако, лично ознакомившись с тем, как построен учебный процесс и преподаются предметы естественно-научного цикла в лучших школах и университетах Европы, я пришла к выводу, что мы просто губим поколение наших будущих ученых, инженеров, конструкторов, рабочих высокой квалификации. Современные дети мышкой компьютера могут сделать все, а собственными руками — ничего. Поэтому мы стремимся популяризовать науку среди детей и молодежи, прививать им интерес к приобретению научных знаний, развивать их творческие способности.

Наталья мечтает создать первый в стране многопрофильный центр или музей «Парадокс-шоу». Начало уже положено: последние три года она вместе с коллегами отрабатывает свои программы-шоу, знакомит с ними детей, главным образом, Харькова и области.

На этих шоу дети могут не только увидеть интересные игрушки, узнать, почему они так работают (я, к примеру, так и не поняла, как может пластмассовая птичка держаться на пальце человека на одном только клюве и не падать), но и поиграть затем с «выставочными» экземплярами. Г-жа Казачкова убеждена, что в будущий музей (или центр) будут приходить дети самых разных возрастов, чтобы интересно провести время, одновременно развивая свои творческие способности.

Надо сказать, что в Европе уже давно работают программы, цель которых – привить школьникам интерес к занятиям наукой. Ведь известно, что детские увлечения порой дают самые невероятные результаты, и даже если ребенок в будущем не станет ученым, он всегда будет стремиться использовать научный подход к делу, что, несомненно, поможет ему стать лучшим в своей области. Поэтому школьные программы в лучших школах мира построены таким образом, чтобы ученик мог проявить свои исследовательские способности, причем на простых и понятных предметах и явлениях природы. Ребята уже в начальной школе пишут не привычные для нас рефераты, а собственные «научные» работы, участвуют в диспутах, спектаклях-форумах.

К слову, о последних. Еще одним нестандартным мероприятием фестиваля стал именно спектакль-форум, на котором обсуждалась проблема глобального изменения климата. Поначалу представление выглядит как в самом обычном театре. Но в момент кульминации, когда главные герои оказываются в безвыходном положении, они обращаются за помощью к зрителям – именно те должны подсказать артистам следующие действия и слова.

Разумеется, опыта проведения подобных спектаклей у нас нет, именитых артистов в программке не значилось, но от этого эффект воздействия на юных зрителей не уменьшился: предложения по спасению дракончика, погибающего на замусоренной отходами «цивилизации» Земле, вносили все.

Подобный эффект сопричастности, полагают организаторы спектакля, очень важен. Ведь ребенок учится просчитывать все аспекты проблемы, находить наиболее оригинальные (но научно обоснованные!) выходы из ситуации, учится аргументировать свою позицию, наконец, задумывается над будущим планеты.

К сожалению, наши ученые и чиновники от образования в последние годы лишь констатируют катастрофическую ситуацию с уровнем естественно-научных знаний у школьников, падение интереса к науке и профессии ученого в обществе. Но откуда этому интересу взяться?

Современных ребятишек сложно заинтересовать скучным учебником или «древним» оборудованием школьных лабораторий. Энтузиастов, таких как Наталья Казачкова, сегодня мало, да и те, кто есть, чаще стремятся работать не в обычной средней школе, а какой-нибудь элитной, где меньше детей и больше зарплата. (Хотя таланты, как известно, часто скрываются среди самых обычных ребятишек из простых районных школ.) Вот и приходится детям удовлетворять свой естественный интерес к науке посредством сомнительных (в плане научной информации особенно) американских мультиков, где такие понятия, как ДНК, мутация, биотехнология, связаны с человеком-пауком, черепашками-ниндзя и прочими монстрами.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно