Самое уязвимое место в нашей системе образования сегодня — это сельская школа. Однако подтягивание ее до уровня городской мы считаем не вполне правильным, ведь сельская школа не представляет собой недоразвитую городскую. Это — своеобразное образовательное заведение со своей, как правило, поликультурной средой, с условиями развития в иной, несколько отличной от городской, инфраструктуре. Следовательно, речь идет о сельской школе не как о вчерашнем, а как о завтрашнем дне системы образования. Она должна не догонять городскую, а развиваться в присущем только ей направлении. Городская школа тоже не стоит на месте. Поэтому догонять — это не та стратегия, которая должна стать основой в преодолении различий между городом и селом, между городской и сельской школами. Целесообразно, определив ее место в системе социального и научно-технического прогресса, искать свои пути развития. Они, прежде всего, должны определяться задачами, стоящими перед сельской школой и связанными с ее особым «сельским» статусом.
Прежде всего, по сравнению с городской, сельская школа ближе к природе. Следовательно, она имеет ряд положительных факторов, влияющих на успешную реализацию функциональных обязанностей и ставящих ее вне какой-либо конкуренции.
Благодаря максимальному приближению к природе, сельскохозяйственному производству существуют широкие возможности для привлечения детей к продуктивной хозяйственно-коммерческой деятельности. Можно утверждать, что школа будущего в своем развитии будет следовать скорее за сельской, чем за городской школой. При проектировании учебно-воспитательного процесса в сельской школе, как и всего образования в целом, целесообразно ориентироваться не столько на нынешнее состояние дел, сколько на будущие возможности и потребности общества.
Не следует забывать также, что система образования имеет огромную инерционную силу: сегодня мы пожинаем плоды сделанного два-три десятилетия назад. То, что вырастет через двадцать лет, высевается сегодня. Подготовленный сегодня педагог, овладев определенными педагогическими технологиями, дидактическими принципами, методами, будет работать по ним 30—35 лет в XXI веке. Поэтому в прогнозах и концепциях развития сельской школы, подготовки для нее учителя следует ориентироваться на грядущие возможности и потребности общества.
Разработка концепции развития сельской школы — важный этап ее прогнозирования. Кроме того, по нашему мнению, это вовсе не путь урбанизации школы.
Реформа школы — дело не только педагогики как таковой. Высокие требования к учителю предъявляются и в области психологии (учитель — личность, ученик — тоже личность), социальной психологии (умение учителя общаться с учениками и организовывать их), информатики (передача знаний и информационный процесс), психолингвистики (умение говорить с людьми разного возраста и т.п.), риторики (современная наука о выступлении, его технике, влиянии, убеждении, побуждении), педагогической кибернетики (новые методы и средства обучения), кибернетической педагогики (наука об оптимальном управлении учебным процессом и эффективности обучения), педагогической социологии, этнографии, этнологии и, наконец, философии, прежде всего, диалектики и логики.
Определенные требования предъявляются и к процессу обучения, а именно:
1. Каждый ученик должен быть ориентирован на учебу, то есть осознавать мотивацию: для чего он учится?
2. Обучение должно проводиться в условиях физического и психического комфорта: нужно, чтобы учиться было удобно, приятно, интересно, несложно, ничто не должно мешать, отвлекать внимание. В процессе обучения периодически изменяется нагрузка на мышцы тела; чередуются разные виды умственных процессов; восприятие с помощью слуха дополняется визуальным восприятием и, возможно, с помощью чувств, обоняния, движения; аналитические, репродуктивные виды работы (слушать, читать, писать) чередуются с активными, синтетическими (обмениваться мнениями, анализировать информацию, творить).
Процесс обучения сопровождается только положительными эмоциями: радость нового знания, радость достижения (систематическое познание, умение, радость от успеха). При этом недопустимы отрицательные эмоции, вызываемые унижением от критики, завистью к успехам другого, неверием в собственные силы, безынициативностью, скукой.
Отсюда вытекают следующие задачи педагогики: а) заботиться о том, чтобы познавательный процесс был интересен (по форме и содержанию); б) не допускать состязательности (соревнуются в играх, а не в учебе);
в) не исправлять, особенно публично, ошибки учеников, а добиваться того, чтобы ученик сам нашел свои ошибки и исправил их.
Создание школы нового типа требует от каждого учителя понимания своей роли в этом процессе. Это не просто увеличение часов на изучение родного языка, истории или проведение отдельного воспитательного мероприятия, а насыщение национальным духом всей атмосферы школы, что возможно лишь при условии прогрессирования украинской национальной идеи, которая должна, прежде всего, проникнуть в сердце каждого учителя и найти там свое надежное место. Ведь учитель строит новое государство Украину своим способом: он творит ее путем воспитания нового поколения украинцев-патриотов родного государства, а не нытиков, стонущих по «счастливому коммунистическому прошлому».
Нам, просвещенцам, надлежит заботиться о селе через укрепление сельской, пускай малодетной, пускай малокомплектной школы — единственного в небольшом селе очага духовности, культуры, науки. Поскольку патриотом ребенок становится, воспитываясь в сельском комплексе «школа — дошкольное учреждение», в своей маленькой родной школе, поэтому закрывать ее никак нельзя. Слияние школ, ликвидацию неперспективных сел и школ в них мы уже пережили. Ни к чему хорошему это не привело.
Исходя из того, что сельские школы, за незначительным исключением, малокомплектные, практически без параллельных классов, мы готовим преподавателей двух, а то и трех учебных дисциплин. Поскольку тут нужен, как говорится в народе, «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Как показала практика, учителя для сельской школы целесообразно готовить из лучших ее выпускников: именно они легче всех адаптируются в этом качестве к сельским условиям. Так мы и поступаем. Сельских детей, проявивших склонность к педагогической деятельности, зачисляем на учебу через систему довузовской подготовки, через целевой набор, МАН, учебно-научные комплексы, как победителей областных и всеукраинских олимпиад, по доверию. И, по нашему мнению, было бы рациональнее не о льготах при поступлении для них думать, а значительно качественнее готовить их к учебе в вузе. Для этого, считаем, следует возродить подготовительное отделение и зачислять туда только сельских детей.
Разделяем мнение, что образование в нашей стране является важнейшим приоритетом, и просим государственных деятелей: сделайте его действительно приоритетным, а прежде всего — сельскую школу, сельского учителя. Материальное укрепление жизни учительства приведет в педагогический вуз самую талантливую молодежь. И прежде всего — юношей. Благодаря этому в школу вернутся учителя — мужчины, учителя — мужья, что коренным образом изменит картину как учебного, так и воспитательного процесса школы. Ведь известно, что орла воспитывает орел, а не голубка.