Операция «Лицей» с поправкой на ветер

18 февраля, 2021, 08:30 Распечатать
Отправить
Отправить

Нужно ли реформировать школы, отделяя лицеи и гимназии?

В начале 2021 года одной из наиболее обсуждаемых тем в образовании стало не дистанционное образование (либо оно уже так надоело, либо к нему адаптировались); не проект Типовой образовательной программы для 5–9 классов (мало кто понял, чем она отличается от старой и для чего вообще нужна), а оптимизация сети образовательных заведений. Меняется структура некоторых школ: где-то не будет начальной школы, а останется лишь старшая, где-то — наоборот. Вместо нынешних общеобразовательных школ, где дети учатся с 1 по 11 класс, будут созданы отдельные гимназии (5–9 классы) и лицеи (10–11).

Однако на самом деле это вовсе не сенсация или чья-то прихоть, а нормы законов «Об образовании» (2017) и «О полном общем образовании» (2020). Но последним предусмотрено, что для трансформации школ есть еще минимум три года (до 2024-го). Почему вдруг такой переполох, почему все решили сделать прямо сейчас? Причин может быть несколько, к тому же взаимосвязанных и отчасти взаимоусиливающих.

Первая. Ситуацию выгодно расшатывать тем политическим силам, которым позарез нужно «прокачать» свой рейтинг. А вдруг завтра выборы?! И образование, как в целом вопрос гуманитарного развития, в очередной раз становится разменной монетой. Ведь эта сфера касается очень большой части электората.

Вторая. Это могла быть разведка перед дальнейшими попытками свернуть введенную 12-летку с тремя циклами образования и, возможно, даже вернуться к 10-летке.

Третья. Неготовность и/или демарш местных органов власти, точнее, некоторых из них. Ведь именно они являются основателями школ и отвечают за формирование сети учебных заведений.

Прошлый год Украина завершила с очередным сезоном реформы децентрализации и новым административно-территориальным устройством. Иначе как логикой сериалов социально-политические процессы в Украине оценивать трудно. Судите сами. В новом сезоне 1470 новосозданных ОТГ вместе с областными радами должны решить, сколько и каких учебных заведений должно быть в конкретной громаде. И здесь возникает растяжка между желанием нравиться избирателям и возможностями бюджетов, наполняемость которых существенно упала из-за карантина. Так что самое простое решение для местной власти — сэкономить на количестве классов старшей профильной школы. Коллизия.

Но какой должна быть оптимальная структура заведений полного общего образования в этом неустойчивом ландшафте? И каких изменений ожидать в нормативно-правовой базе и, главное, по каким маркерам отслеживать, что эти изменения происходят в желаемом направлении?

Прежде всего нужно сохранить трехуровневую архитектуру школы с делением на начальную, базовую, старшую профильную. Поскольку это обусловлено особенностями возрастной психологии и опытом развитых стран. Важно, чтобы для каждого из уровней были выдержаны определенные условия для организации пространства. Скажем, в старшей школе это должны быть лаборатории и мастерские для практических занятий.

Да, баланс между тем, что мы имеем на сегодняшний день в экономике, политике, педагогической среде, и возможностями ОТГ и вариантом, дающим максимум возможностей нынешним школьникам, необходимо установить. Но начинать отсчет следует все же от ученика: его ежедневного опыта, перспектив построения карьеры, реализации собственных инициатив и т.п. Не обойтись без учета смарт-специализации региона, тщательного анализа демографической ситуации, перспектив роста или снижения количества детей школьного возраста, состояния локальной экономики, а также модели развития высшего образования в Украине и т.п.

Не менее важно учитывать глобальные тенденции, в частности вызванные цифровизацией, пересмотром устоявшихся правил в бизнесе и коммуникациях.

На пересечении этих измерений и следует выработать критерии, которым должны отвечать лицеи. А как же традиции, статус-кво, инерция подходов, интересы тех, кто уже сегодня олицетворяет собой педагогику? Делать «поправку на ветер» придется, но эти факторы точно не должны стать определяющими.

Досадно, что ни МОН, ни руководство Кабмина сейчас не прилагают никаких усилий, чтобы организовать соответствующие исследования, обеспечить их финансово, а главное — создать условия для прозрачного процесса принятия решений. В частности на уровне областных государственных администраций.

Между тем в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №4629-1. Он ценен как оперативная реакция парламентариев на резонансную ситуацию. В частности, он предлагает предоставить право основывать лицеи не только городам с населением не менее 50 тысяч жителей и областным радам, но и представительным органам других территориальных громад, которые в состоянии обеспечить функционирование лицея согласно требованиям закона. Для реализации проблемной, по моему мнению, нормы о необходимости формирования как минимум четырех классов на параллели устанавливается переходный период до 2027 года, который можно приветствовать как проявление гибкости.

В законопроекте также упоминаются следующие документы: «Положение о лицее» и «Лицензионные условия». Последних на сегодняшний день нет, их должен подготовить Кабмин. Все это еще нужно разработать, как и концепцию старшей профильной школы. Соответствующая рабочая группа при МОН только провела первые заседания. Правда, в условиях едва ли не конспирологического молчания. Так что попробуем помочь разработчикам политики с оценкой ситуации, сформировав хотя бы исходные критерии.

Начнем с учеников. Если задать в поисковике запрос наподобие «нужды и запросы современного старшеклассника», «опрос учеников старших классов», то можно натолкнуться либо на академические статьи 5–7-летней давности, которые к тому же не опираются на полевые исследования, либо на методические материалы, высосанные из этих наукообразных материалов. Единственным исключением, возможно, будут Концепция «Новая украинская школа» и Национальный отчет по результатам международного исследования качества образования PISA-2018. В первом документе есть врезки из фокус-групп, которые проводили разработчики концепции, во втором — раздел «Благосостояние, отношение к обучению и устремления украинских учеников/студентов в 15-летнем возрасте». Здесь проанализированы данные о том, как ученики и студенты в Украине психологически чувствуют себя в учебных заведениях, насколько они удовлетворены своей жизнью, как относятся к своим учебным заведениям и обучению в них и хотят ли продолжать обучение. Здесь прослеживается связь между психологическим благосостоянием, удовлетворенностью жизнью, отношениями, стремлениями учеников и студентов и их успеваемостью по чтению, математике и естественнонаучным дисциплинам.

Основной вывод: подростковый возраст — это период интенсивных эмоциональных переживаний, подростки особенно уязвимы перед рисками психических расстройств. Ощущение принадлежности к учебному заведению существенно влияет как на психологическое состояние, так и на результаты обучения и отношение учеников к образованию. Добавлю, что в 14–16 лет ощущение вовлеченности в определенный круг общения, постоянную группу, сообщество становится одним из главных и определяется потребностью в принятии и собственной значимости. Таким образом, если школа в целом не дает такого ощущения, то подросток будет искать его за ее стенами, и хорошо, если найдет в спортивной команде или художественной студии. А если и там не будет контакта, то остаются асоциальные группировки или депрессивные состояния.

От чего зависит ощущение принадлежности к школе? Опять-таки, тут комплекс факторов: и связь образовательных результатов с жизненным успехом, и психологическая атмосфера, и возможность получать качественную обратную связь от педагогов. Эксперты, готовившие Национальный отчет по результатам PISA-2018, приводят следующие данные: 25% учеников и студентов сообщили, что учителя и преподаватели никогда или почти никогда не говорят об их сильных сторонах, что может отрицательно сказаться на мотивации учеников и студентов к обучению. Исследования Анжелы Ли Дакворт из Университета Пенсильвании доказывают, что именно упорство, то есть регулярные усилия, является фактором долгосрочного успеха, а не способности. Поэтому педагогам важно отмечать не только результаты в перспективе недели или семестра, но и вектор усилий.

И это означает, что основатели лицеев уже сейчас должны очень сильно и предметно задуматься над тем, где они возьмут таких педагогов, которые не только хорошо знают свой предмет и постоянно развиваются в нем, но еще и способны понять ученика и сделать опыт обучения действительно крутым. Сразу скажу — это задача со «звездочкой».

Первый и банальный фильтр для таких людей — достойный уровень заработной платы. Да, его нужно обеспечить. Здесь необходимо будет сочетать средства как государственного, так и местных бюджетов. Не исключено, что придется позволить бизнесу становиться соучредителем лицеев.

Также будет играть определенную роль не только размер, но и структура заработной платы. Она должна быть ориентирована на результат по двухлетнему циклу обучения. В пределах недель и месяцев должна быть гибкость относительно количества часов и их распределения. И вот именно на это должны быть направлены законодательные изменения.

Дальше начинаются менее очевидные, но важные для основателей заведений вещи.

Во-первых, благоприятная психологическая атмосфера в коллективе, культура восприятия ошибок и т.п. Во-вторых, статус педагога, который определяется не столько льготами, надбавками и почетными грамотами, сколько уровнем академической свободы (в том числе освобождением от бюрократии), актуальными навыками, уважением. В-третьих, материально-техническое обеспечение, включая цифровую технику, Интернет, оборудование для кабинетов естественных наук. Вопрос: кто за это заплатит?

Запуск старшей профильной школы потребует десятков миллиардов гривен в течение ближайших трех-пяти лет. Государственный бюджет этого может не выдержать. Выход может быть в комплексе непопулярных шагов — в государственно-частном партнерстве с возможностью для крупных компаний, бизнес-ассоциаций, других стейкхолдеров выступать соучредителями лицеев. Не исключено, что придется пересмотреть и требования к строительным нормам относительно школ. В частности относительно возможности применять технологию быстросборного строительства для возведения новых лицеев.

Партнерство государства и бизнеса также включает такую опцию, как создание условий для развития национальных производителей образовательного оборудования. Наверное, самым сложным будет воспринять мнение о том, что лицеи должны быть в состоянии дать качественное образование, или же их лучше не создавать. В таких случаях вместо лицеев можно будет предлагать дистанционное обучение, педагогический патронат, экстернат, создавать образовательные хабы, заботиться о доведении учеников до опорных лицеев и т.п. Даже если через пять лет каждая область сможет обеспечить от 30 до 50 сильных лицеев, этот вариант может быть полезен как резервный. Или как реальный, но нежелательный. В любом случае важна честная коммуникация с допуском нескольких альтернативных сценариев.

Оптимизации сети школ, создания профильных лицеев нам не избежать. Но сделать это надо с умом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК