Вступительная кампания-2010 в воспроизведении СМИ запомнится предлинными очередями, беспорядками, нервотрепкой и толчеей в приемных комиссиях. Впрочем, у руководства Киевского национального университета им. Т.Шевченко свой взгляд на события.
— Журналисты в этом году, освещая вступительную кампанию, слишком уж увлеклись черными красками, — убежден проректор по научно-педагогической работе Владимир БУГРОВ. — Показывая и рассказывая о проблеме очередей в приемных комиссиях, нужно было называть конкретные вузы, а не обобщать и утверждать, будто бы это общегосударственная тенденция. Поэтому всем представили искаженную картину. Насколько мне известно, очереди были во многих вузах, но ведь далеко не во всех. У подавляющего большинства таких случаев не было. А если журналисты видели проблему, то о ней надо было говорить конкретно, чтобы руководство МОН могло спросить у конкретного вуза, почему он не справился со своей задачей.
Между тем почему-то почти никто не говорил и не писал о настоящих особенностях нынешней вступительной кампании. А они достаточно важны. В текущем году установлен лимит на количество мест подачи заявлений: если в 2008 — 2009 гг. абитуриенты могли подавать их в великое множество вузов без ограничения специальностей, то сейчас человек имеет право подать заявления максимум в пять учебных заведений на три направления подготовки в каждом из них. К сумме баллов сертификата внешнего независимого оценивания (ВНО) добавляется также средний балл аттестата о полном общем среднем образовании, что будет способствовать повышению уровня успеваемости в школах. В нынешнем году разрешено принимать сертификаты ВНО не только 2010-го, но и 2009-го и 2008 годов. Кроме того, лицам, окончившим школу до 2007-го, то есть до внедрения ВНО, позволили на заочное, вечернее и дистанционное обучение поступать по результатам вступительных экзаменов, а не по сертификатам. (Логично, по моему мнению, ведь эти люди не проходили подготовку к такой форме оценивания знаний, как тестирование.) И еще одна нынешняя особенность — вузам разрешено устанавливать пороговую планку проходного балла по профильной или профильным дисциплинам. Например, в КНУ большинство факультетов установили по таким дисциплинам минимальный балл сертификата 160 — 170 баллов. И это дало возможность уже на начальном этапе отобрать действительно одаренных абитуриентов, готовых к качественному овладению программой фундаментального классического университета.
Фото: Василий Артюшенко |
В-третьих, система онлайн-регистрации дает возможность сформировать график визитов абитуриентов в приемную комиссию — то есть назначить точное время для каждого. В прошлом году, когда мы запустили эту систему, определили и минимальное время приема документов, предварительно поданных через Интернет, — шесть минут. До нововведения на это тратили не менее 20 минут.
Согласно текущим данным, в нынешнем году свыше 40% абитуриентов воспользовались для подачи документов в университет системой удаленной регистрации. Конечно, было бы лучше, если бы таких детей становилось больше. С другой стороны, остается и традиционная возможность подавать документы, заполняя вручную все бумаги в приемной комиссии. Это выбор самого абитуриента. По нашему мнению, людей надо заинтересовывать оптимизацией процесса, и электронная система регистрации для поступления в университет имеет свои перспективы.
— Конечно, онлайн-регистрация существенно облегчает жизнь и абитуриентам, и нам, — считает директор Института журналистики КНУ Владимир РИЗУН. — Единственное, от чего, по моему глубокому убеждению, следует категорично и как можно быстрее отказываться, — так это от «бумажной версии», иначе произойдет дублирование. Но эту проблему можно решить только на законодательном уровне: в стране должна системно измениться технология приема документов.
Что же касается нашего института, то в этом году у нас традиционно проводится творческий конкурс на направление «журналистика». Его задача — выяснить, кто из абитуриентов способен к журналистскому труду, а кто — нет. Конечно, мы не должны идеализировать эти методы и способы проверки, но именно они помогают сориентироваться, готов ли абитуриент в данный момент к такому виду работы. (И это, разумеется, не означает, что у ребенка, который не продемонстрирует эту способность сегодня, нет шансов стать журналистом завтра.)
Прежде всего мы проверяем способность человека точно, без искажений и полно воссоздавать информацию. Ведь чего-чего, а креативности абитуриентам хватает. И мне кажется, именно она иногда совсем не туда заносит наших работников СМИ, вследствие чего жизнь отображается неадекватно. А журналист прежде всего должен уметь работать с фактами, документами, его логика должна основываться на убедительных аргументах. Этому нужно учить, но если нет способностей, то, возможно, вообще стоит подумать о другой специальности. Говорите, берите и учите? Конечно, будем учить, ведь есть из кого выбирать: у нас конкурс семь человек на место. Возьмем тех, кто может точно воссоздавать увиденное и услышанное, и будем воспитывать будущее украинской журналистики.