Онлайн или офлайн: как должны учиться украинские студенты в новом учебном году?

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Онлайн или офлайн: как должны учиться украинские студенты в новом учебном году? © depositphotos / ArturVerkhovetskiy
Как относятся к дистанционке у нас и за границей

Онлайн- или офлайн-обучение с 1 сентября? Этот вопрос сейчас едва ли не самый актуальный для образовательного сообщества Украины. Тем более что недавно Минобразования обратилось к вузам с предложением открыть аудитории и начать очное обучение уже в августе. Решатся ли на это заведения высшего образования?

Опыта организации учебного процесса в условиях широкомасштабной войны нет ни у наших университетов, ни у МОН Украины. Есть только отдельные кейсы некоторых перемещенных украинских ЗВО в 2014 году и опыт карантина во время пандемии. Но выход, который бы обеспечил качественный учебный процесс и высокую дисциплину студентов и преподавателей, искать необходимо.

А как в других странах?

В феврале 2022 года Ассоциация государственных колледжей и университетов США вместе с известной издательской компанией мира Wiley провели исследование «Online Learning at Public Universities» об опытеонлайн-обучения в заведениях высшего образования США. В нем приняли участие ректоры американских университетов. Понятно, что нельзя сравнить материальную базу, технические возможности и финансирование университетов наших двух стран. Но мы можем видеть плюсы и минусы хорошо организованного онлайн-обучения.

Итак, 85% руководителей ЗВО в США считают, что основным преимуществом онлайн-обучения являетсяобеспечение всех студентов доступом к учебному процессу, независимо от их местонахождения или обстоятельств жизни. Такое мнение поддерживают 73% студентов университетов США, они не хотят возвращаться к офлайн-обучению.

И это, к слову, не только в Штатах. Известный составитель мировых университетских рейтингов Times Higher Education в июне этого года обнародовал результаты опроса студентов университетов, большинство из которыхпредставляют Великобританию. До мировой пандемии более половины студентов (около 70%) посещали вживую 61% и более лекционных занятий. Сейчас, когда значительное количество карантинных ограничений снято, долястудентов, посещающих очно 61% и больше лекций, составляет всего 24%, то есть втрое ниже, чем до пандемии. Остальные занятия они посещают онлайн. Аналогичная проблема с возвращением в аудиторию в рамках семинарских занятий. Если до пандемии доля студентов, посещавших от 61% семинаров в аудитории, составляла 67%, то сейчас только 27%. И это в стране, где не было войны, только пандемия. Интересно, как изменились быэти цифры в таком случае? Мне кажется, что на онлайн перешли бы все 100% студентов.

Недостатком онлайн-обучения ректоры американских университетов считают то, что им все же не удалосьпривлечь к нему всех студентов. Только 18% руководителей заявили, что на протяжении пандемии их университеты сумели эту проблему решить.

Более того, согласно исследованию «Online Learning at Public Universities», 72% университетов США предполагают продолжить инвестировать средства в онлайн-обучение даже после окончательного завершения мировой пандемии. Очевидно, уже речь идет не просто об онлайн-обучении, а об образовательных программах в формате онлайн, количество которых на данный момент в среднестатистическом университете США составляет 20 в дополнение к еще 16 гибридным образовательным программам.

Что важно для нашей ситуации, 83% руководителей университетов считают, что именно онлайн-обучениеобеспечивает непрерывность учебного процесса в условиях катастроф. В отчете это звучит как «to strengthen academic continuity in case of disaster». В отношении этого исследования имели в виду пандемию. В нашем случае война является значительно более жестокой катастрофой, чем пандемия, поэтому онлайн-обучение, в отличие от офлайн, способно намного лучше обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Что это означает для ЗВО Украины? Во-первых, обеспечить доступ к процессу обучения тысячам студентов наших ЗВО, находящихся за границей, способно онлайн-обучение, а не офлайн. Если обучение будет только в очном формате, мы их просто потеряем. Как потеряем и тех преподавателей, которые выехали с семьей в другие страны.

Во-вторых, непрерывность образовательного процесса в офлайн-формате в условиях войны обеспечить просто невозможно. Непрерывность учебного процесса — это о возможности участия в этом процессе как преподавателей, так и студентов, независимо от того, как ситуация развивается вокруг. Война — это не пандемия, это значительно более сложно и непрогнозируемо. А если процесс обучения не является беспрерывным, то о качественном высшем образовании не может быть и речи. Добавьте сюда также материальные проблемы, с которыми сталкиваются университеты: разрушения, уменьшение финансирования и другое (а надо ремонтировать корпуса и лаборатории, разрушенные войной, платить за коммуналку и т.п.). Выход в офлайн обострит их.

С другой стороны, проблемы, с которыми наши университеты столкнулись еще во время пандемии (технические, методические, организационные), показали, насколько наше высшее образование было неготово конлайн-обучению. И хотя сейчас ситуация уже улучшилась, появились определенный опыт и возможности, но во многих вузах обучение онлайн все еще далеко от качественного процесса. Также понятно, что некоторые специальности значительно более требовательны при выборе формы обучения в пользу офлайн, потому что естьвещи, которые невозможно показать студентам на экране гаджета. Это важно прежде всего на инженерно-технических специальностях и  тех, что связаны, например,  с естественными науками. Но такие кейсы нужно изучать отдельно, для таких специальностей внедрять смешанное обучение.

Очевидно, что качество онлайн-обучения зависит чаще всего от дисциплинированности студентов и преподавателей. Собственно, именно онлайн-обучение не является проблемой, потому что проблемы могут создаваться ненадлежащим отношением к нему. Но кто сказал, что офлайн-обучение способно гарантировать в условиях войны и в принципе надлежащий уровень дисциплины со стороны участников образовательного процесса?

Уверены ли мы, что офлайн-обучение украинских вузов в условиях войны — это несомненная предпосылка качественного высшего образования? Открытие дверей университетской аудитории еще не означает автоматического наполнения этой аудитории студентами. Очевидно, что и в офлайн-, и в онлайн-форматах естьсвои за и против. И если их положить на чаши весов, что перевесит? По моему мнению, пока в стране идет война, перевесит онлайн-обучение.

Если в МОН есть сомнения в качестве организации учебного процесса онлайн, а такие сомнения имеют право на существование, то следует обратиться к НАОКВО и запросить предложения по механизму мониторинга качества учебного процесса в онлайн-формате, чтобы удержать дисциплину студентов и преподавателей на соответствующем уровне, а вместе с этим, собственно, и самих студентов и преподавателей в университетах в условиях войны. Но считаю, что нам следовало бы хорошо подумать, прежде чем именно сейчас отказываться от онлайна.

Больше материалов Александра Костюка читайте по ссылке

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме