Онлайн- или офлайн-обучение с 1 сентября? Этот вопрос сейчас едва ли не самый актуальный для образовательного сообщества Украины. Тем более что недавно Минобразования обратилось к вузам с предложением открыть аудитории и начать очное обучение уже в августе. Решатся ли на это заведения высшего образования?
Опыта организации учебного процесса в условиях широкомасштабной войны нет ни у наших университетов, ни у МОН Украины. Есть только отдельные кейсы некоторых перемещенных украинских ЗВО в 2014 году и опыт карантина во время пандемии. Но выход, который бы обеспечил качественный учебный процесс и высокую дисциплину студентов и преподавателей, искать необходимо.
А как в других странах?
В феврале 2022 года Ассоциация государственных колледжей и университетов США вместе с известной издательской компанией мира Wiley провели исследование «Online Learning at Public Universities» об опытеонлайн-обучения в заведениях высшего образования США. В нем приняли участие ректоры американских университетов. Понятно, что нельзя сравнить материальную базу, технические возможности и финансирование университетов наших двух стран. Но мы можем видеть плюсы и минусы хорошо организованного онлайн-обучения.
Итак, 85% руководителей ЗВО в США считают, что основным преимуществом онлайн-обучения являетсяобеспечение всех студентов доступом к учебному процессу, независимо от их местонахождения или обстоятельств жизни. Такое мнение поддерживают 73% студентов университетов США, они не хотят возвращаться к офлайн-обучению.
И это, к слову, не только в Штатах. Известный составитель мировых университетских рейтингов Times Higher Education в июне этого года обнародовал результаты опроса студентов университетов, большинство из которыхпредставляют Великобританию. До мировой пандемии более половины студентов (около 70%) посещали вживую 61% и более лекционных занятий. Сейчас, когда значительное количество карантинных ограничений снято, долястудентов, посещающих очно 61% и больше лекций, составляет всего 24%, то есть втрое ниже, чем до пандемии. Остальные занятия они посещают онлайн. Аналогичная проблема с возвращением в аудиторию в рамках семинарских занятий. Если до пандемии доля студентов, посещавших от 61% семинаров в аудитории, составляла 67%, то сейчас только 27%. И это в стране, где не было войны, только пандемия. Интересно, как изменились быэти цифры в таком случае? Мне кажется, что на онлайн перешли бы все 100% студентов.
Недостатком онлайн-обучения ректоры американских университетов считают то, что им все же не удалосьпривлечь к нему всех студентов. Только 18% руководителей заявили, что на протяжении пандемии их университеты сумели эту проблему решить.
Более того, согласно исследованию «Online Learning at Public Universities», 72% университетов США предполагают продолжить инвестировать средства в онлайн-обучение даже после окончательного завершения мировой пандемии. Очевидно, уже речь идет не просто об онлайн-обучении, а об образовательных программах в формате онлайн, количество которых на данный момент в среднестатистическом университете США составляет 20 в дополнение к еще 16 гибридным образовательным программам.
Что важно для нашей ситуации, 83% руководителей университетов считают, что именно онлайн-обучениеобеспечивает непрерывность учебного процесса в условиях катастроф. В отчете это звучит как «to strengthen academic continuity in case of disaster». В отношении этого исследования имели в виду пандемию. В нашем случае война является значительно более жестокой катастрофой, чем пандемия, поэтому онлайн-обучение, в отличие от офлайн, способно намного лучше обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Что это означает для ЗВО Украины? Во-первых, обеспечить доступ к процессу обучения тысячам студентов наших ЗВО, находящихся за границей, способно онлайн-обучение, а не офлайн. Если обучение будет только в очном формате, мы их просто потеряем. Как потеряем и тех преподавателей, которые выехали с семьей в другие страны.
Во-вторых, непрерывность образовательного процесса в офлайн-формате в условиях войны обеспечить просто невозможно. Непрерывность учебного процесса — это о возможности участия в этом процессе как преподавателей, так и студентов, независимо от того, как ситуация развивается вокруг. Война — это не пандемия, это значительно более сложно и непрогнозируемо. А если процесс обучения не является беспрерывным, то о качественном высшем образовании не может быть и речи. Добавьте сюда также материальные проблемы, с которыми сталкиваются университеты: разрушения, уменьшение финансирования и другое (а надо ремонтировать корпуса и лаборатории, разрушенные войной, платить за коммуналку и т.п.). Выход в офлайн обострит их.
С другой стороны, проблемы, с которыми наши университеты столкнулись еще во время пандемии (технические, методические, организационные), показали, насколько наше высшее образование было неготово конлайн-обучению. И хотя сейчас ситуация уже улучшилась, появились определенный опыт и возможности, но во многих вузах обучение онлайн все еще далеко от качественного процесса. Также понятно, что некоторые специальности значительно более требовательны при выборе формы обучения в пользу офлайн, потому что естьвещи, которые невозможно показать студентам на экране гаджета. Это важно прежде всего на инженерно-технических специальностях и тех, что связаны, например, с естественными науками. Но такие кейсы нужно изучать отдельно, для таких специальностей внедрять смешанное обучение.
Очевидно, что качество онлайн-обучения зависит чаще всего от дисциплинированности студентов и преподавателей. Собственно, именно онлайн-обучение не является проблемой, потому что проблемы могут создаваться ненадлежащим отношением к нему. Но кто сказал, что офлайн-обучение способно гарантировать в условиях войны и в принципе надлежащий уровень дисциплины со стороны участников образовательного процесса?
Уверены ли мы, что офлайн-обучение украинских вузов в условиях войны — это несомненная предпосылка качественного высшего образования? Открытие дверей университетской аудитории еще не означает автоматического наполнения этой аудитории студентами. Очевидно, что и в офлайн-, и в онлайн-форматах естьсвои за и против. И если их положить на чаши весов, что перевесит? По моему мнению, пока в стране идет война, перевесит онлайн-обучение.
Если в МОН есть сомнения в качестве организации учебного процесса онлайн, а такие сомнения имеют право на существование, то следует обратиться к НАОКВО и запросить предложения по механизму мониторинга качества учебного процесса в онлайн-формате, чтобы удержать дисциплину студентов и преподавателей на соответствующем уровне, а вместе с этим, собственно, и самих студентов и преподавателей в университетах в условиях войны. Но считаю, что нам следовало бы хорошо подумать, прежде чем именно сейчас отказываться от онлайна.
Больше материалов Александра Костюка читайте по ссылке.