Оккупированное образование

6 февраля, 2015, 22:00 Распечатать Выпуск №4, 6 февраля-13 февраля

Захватчики всегда пытались использовать образовательные процессы в свою пользу. Так случилось и в оккупированном Крыму. С появлением "зеленых человечков" произошло изменение и в образовательном пространстве Крыма. Практически с самого начала оккупации звено управления образованием на полуострове не только заняло позицию ожидания, но и активно включилось в процесс "возврата в Россию". Те же процессы происходили и в учебных заведениях, — большинство педагогов уповали на изменения, лелея надежду на повышение оплаты и улучшение условий труда.

 

… победители из города Милет запретили учиться грамоте и музыке детям побежденных.

Плутарх

 

Уже год как Украина изменила вектор развития, пытаясь вырваться из прошлого. События, получившие название Революция достоинства, всколыхнули всю страну, в обществе появилась надежда на изменения. Но в это тяжелое время мы получили подлый удар — Россия оккупировала Крым. Оккупация прошла относительно "мирно", но это только на первый взгляд. Она провела линию раздора через все общество, через все сферы жизни, через каждого человека, — соседи стали врагами, разрушались семьи, дети и родители не находили согласия. И это продолжается...

Не обошла беда и систему образования. Во все времена образование играло важную роль в развитии и влиянии на общество. Поэтому захватчики всегда пытались использовать образовательные процессы в свою пользу. Так случилось и в оккупированном Крыму. С появлением "зеленых человечков" произошло изменение и в образовательном пространстве Крыма. Практически с самого начала оккупации звено управления образованием на полуострове не только заняло позицию ожидания, но и активно включилось в процесс "возврата в Россию". Те же процессы происходили и в учебных заведениях, — большинство педагогов уповали на изменения, лелея надежду на повышение оплаты и улучшение условий труда.

А что же украинская власть? Власть в то время находилась в состоянии анархической деятельности, в процессах перераспределения "портфелей" и финансовых потоков, а на события в Крыму реагировала постфактум. После "референдума" 16 марта 2014 г., когда стало понятно, что в Крыму определились с окончательным курсом, реакция центральных органов власти носила "комментирующий характер". Чиновники выражали беспокойство, обещая определенные действия в ответ. После переформатирования органов управления образованием в Крыму Министерство образования и науки Украины тоже выразило беспокойство. 

В то же время среди просвещенцев, и особенно среди выпускников общеобразовательных учреждений крымского полуострова, распространялись всевозможные слухи, подкрепленные заявлениями чиновников с обеих сторон. Только в начале апреля МОН Украины начало переговоры с Крымом, пытаясь успокоить родителей и учащихся. 14 апреля 2014 г. министерство выступило с заявлением: "Позиция МОН Украины относительно выдачи школьных аттестатов крымским выпускникам неизменна", в котором отмечалось, что учащиеся выпускных классов аттестаты получат. А на следующий день был принят Закон Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины", №1207-VII от 15 апреля 2014 г., в котором в п. 12 ст. 7 практически признавалась невозможность обеспечения образовательного процесса на оккупированных территориях.

5 мая 2014 г. на брифинге в МОН Украины министр заявил: "Для выпускников 9–11 классов уже напечатаны и завезены в Крым 4820 аттестатов. Они не будут выдаваться т.н. министерством образования Крыма, их будут выдавать районные отделы образования". Он добавил, что в министерстве готовы к возникновению проблем с местом выдачи аттестатов, и если этого не удастся сделать на территории Крыма, выпускники смогут получить аттестаты в Херсонской области. "То есть интересы всех выпускников в Крыму будут обеспечены", — подчеркнул министр. Но заявляя об этом, он уже знал о подготовке нового Порядка учета и выдачи документов об общем среднем образовании государственного образца лицам, получившим общее среднее образование в учебных заведениях на временно оккупированной территории Украины в 2014 г., введенного в действие приказом МОН Украины №570 от 12.05.2014 г. (зная систему украинской бюрократии, можно утверждать, что на время брифинга этот Порядок был уже подписан).

Таким образом, выпускникам нужно было самостоятельно решать вопрос получения аттестата. Если бланк аттестата не был проблемой, то изготовление приложения вызвало определенные трудности: необходимо было привезти любой документ из оккупированной территории или пройти проверку по всем предметам. 

Хотя все же проблему удалось решить, и выпускники получили украинские аттестаты.

Похожая ситуация была и с ВНО. 27 марта 2014 г. директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук подчеркнул, что провести ВНО на территории Автономной Республики Крым практически невозможно, и предложил три варианта проведения ВНО вне полуострова. В апреле были изменены сроки регистрации выпускников. То есть государство попыталось приспособиться к катастрофическим изменениям.

Итогом государственной политики стало ВНО: по отчетам Украинского центра оценивания качества образования (http://testportal.gov.ua), из 12 079 выпускников Крыма в нем приняли участие лишь около 300 школьников. 

Подытоживая 2013–2014 учебный год, еще следует вспомнить Постановление КМУ №450 от
17 сентября 2014 г. о дополнительных местах в высших учебных заведениях для лиц, проживающих на временно оккупированных территориях или выехавших из них. Этим постановлением государство попыталось нивелировать проблемы с выпускниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственные органы власти не справились с чрезвычайной ситуацией в сфере образования.

Что же с тех пор изменилось? Летом образовательная система Крымского полуострова полностью перешла на российские стандарты, массово "переучив" учителей. В школы завезли российские учебники и пр. 

В Украине и далее продолжал действовать департамент по вопросам Автономной Республики Крым и г. Севастополя (директор департамента по вопросам АР Крым и г. Севастополя секретариата Кабинета министров Украины Аслан Омер Кырымлы), о деятельности которого практически ничего не известно. Была создана Государственная служба Украины по вопросам Автономной Республики Крым, города Севастополя и временно перемещенных лиц (Постановление КМУ №297 от 17 июля 2014 г.), которую позже переименовали в Государственную службу Украины по вопросам Автономной Республики Крым, города Севастополя (Постановление КМУ №625 от 22 октября 2014 г.) и даже объявили конкурс на должность председателя. Вот только до сих пор об этой службе ничего не известно, даже на сайте КМУ в разделе "Службы" ее нет. Кроме того, в Херсоне находится постоянный представитель президента Украины в АР Крым. Но образовательная политика по Крыму не прослеживалась.

Однако общественность продолжала беспокоить органы власти, и в октябре 2014 г. появляется письмо МОН Украины №1/9-535 "Об организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях лиц, проживающих на временно оккупированной территории в Автономной Республике Крым, городе Севастополе и в местах проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях". В этом письме даны разъяснения о возможности получения образования через экстернат. Для помощи в вопросах образования на оккупированных территориях на сайте МОН Украины создали отдельную страницу "Для жителей Донбасса и Крыма" (http://www.mon.gov.ua/ua/hotline), продолжал действовать и телефон горячей линии — (044) 481-32-15, которая постоянно работает в МОН с мая 2014 г. 

Новый, 2015-й, принес те же хлопоты. Отсутствие информационной политики в сфере образования на временно оккупированных территориях вызывает "информационный голод", и министерство дублирует свое октябрьское письмо — письмом №1/9-21 от 20 января 2015 г. "О некоторых вопросах проведения государственной итоговой аттестации и внешнего независимого оценивания в 2014/2015 учебном году", в котором еще раз доказывает, что учащиеся из временно оккупированных территорий могут получить аттестаты и пройти ВНО после обучения по экстернатной форме. А через два дня появляется еще одно письмо МОН №1/9-26 от 22.01.2015 г. "Об использовании технологий дистанционного обучения в общеобразовательных учебных заведениях", призывающее учебные заведения использовать дистанционное обучение и для школьников в Крыму (хотя и не понятно как). Кроме того, сайт МОН отсылает для дистанционного обучения к Запорожскому ИППО, который предлагает такую форму, но без информации о получении каких-либо документов. Есть еще один вариант обучения — через Международную украинскую школу, на сайте которой нет ни единой информации о возможности обучаться в ней учащимся из временно оккупированных территорий.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что на сегодняшний день у государства нет стратегии (да и тактики) сохранения образовательного поля на временно оккупированных территориях. 

Вместе с тем, вернемся к экстернату, который предлагает МОН в качестве  формы получения аттестата с дальнейшей возможностью принять участие во ВНО. В соответствии с письмами министерства от 14.10.2014 г. и 20.01.2015 г., учащиеся из временно оккупированных территорий могут проходить экстернатуру в Международной украинской школе или другом учебном заведении системы общего среднего образования Украины, которые размещены за пределами временно оккупированной территории, или в учебных заведениях, переместившихся с такой территории. 

Согласно Положению об экстернате в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденному приказом Министерства образования и науки №431 от 19.05.2008 г., для экстернатуры необходимо предоставить заявление и справку с места учебы. Однако МОН подчеркивает, что "...не имеют и не будут иметь в будущем никакой юридической силы какие-либо "документы об образовании", выданные оккупационными структурами Российской Федерации и самопровозглашенной "властью" на полуострове. Никаких "признания", "нострификации", "обмена" таких "документов" и т.п. со стороны Министерства образования и науки, других органов государственной власти Украины и зарубежных стран не будет", и поэтому для определения уровня знаний в учебном заведении создается комиссия для проверки этого уровня. Таким образом, учащемуся необходимо сдать "экзамены" по ВСЕМ предметам, которые будут в приложении к аттестату, а это около 18 предметов (по Типовым учебным планам общеобразовательных учебных заведений ІІІ степени, утвержденным приказом МОН Украины №834 от 27.08.2010 г., с изменениями, внесенными приказом МОН Украины №657 от 29.05.2014 г.).

Следует обратить внимание, что документы в экстернат принимают, как правило, до 1 марта
(т.е. есть возможность сдать документы и позже).

Несмотря на трудности с транспортным соединением с Крымом, огромную нагрузку на детей, проблемы с приемом документов (есть случаи, когда у крымчан отказывались принимать документы для экстерната), политику запугивания на полуострове, молодые граждане Украины все же пытаются получить образование своей Отчизны. 

Такая страна — непобедима! Героям слава!

P.S. Статья подготовлена в рамках проекта "Общественность противодействует информационной войне против Украины",реализуемого ЦГП "Альменда".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно