Ох и трудно поступить в… первый класс

01 сентября, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 33, 1 сентября-8 сентября 2006г.
Отправить
Отправить

Рассказывают, при приеме в первый класс одной из московских школ малышам задают такую задачку: «Корова — 2, овца — 2, свинья — 3, собака — 3, кошка — 3, утка — 3, кукушка — 4, петух — 8...

Рассказывают, при приеме в первый класс одной из московских школ малышам задают такую задачку: «Корова — 2, овца — 2, свинья — 3, собака — 3, кошка — 3, утка — 3, кукушка — 4, петух — 8. Ослик — ?» Если ребенок дает правильный ответ, то его зачисляют в физматкласс. По крайней мере, так говорится на одном из интернет-сайтов, где обсуждаются проблемы начальной школы. Согласитесь, далеко не каждый взрослый сумеет разгадать подобную загадку (ответ ищите в конце статьи), тем более за довольно ограниченное время. Не знаю, предлагают ли нечто подобное в украинских спецшколах, однако требования, с которыми сталкиваются первоклассники и их родители, часто не только во многом превосходят то, что дети учили в садике, но и противоречат приказам Министерства образования и науки.

За что первоклассник бьет учителя?

…Школа, в которую мы решили отдать сына, находится практически во дворе нашего дома, и потому никто даже не предполагал, что с поступлением могут возникнуть какие-то проблемы. Тот факт, что на фасадной табличке значится «специализированная», нисколько не смущал: ну что такого особого можно потребовать от дошкольника? И хотя он знал буквы, умел решать несложные задачки, описывать картинки, объединять предметы по общему признаку, словом, обладал навыками и умениями в пределах старшей группы детского садика, результаты тестирования (психолого-педагогической комиссии) ошеломили. Мне пояснили: да, ребенок развит в пределах нормы, но к учебе в данной спецшколе не готов. Причем одними из главных причин фигурировали неумение читать (я была убеждена, что этому, как раз, и должна научить школа!), и выполнять математические задания.

Как и всякая мама, я подумала, что к моему ребенку отнеслись необъективно, и решила попытать счастья в другой школе. К великому удивлению, и во второй, и еще в двух других школах моего «абитуриента» отсеивали по тем же причинам. Как пояснила завуч одной из центральных школ столицы, все дело в том, что многие дети идут в школу, уже умея читать и решать задачки, а некоторые и говорить по-английски, и потому хорошие школы просто вынуждены отбирать детей с учетом этих критериев — иначе невозможно будет правильно организовать учебный процесс.

Разумеется, можно было отдать ребенка в обычную, не специализированную школу, где нет столь высоких требований, но в нашем районе таких школ мало и до них далеко и неудобно добираться. Были и другие варианты. Например, оставить еще на год в детском садике или же вообще подержать год дома, а на занятия водить в подготовительный класс спецшколы. Но сын уже торжественно закончил садик, получил грамоту и считал себя взрослым — настоящим школьником! Как его опять вести к пятилеткам? А чтобы держать дома и водить на занятия, кому-то нужно уходить с работы. Поэтому пришлось искать для крохи репетитора и начинать активно учиться — благо, впереди было все лето.

Уже через две недели он читал по слогам и свободно решал все те задачки по математике, которые ставили его в тупик при поступлении, — оказалось, что он просто не знал такой постановки вопроса (скажем, не «сколько будет пять минус три», а «насколько пять больше трех»). И хотя некоторые проблемы, свойственные шестилеткам (о них чуть ниже), ликвидировать не удалось, уже через месяц ребенок наконец-то был зачислен в первый класс.

К сожалению, далеко не для всех родителей и их шестилеток все решается положительно: нередко процесс поступления в школу сопровождается обиванием порогов не только директора школы, но и начальника районного управления образования, городского или областного, скандалами, жалобами. Причем наибольшее количество претензий вызывает именно процедура тестирования, которая, по мнению родителей, далеко не всегда объективна.

«Когда моя дочка заканчивала детский садик, — говорит Валентина ОНИЩЕНКО, мама первоклассницы, — ей выдали психолого-педагогическую карту, где как раз оценивали готовность ребенка к школе. По данным педагогов и психологов садика, она вполне готова учиться, достаточно развита для своего возраста, обладает необходимыми навыками и знаниями, не имеет дефектов речи. В школе же, по результатам так называемого обследования, нам заявили, что у нее снижены когнитивные способности, она не умеет говорить без помощи взрослых, не выговаривает некоторые буквы и вообще ей лучше еще год посидеть в детском садике. Кто прав? В районо, куда мы обратились с просьбой разобраться в конфликте, вместо того чтобы защитить моего ребенка, слепо приняли сторону школы (никто даже не поинтересовался результатами посещения детского садика) и предложили зачислить дочку в другое учебное заведение».

Возмущение родителей вполне понятно: каждый считает своего ребенка уникальным и достойным учиться в самом лучшем учебном заведении. Однако далеко не все дети готовы идти в школу с шести лет, а тем более учиться в специализированной школе. Именно с этой целью там проводят отбор малышей.

— Родители должны понимать, что школу они выбирают не для себя, а для ребенка, — говорит завуч младших классов столичной Скандинавской гимназии Надежда КОЛОМИЕЦ. — Многие думают, что если ребенок по их представлениям неплохо подготовлен, то его можно отдавать в любую школу, даже специализированную. Но помимо умения читать-считать в школе требуется способность ребенка без особых усилий научиться рассуждать, анализировать, выделять главное, правильно задавать вопросы и уметь отвечать на них. Кроме того, ребенок должен уметь работать в большом коллективе (часто малыши на индивидуальных занятиях показывают хорошие результаты, а в классе — отстают), управлять своими эмоциями — уметь заставить себя работать в то время, когда очень хочется поиграть. Причем в спецшколах все эти умения необходимо проявлять на довольно высоком уровне. Не последнюю роль играют и знания. Во многих специализированных школах отбирают детей хорошо подготовленных поэтому темп уроков там более быстрый, ориентированный на сильных учеников — учителя стараются как можно больше дать им на занятиях, и ребенок слабый сразу начинает отставать. Из-за этого у него не только может пропасть интерес к учебе, но и выработаться комплекс неудачника. К тому же, это еще и очень большая психическая нагрузка: малыш, которого до сих пор все время хвалили и называли молодцом, вдруг оказывается хуже своих одноклассников. Чтобы догнать их, нужно прилагать огромные физические и психические усилия — далеко не все с ними справляются. Вот наглядный пример. Год назад по настоянию родителей мы приняли в школу ребенка — откровенно слабого, который к учебе не был готов. Необходимость адаптироваться к новым условиям, да еще и давать при этом определенный результат — не хуже, чем у одноклассников, вылилась у него в агрессию. По началу он бил детей, затем, не зная, как еще выразить свой внутренний протест, поднял руку на воспитателя группы продленного дня. Но даже если перегрузки не проявляются столь открыто и агрессивно, они могут накапливаться и сказаться уже в старших классах, когда дети просто отказываются учиться — они как бы «переучились» в младших классах.

Знать, а не выбрасывать за борт!

Понятно, что в принципе никто не против конкурсного отбора — как иначе создать специализированную школу? Вопрос в другом: правила приема и отбора детей должны быть прозрачны и понятны родителям и будущим первоклассникам, одинаковы для всех специализированных школ, лицеев и гимназий страны.

—Раньше все первоклассники имели приблизительно одинаковый уровень знаний, — считает сотрудник лаборатории психодиагностики Института психологии им. Г. Костюка Лариса КОНДРАТЕНКО, — потому что все заканчивали детский садик, который и отвечал за подготовку. Сейчас в школу приходят дети, которые читают, считают, говорят по-английски, и одновременно может прийти ребенок, который еще не вполне научен связно говорить. Для того чтобы как-то обучать этих детей, необходимо знать, кого именно получит школа. Но знать, а не выбрасывать за борт!

Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, проверять уровень знаний при поступлении нужно, иначе невозможно правильно построить процесс обучения, подготовку учителя. С другой стороны, это делать нельзя. Когда психолог и учитель стоят перед такой дилеммой, они нередко начинают придумывать что-то свое. Что-то изучают, смотрят, но далеко не то, что нужно было бы.

Должен ли ребенок читать, идя в школу? Такого требования нет. Должен ли он считать? Такого требования также нет. Но это именно то, что больше всего интересует учителей. Психолог же оказывается в подчинении у учителя, так как он зависим от директора школы. Он является кем-то, кто должен обслужить интересы не ребенка, а той школы, в которой он работает. Поэтому когда разрабатываются вопросы, необходимые для проверки готовности ребенка к школе, он вольно или невольно подчиняет их подбор основной задаче школы.

Если она заинтересована в одаренных детях, то проводит глубокий анализ способностей и тех детей, которые приходят со стороны и, возможно, не умеют читать, считать, не учились на курсах подготовки к первому классу. Но если школе все равно или она уже набрала максимум своих детей, и всех остальных ей нужно просто «отсеять», понятно, что никакого углубленного анализа проводиться не будет. А с помощью подбора тестов можно доказать все, что угодно. Хаотично подобранные, произвольно собранные, не соответствующие возрасту ребенка тесты, могут любого, даже гения, описать как неспособного учиться в общеобразовательной школе.

Наше Министерство образования и науки, в какой-то мере спрятав голову в песок, так и не разработало стандартные тесты для всех детей. Эти тесты должны были бы быть официальными, закрытыми для других пользователей — учителей, родителей и прочих, — и выдаваться только школьным психологам. Самый главный показатель готовности к школе — не знания, умения и навыки — они придут со временем, а развитие интеллекта. Насколько у ребенка развита память, умеет ли он делать логические выводы, анализировать показанное, описывать увиденное. Насколько у него развита мелкая моторика руки (то есть, как точно он может передать изображение фигуры), пространственное мышление — если оно нарушено, то могут возникнуть проблемы с овладением счетом, чтением и так далее. Для специализированных школ с углубленным изучением иностранного языка также очень важен фонематический слух.

— То, что современная школа ставит перед родителями и детьми задачу: уметь читать, писать и считать — это неправильно, — полагает и заведующая лабораторией дошкольного воспитания Института психологии им. Г. Костюка Светлана ЛАДЫВИР. — Читать ребенок научится в один присест, если он грамотно подготовлен к усвоению техники чтения. А вот готов ли он по своему развитию к тому, чтобы ему давать технологию обучения чтению, или не готов, определяется тем, насколько развита его познавательная сфера, насколько он любознательный, умеет строить фразы, высказывать свое мнение, строить рассказ. Шестилетний ребенок должен уметь составить рассказ из пяти-шести предложений, связанных между собой одним сюжетом.

Он должен уметь объединять предметы по группам, вычленять лишнее — то есть уметь анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать. Например, посмотреть на картинку и сказать, как называется группа предметов, что среди них лишнее и почему. Шестилетний малыш должен уметь подчиняться требованиям извне: принимать инструкцию взрослого, в данном случае учителя, с первого раза («Нарисуйте 10 кружочков в ряд, заштрихуйте 1, 3 и 9-й»). Ребенок в этом возрасте должен услышать инструкцию, запомнить и выполнить от начала до конца не переспрашивая. То есть работать по инструкции и по образцу, когда предлагается, к примеру, рассмотреть внимательно геометрический узор и воспроизвести расположение фигур, расстояние между ними и количество. Это намного важнее, чем беглое чтение.

— Многие детские садики с этой задачей не справляются, и родители вынуждены либо сами готовить детей, либо искать специалистов. Как правило, подготовка к школе занимает около года (по крайней мере, школы, при которых есть подготовительные классы, набирают их в начале учебного года). Получается, что многие дети начинают осваивать школьную премудрость в пять, а некоторые и в четыре года (тестирование проводится уже в апреле, и к этому моменту ребенок должен уметь показать свои знания, хотя шесть лет ему может исполниться, скажем, в августе). Насколько разумно начинать так рано учить ребенка?

— Психологи часто говорят: дайте детям прожить в детстве. Есть закономерности возраста, через которые перепрыгнуть нельзя: человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Чтобы дошкольник превратился в школьника, у него должны развиться определенные психические функции, тренировать которые заранее невозможно, поскольку у дошкольников они отсутствуют.

Хотя, конечно, весь вопрос в том, как занимаются с детьми. Если все происходит в непринужденной игровой форме, через специфические детские виды деятельности — рисование, лепку, работу с песком, глиной, водой, занятия пением и танцами, а не по классно-урочной системе, то ничего страшного нет. Водить же четырехлетнего ребенка три раза в неделю, чтобы тренировали его ручку к письму, вести уроки по логике, экономике и истории — как предлагают родителям некоторые частные школы — это нарушение закономерностей развития детей до шестилетнего возраста.

— Если натренировать нельзя, а к школе нужные способности не сформировались, то что делать родителям?

— Пусть еще год поживет дошкольником, но не в той же старшей группе (это будет серьезная травма для ребенка — все пошли в школу, а его отбраковали). Такой ребенок должен заниматься уже по индивидуальной программе и желательно у другой воспитательницы. Либо он может ходить на подготовительные занятия в какую-то школу, где готовят малышей к первому классу. Таких подготовительных групп сейчас много, причем работают они исключительно по программе детского сада, обучая детей с помощью игр, сказок и так далее. Вообще же, необходимо постоянно внимательно следить за развитием ребенка, находится он в возрастной норме или нет, и еще на пятом году жизни задуматься: не оставить ли его еще на один год в средней группе. Вот в средней группе придержать намного менее травматично. Сейчас в классах учатся дети, между которыми разница в два года, и они этого абсолютно не ощущают. То, что ему семь лет, а не шесть, не обидно, а вот то, что все дети читают, а он нет — перенести тяжело. Хотя, конечно, мы очень рано отказались от подготовительной группы, рано приняли закон о переходе на среднее образование с шести лет всех детей. Скажем, в России и сейчас нет обязательного среднего образования с шести лет.

Тестирование при приеме в школу незаконно!

В самом Министерстве образования и науки, где, собственно, разрабатывалась концепция 12-летней школы, обязательное среднее образование с шести лет проблемой не считают. Дело в том, что формально подготовительную группу садиков просто перенесли в школу. На первый взгляд, это вполне разумно: чем учиться писать и считать так, как это требуют в садике, а потом переучиваться, лучше сразу учиться «по-школьному».

Согласно утвержденным документам МОН, программа обучения, форма проведения уроков в первом классе во многом напоминают садиковую — рекомендуется набирать в классы не более 30 человек, не задавать домашние задания, не ставить отметки, не требовать ведения дневников, давать детям возможность поиграть и даже поспать в специально оборудованной комнате отдыха. У первоклашек должен быть не только менее продолжительный урок (35 минут), но и дополнительные каникулы — скажем, в конце февраля—начале марта, а сам учебный год заканчиваться не позднее первого июня. В действительности большинство этих требований нарушается.

— Прием детей в первые классы общеобразовательных учебных заведений осуществляется на бесконкурсной основе в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины № 204 от 07.04.2005 г., — говорит главный специалист департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины Лидия ЩЕРБАКОВА. — Проведение испытаний, тестирования, собеседований с целью проверки знаний ребенка недопустимо.

В соответствии с Инструкцией о порядке конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты), утвержденной приказом Министерства образования и науки Украины № 389 от 19.06.2003 г., конкурсные испытания проводятся лишь во время приема учеников в первые классы гимназии (5-й класс основной школы), на первые курсы лицея (10-й класс старшей школы) и на первые курсы коллегиума (10-й класс старшей школы). Конкурсный прием в 1-й класс происходит лишь в случае, когда ребенок поступает в специализированную школу (школу-интернат) с углубленным изучением предметов.

Прием ребенка может проводиться в форме собеседования, которое длится не более 30 минут, в присутствии родителей или лиц, которые их заменяют. Собеседование может включать специальные диагностические задачи для проверки уровня общего развития ребенка, его функциональной готовности к систематическому обучению и способности к изучению учебных предметов соответственно специализации учреждения. При этом не разрешается проверять умение читать, писать, считать, то есть тех предметных знаний, умений и навыков, которые являются содержанием образования в первом классе общеобразовательных школ. (То есть практически все специализированные школы страны во время приемной кампании нарушают закон! — Т.Г.)

— Как быть родителям, которые считают, что их детей «отсеяли» незаконно?

— Нужно обратиться в районное или городское управление образования — там сумеют найти выход из положения.

Формально местные власти обязаны сделать все, чтобы дети не только имели возможность учиться, но еще и в подходящих для них условиях. Скажем, первоклашка не должен добираться до школы около часа несколькими видами транспорта — ему должны предоставить место в школе рядом с домом. Если эта школа специализированная, а ребенка либо не берут в нее по ряду показателей, либо он сам не хочет углубленно изучать математику или экзотические языки, то местные власти должны открыть в такой школе обычные общеобразовательные классы.

Так, к примеру, поступили в пгт Сергеевка Белгород-Днестровского района Одесской области. В местной школе открыли два первых класса, которые должны были заниматься по программе развивающего обучения «Росток». Казалось бы, родители должны только радоваться. Но проблема была в том, что для занятий в таком классе нужно было приобрести ребенку комплект учебников на 100 грн., а еще форма, портфель, тетрадки… У людей просто не было таких денег. Сама школа решить проблему не смогла, и родителям пришлось обратиться с заявлением в Министерство образования и науки. После рекомендаций специалистов МОН местные власти открыли в школе еще один первый класс — обычный.

Но далеко не всегда проблема решается столь конструктивно.

— Мы живем рядом с физико-математической школой, — сетует мама еще одного первоклассника Ирина КРИВОРУЧКО. — Сын не прошел отбор в эту школу, но нам и не нужно делать из него математика! Мы просто хотим, чтобы он учился в хорошей школе. О той, что нам предложили в районном управлении образования, ходит плохая слава, и я боюсь отдавать туда своего ребенка. Почему для того, чтобы учиться у нормальных учителей и в хорошем окружении, он должен обладать математическими способностями? Многочисленные жалобы в районное управление образования, а затем и в городское привели лишь к тому, что ребенка взяли в специализированную школу, но пригрозили: ему будет там невероятно тяжело, а за неуспеваемость они имеют право детей отчислять. Я теперь сама боюсь идти в эту школу — что говорить о ребенке!

* * *

Парадокс: чем больше специализированных школ, тем меньше у обычного ребенка шансов получить качественное образование! Согласитесь, далеко не у всех родителей есть возможности нанимать репетиторов либо самостоятельно готовить малыша к собеседованию. По статистике, всего 49% детей в стране посещают детские садики, при этом в городах таких детей 65%, а в сельской местности — всего 22%. Без единых требований к поступающим в первый класс способные, но не «натасканные» специально дети оказываются за бортом специализированных школ, гимназий и лицеев. И даже в том случае, если тестирование в них проводится по «особым» тестам, добиться справедливости невозможно — ведь официальных тестовых заданий не существует.

Может, Министерству образования и науки уже стоит перестать делать вид, что конкурсного отбора в первые классы не существует, и по аналогии с официальным стандартом государственного среднего образования принять государственный стандарт дошкольного? Тогда и родители, и воспитатели, и учителя будут четко знать, что от малыша можно потребовать, а чему должны научить только учителя в школе.

А теперь ответ на задачку. Напротив ослика должна стоять цифра «2», поскольку в данном случае считали не рожки, копытца или лапки, а «звуки речи»: корова говорит «му» — два звука, овца — «бе», свинья — «хрю», собака — «гав», кошка — «мяу», утка — «кря», кукушка — «ку-ку», петух — «ку-ка-ре-ку», а ослик — «иа».

Самое трудное в первом классе — это письмо. Трудное почему? Потому что ребенку нельзя объяснить, для чего ему нужно выписывать эти крючочки и линеечки, да еще и строго в строчку, или циферки в клеточку. Плюс для ребенка это еще и очень тяжелый физический труд. Дело в том, что механизм письма, вся система проведения импульсов от мозга до руки у шестилеток еще не сформированы, из-за этого у малыша может возникать спазм руки. Поэтому по технике подготовки руки к письму писать ребенок в самом начале должен не более двух минут. Кажется, что стоит написать еще одну букву? Иногда родители говорят: «Будешь писать до тех пор, пока не напишешь так, как надо!» А у ребенка каждая следующая буква все хуже и хуже. Посмотрите, как устроены тетрадки для подготовки к школе: писать ребенку предлагают не более одной двух строчек подряд. И не должно быть никаких черновиков-чистовиков. Потому что для такого малыша это откровенное издевательство, непосильный труд. Поэтому как только буквы начинают получаться хуже, нужно сделать перерыв. Тренировать же руку можно и с помощью других видов деятельности: например, лепкой, рисованием, причем предлагать рисовать или лепить самые мелкие рисунки и фигурки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК