В конце прошлой недели завершился очередной визит в Украину главного экономического советника по вопросам образования Всемирного банка Питера Дарваша и специалиста по образовательной политике, профессора Калифорнийского университета (США), консультанта Института образовательной политики (Будапешт, Венгрия) Томаша Тимара. Они будут помогать Министерству образования и науки Украины разрабатывать концепцию национальной доктрины образования. Корреспондент «ЗН» решила подробнее разузнать о предстоящем сотрудничестве.
Питер Дарваш: Украинское правительство начало диалог с Всемирным банком по поводу сотрудничества в образовательной сфере еще в июне нынешнего года. Договаривающиеся стороны пришли к соглашению: первым шагом на пути реализации проекта должна стать разработка Министерством образования и науки стратегии изучения ситуации в своем секторе.
Томаш Тимар: Одновременно фонд Сороса, представленный в вашей стране фондом «Відродження», и Программа развития ООН также вели переговоры с украинской стороной о необходимости повышения потенциала системы образования и построения ее новой инфраструктуры. Именно этими вопросами на территории Центральной и Восточной Европы занимается Институт образовательной политики, финансируемый фондом Сороса.
— Позволю себе высказать предположение, что далее последовало предложение объединить усилия, коль цели совпали…
П.Д.: Абсолютно точно. Зачем работать автономно, если, объединившись, можно достичь лучших результатов? Специально созданная рабочая группа займется изучением ситуации в образовательном секторе и разработкой предложений по его реформированию. Украинское правительство, осознавая настоятельную необходимость коренных преобразований в данной сфере, выдвинуло задачу создания национальной доктрины образования.
— Признайтесь честно, вас не пугает масштабность поставленной задачи? Насколько мне известно, до недавнего времени тот же фонд Сороса решал в нашей стране куда более локальные проблемы.
Т.Т.: Действительно, начав заниматься вышеупомянутым проектом, мы думали, что можно пойти уже проторенной дорожкой. То есть создать новые учебные планы для одного отдельно взятого вуза (школы) или ограничиться админреформой в рамках министерства. Но украинские партнеры убедили нас, что подобные проекты не будут иметь системного влияния и долгосрочного эффекта.
П.Д.: Фонд Сороса на протяжении всего своего существования инвестировал значительные суммы в общеобразовательные проекты в Центрально-восточноевропейском регионе. Речь идет о ежегодных сотнях миллионов долларов. Вне сомнений, инициированные фондом начинания оказывали значительное влияние на систему образования в этом регионе. Возьмем, к примеру, тот же «Шаг за шагом». В его рамках создавались новые учебники, возрастал уровень профессионализма преподавателей и т.д. и т.п. Но когда работа подходила к завершению, появлялось понимание того, что вне общего контекста развития данной отрасли чрезвычайно трудно говорить о том, какое влияние оказывают реализовываемые проекты на систему образования в целом.
— Одним словом, пока подобные проекты осуществляются, все хорошо. Но только поставлена последняя точка, о проделанном довольно скоро забывают и проект, по сути, умирает. Следовательно, без глубинных, а точнее, необратимых преобразований никак не обойтись. Значит и проекты должны быть направлены на системные изменения, выработку новой политики. Такую роль, как я поняла, в отечественном образовании должна сыграть национальная доктрина. Фонд Сороса и Всемирный банк впервые привлечены к участию в столь глобальном проекте?
Т.Т.: Нет. Фонд Сороса подобные проекты осуществляет в ряде других стран. В частности, в Чехии, где сейчас широко развернулась дискуссия о национальном образовании. Работаем также в Хорватии, Черногории, Грузии.
— Ну и как, успешно?
Т.Т.: Там пока все еще только в начальной стадии. Поэтому говорить о каких-либо результатах преждевременно. Но есть у нас и завершенные проекты. К примеру, в Венгрии, Словении системные преобразования осуществлялись успешно. Вообще, следует подчеркнуть, это процесс довольно длительный, ведь речь идет о глобальных структурных изменениях.
— Давайте поговорим о тех глобальных структурных преобразованиях, которые ожидают украинскую систему образования. Какие из них лягут в основу национальной доктрины?
Т.Т.: Процесс еще не начался. Мы находимся в самом начале пути. Только на днях Минобразования и науки огласило список членов рабочей группы с украинской стороны, которые будут принимать участие в проекте. Пока еще идут дискуссии, в ходе которых должно выкристаллизоваться понимание того, как проект следует реализовывать.
— Принимать участие в проекте будут только специалисты Министерства образования и науки, ВБ и фонда Сороса?
П.Д.: Нет. С украинской стороны в рабочую группу войдут также представители иных заинтересованных министерств и ведомств, учителя, родители. Кроме того, возможно, подключатся эксперты из ПРООН и других международных организаций. И одна из важнейших целей: привлечь как можно больше ресурсов (в том числе и человеческих) к этой работе.
— А чем вы лично будете заниматься в рамках упомянутого проекта?
Т.Т.: Я привлечен как консультант, который в рамках деятельности Института образовательной политики будет участвовать в разработке стратегии программы технической помощи (какие ресурсы могут и должны быть задействованы) по этому проекту, в разработке плана действий.
П.Д.: Я отвечаю за диалог в секторе образования с правительственными организациями, Министерством образования и науки и неправительственными организациями, международными донорами и т.д. И если упомянутый проект будет создан и украинское правительство примет решение начать по нему работу, то со стороны ВБ именно я буду ее возглавлять. Исходя из предыдущего опыта, могу сказать: у доноров имеется большой интерес к образовательным проектам. На сегодняшний день система образования в Украине является децентрализованной. Поэтому очень трудно понять все ее аспекты и проблемы с одной точки зрения. И успех проекта будет во многом зависеть от того, насколько широко Минобразования и науки — главному компоненту этого начинания — удастся привлечь другие заинтересованные стороны. Имею в виду разные организации — неправительственные, родительские, учительские. Важной предпосылкой успеха проекта будет максимально широкая дискуссия в течение нынешнего учебного года и будущего лета. Министерство планирует провести осенью 2001 года конференцию, посвященную данной проблеме.
— Но уже в этом году активизировались реформы в украинской системе образования. Внедряется 12-балльная система оценки знаний учащихся, изменяются принципы аттестации выпускников, перевода из класса в класс и т.д.
Т.Т.: Определенно, нововведения в системе национального образования появились до того, как фонд Сороса и ВБ начали свою работу в данном направлении. Совпадают или не совпадают они с проектом? С одной стороны, они станут частью работы над концепцией доктрины и будут интегрированы в нее. С другой, глобальные преобразования невозможны без преобразований законодательной базы. Понятно, какими бы хорошими не были законы, сами по себе они ситуацию не изменят. Нужны эффективные механизмы их воплощения в жизнь, финансы.
П.Д.: Система образования в Украине не может оставаться в том состоянии, в котором она находится сегодня. Возьмем проблемы, которые на виду у всех. Очень низкая зарплата у учителей. Существенно отличается демографическая ситуация в разных регионах страны, а механизмов реагирования в системе образования на это нет. И даже если вы будете иметь хорошие инструкции и достаточное количество хороших школ, то никто не может дать гарантии, что все дети получат одинаковое образование. Поэтому мы и говорим не об отдельных преобразованиях, а об изменении всей системы и достижении нового уровня ее качества.
— Какие, на ваш взгляд, основные проблемы у украинской системы образования?
П.Д.: Весьма болезненная проблема — недостаток денег. Но еще большая — недостаточно эффективное их использование. Мне приходилось посещать разные школы и я мог воочию убедиться, как по-разному используются имеющиеся в наличии ресурсы и как по-разному (в зависимости от объема приложения) работает одна и та же сумма денег. Еще одна серьезная проблема: огромный разрыв в уровне качества образования между городскими и сельскими школами. Я готов назвать еще три, на наш взгляд, самые животрепещущие проблемы. Если говорить об общем среднем образовании, то можно утверждать, что в Украине сегодня есть довольно хорошая и стройная его система. Но в то же время требования жизни существенно отличаются от целей, которые ставит перед собой система образования. То есть последняя не имеет действенных механизмов реагирования на изменяющуюся ситуацию.
Вторая проблема. Украина унаследовала устаревшую инфраструктуру, доставшуюся ей в наследство с советских времен. Она весьма энергоемкая и энергозатратная. Речь идет о больших площадях, неадекватных стандартах. Очень много пространств в школах отведены не на учебные цели. И поддержание в надлежащем состоянии всего этого комплекса означает, что вы не можете тратить достаточно средств на непосредственно образование: учебные материалы, компьютеры, повышение квалификации учителей.
Третье. Система работы с преподавательским составом, кадровая политика во многом зависит от социальной политики, проводимой в Украине в целом. Пока что система социального обеспечения не в состоянии гарантировать нормальное существование пенсионеров, возможность людям вовремя уходить на пенсию без страха перед будущим безденежьем. Следовательно, как и другим отраслям, системе образования весьма трудно спокойно отправить пожилых людей на заслуженный отдых, поскольку они будут цепляться за свою работу. А это не позволяет государству соотнести потребности в количестве учителей с реальным их количеством. Национальная доктрина, в разработке которой мы будем принимать участие, и призвана показать пути, как можно ликвидировать названные и другие проблемы в украинской системе образования. Но она не предусматривает никакого конкретного плана по реформированию — на него нужны деньги. Это будет своеобразный план действий. Каким образом его удастся воплотить в жизнь, вопрос не сегодняшнего дня. Однако, в любом случае, поставлен он будет.