Именно так будет формулироваться домашнее задание по общественным наукам старше- классникам в 2010 году, считает Роджер Чанк, директор Эванстонского института педагогических наук. Под руководством д-ра Чанка разработано уже более 100 обучающих программ, которые находят все более широкое применение в американских университетах.
Обучающие программы нового поколения не ставят перед собой цель нагрузить учащегося как можно большим объемом академических знаний. Они лишь развивают умение анализировать, подсказывают какие знания нужны для решения каждой конкретной задачи и где их можно получить. В случае с решением кризисной ситуации в Красновии, например, по запросу учащегося можно получить видеоконсультацию виднейших дипломатов, имеющих опыт проведения успешных миротворческих операций или операций по освобождению заложников. Однако получить их можно только в том случае, если будет сформулирован соответствующий запрос на подобную информацию.
Стоимость создания обучающих программ нового поколения очень высока — порядка миллиона долларов за каждый курс. Вначале ведущие профессора в этой области составляют учебный план, который содержит перечень необходимых для усвоения разделов знаний. Затем профессиональные сценаристы пишут сценарий увлекательного боевика, основанного на конкретной специфике материала. После этого профессиональные режиссеры снимают видеофильм, для участия в котором приглашаются кассовые актеры Голливуда. Широко используются также и документальные съемки операторов теленовостей. Конечно, от излишней натуралистичности трагического варианта событий создатели видеопродукции воздерживаются, однако эмоциональное воздействие оказывается достаточно сильным. В частности, в случае провала операции по спасению заложников «наказанием» неуспевающему ученику будут не потоки человеческой крови и не отрубленные головы, а едкая сатирическая статья в авторитетной газете, высмеивающая некомпетентность президентских советников.
Впрочем, у д-ра Чанка хватает не только почитателей, но и оппонентов. В частности, Дэвид Нобль, профессор истории Йоркского университета города Торонто, считает, что данные технологии полностью нивелируют роль межличностного общения между учителем и учащимся. Кроме того, все чаще высказываются опасения: дорогостоящие технологии еще больше увеличат социальный разрыв между детьми богатых и бедных родителей. Хотя сам д-р Чанк убежден, что именно бедные больше всех выиграют в процессе внедрения новых обучающих программ. Дать всем детям гарвардское образование не под силу никакому правительству или благотворительному обществу. А вот обеспечить даже самые бедные школы новыми обучающими компьютерными комплексами — задача вполне посильная.
Оксана ПРИХОДЬКО по материалам International Herald Tribune