В школах Украины закончился учебный год, через три месяца за парты сядут первоклассники. Сегодня же их родителей волнует проблема выбора школы. Как не ошибиться с учебным заведением? Люди зажиточные все охотнее выбирают для своих детей частные школы. Здесь ребенок не потеряется среди сотен себе подобных, учителей принимают на работу по конкурсу.
О проблемах средней школы, о достоинствах и недостатках частного образования мы беседуем с Александром Добровольским — директором киевской Александрийской гимназии, по праву считающейся одним из лучших частных учебных заведений Украины. Показательно, что популярность Александрийской гимназии перешагнула границы нашей страны — все чаще иностранцы, приезжающие в Украину, стараются устроить своих детей именно в это учебное заведение.
— Александр Вадимович, а чем, собственно, частная школа лучше обычной, массовой?
— Государственные и частные школы, при общности основных целей, решают несколько разные задачи, да и разными методами. Поэтому результат получается неодинаковый. Поясню: государственные школы во всем мире — это центры массового обучения, обязанные «охватить» всех детей школьного возраста, приобщить к научным знаниям, подготовить к взрослой жизни. В городах такие школы, как правило, рассчитаны на тысячу и более учащихся, велики и учительские коллективы. Для управления большим количеством людей, как правило, применяются командно-административные методы. Учитель играет роль посредника между учебной программой и учеником. Массовая школа сродни поточному производству, технологическому процессу, а поточный метод предполагает унификацию, усреднение. Если кто-то выделяется, он мешает работать. На эту тему есть шутка: «Если бы не дети — школа была бы идеальной». Ученики протестуют против нивелирования личности как могут. Например, парты разрисовывают или уроки прогуливают, дисциплину нарушают. Все это плохо, но зачастую такова реакция на то, что учителя не видят, не слышат, не принимают во внимание неповторимую личность ученика.
Частная школа не должна быть унифицированной, каждый ребенок здесь вправе рассчитывать на понимание и поддержку. Поэтому такие учебные заведения, как и классы в них, должны быть небольшими.
— Это главная особенность частной школы?
— Нет, это только краеугольный камень. Учитывать особенности личности каждого ребенка необходимо для того, чтобы обеспечить ему всестороннее развитие, сделать образованным человеком. Образованность не следует путать с обученностью. Понятие «образование» имеет аналог, например, в немецком языке — «ausbildung». Корень тут один — образ, картина. В украинском языке есть прекрасное слово — «освіта». Соединим значения этих слов и поймем высшую цель пребывания ученика в школе — увидеть четкую, правильную картину мира, озаренную светом знания. В то же время «образованный человек» и сам является законченным, цельным, гармоничным «образом». Понятие «образованный» означает культурный, воспитанный, умеющий себя вести человек. «Умеющий вести себя» — это хорошо собой управляющий, в том числе контролирующий свои эмоции. Проблема средней школы в том, что все признают: ее выпускник должен быть образованным человеком, но при массовом подходе настоящей образованности добиться трудно. Философ Р.Эмерсон метко подметил: «То, чему учат в школах и колледжах — не образование, а только средство для него». Учителя зачастую путают образованность с «крепкими знаниями». Но, как это ни парадоксально, «крепкие знания» могут затормозить развитие человека. Усвоив все разделы школьной программы и уверовав в них, как в истины, ученик рискует навсегда остаться во вчерашнем дне. Изменения в научных знаниях, в обществе, в мышлении человека сейчас происходят так быстро, что информация за пять-десять лет вполне может устареть. Например, живой английский язык меняется так стремительно, что каждые 10 лет учителю нужно проходить основательную переподготовку. Что уж говорить о физике, биологии, экономике или компьютерных технологиях!
— Чему же тогда учить прежде всего?
— Для нас принципиально важно научить школьника решать сложные, комплексные задачи и проблемы. Ведь получение знаний, информации — только часть решения той или иной жизненной задачи. Наша гимназия стремится развивать мышление детей: образное, логическое, интуицию и т.д. Позволю себе процитировать еще одного известного философа — Г.Спенсера: «Великая цель образования — это не знания, а действия». Многие ли могут похвастаться, что именно в школе научились действовать в сложных обстоятельствах, решать не вымышленные, а реальные проблемы?
Тестирование учеников во многих, в том числе развитых странах мира показало, что школьная «наука» недостаточно эффективна. Речь идет не только о незнании тех или иных фактов, правил или теорем, но и о неумении воспользоваться знаниями в жизненных ситуациях. Особенно страдают этим школьники из стран бывшего СССР. А лучшие показатели — у финских школьников. В финской школе — максимум свободы выбора учебных программ, учебников, у тамошних учителей — максимум свободы для творческой самореализации в процессе преподавания.
Александрийская гимназия идет тем же путем. Мы признаем за учителем ведущую роль в учебном процессе, педагоги располагают достаточной творческой свободой. Педагог хорошей частной школы должен быть интересной личностью, интеллигентным человеком, иметь собственное мнение. Без такого учителя я хорошую школу не представляю. Должен сказать, что мы добились достаточной образованности наших учеников, и в этом — заслуга всего педколлектива. Учителя гимназии столько души вкладывают в свою работу, что ученику просто деться некуда, приходится быть образованным. При этом, подчеркну, соответствие украинским государственным стандартам образования — наш долг, закон для нас.
— Нередко приходится слышать: если хочешь сделать из ребенка настоящего джентльмена, его нужно отправить в частную британскую или швейцарскую школу. Так ли это?
— Дети состоятельных родителей растут в достатке, с детства бывают в разных странах. Мамы с папами нередко балуют своих чад, ни в чем им не отказывают. Такое воспитание создает у ребенка опасную иллюзию легкой доступности всего, что пожелаешь. В названных вами Британии и Швейцарии борются с этим строгостью школьных порядков, аскетизмом — простая еда, одинаковая форма, интенсивность физических упражнений. Но, как говорится, не боги горшки обжигают — мы тоже умеем противостоять неправильному воспитанию. Хочу подчеркнуть, что для педагогов Александрийской гимназии выставление честных, справедливых оценок — вопрос принципиальной значимости, дело чести. Мы не позволяем ученикам безнаказанно обижать друг друга, кичиться своим богатством, вести себя некорректно по отношению к педагогам. Толерантность к чужому мнению, иной религии, другой культуре — важный элемент наших традиций. В гимназии царит дисциплина, что вовсе не мешает каждому иметь собственное мнение и свободно его выражать. У нас есть школьная форма, в ее разработке принимали участие гимназисты разных поколений. Мы прививаем ученикам чувство долга и ответственности — перед семьей, школой, страной. У нас учится немало детей из-за границы, и наша школа им очень нравится. Изучение иностранных языков, в особенности немецкого, английского, а также французского — на высшем уровне. Нам помогают зарубежные педагоги, это очень важно.
— Вы довольны достигнутыми результатами?
— Не совсем. Добиться поставленных педагогических целей довольно сложно. Ребенок — не марионетка. Иногда на достижение результата уходят не месяцы, а годы. Долго приходится докапываться до причин нежелания учиться или замкнутости ученика. Но наши усилия не пропадают даром. Когда вспоминаешь выпускников, их достижения, радость, с которой они снова и снова возвращаются в школу… С академической подготовкой тоже все в порядке: наши выпускники, как правило, — лучшие студенты своих вузов. Даже если это —Гейдельбергский университет или Кембридж.