Через несколько недель невакцинированных учителей отстранят от работы и лишат заработной платы. Приказ Минздрава, который вводит такую норму, вступает в силу в начале ноября.
Как человек, являющийся приверженцем вакцинации, я понимаю, что вакцина важна как для каждого в отдельности (уберегает от тяжелого хода заболевания), так и для государства в общем (чем больше вакцинированных в стране, тем меньше смертельных и тяжелых случаев, тем меньше загружены больницы). И учителя, как и остальные граждане страны, должны вакцинироваться. С другой стороны, я не понимаю некоторых вещей.
Почему только учителя попали под пристальное внимание государства? В перечне профессий, подлежащих обязательной вакцинации, всего три категории: работники школ, центральных органов исполнительной власти и местных госадминистраций. Кстати, интересно, а невакцинированных чиновников какого-то министерства или ОГА тоже отстранят от работы без заработной платы?
Обязательная вакцинация учителей объясняется тем, что их болезнь угрожает образовательными потерями (к этому вопросу мы еще вернемся отдельно), а также тем, что они очень контактны и у них более высокий риск заразиться. Ладно, а врачи, водители и кондукторы общественного транспорта, работники метро, продавцы в магазинах, официанты и бармены? Они меньше контактируют? Министр здравоохранения, подписывая приказ об обязательной вакцинации, не вписал туда коллег-врачей, и все догадываются почему: если невакцинированных медиков отстранят, кто будет лечить? Без учителя прожить хоть и сложно, но не смертельно, без врача — страшно. Логика, наверное, такая.
Продавцы и официанты работают преимущественно в частных заведениях, им не очень-то подиктуешь требования. Кстати, интересная деталь: работники школы подлежат обязательной вакцинации, а работники школьной столовой — нет, потому что официально они работают не в школе, а на предприятии, обслуживающем школьную столовую. Где логика?
Конечно, педагогов возмутила такая, как они говорят, дискриминация по профессии. Один директор школы даже подал в суд по этому поводу.
Сейчас Минздрав обещает расширить перечень профессий, представители которых не смогут работать без вакцинации, а с 21 октября ковид-сертификаты или тесты ПЦР будут требовать в транспорте, курсирующем между регионами во всех зонах, кроме зеленой. Причем будут требовать от всех — и пассажиров, и водителей.
Но такие правила не касаются городского транспорта и внутриобластных перевозок. Хотя те, кто ездил в городских или пригородных маршрутках, в троллейбусах и метро, видел там и водителей с масками на подбородке или совсем без них, и таких же пассажиров, в час пик набитых, как селедка в банку. И что, мы спасем страну, если вакцинируются все учителя? Интересная деталь: в транспорте можно будет показывать либо документ о вакцинации, либо ПЦР-тест, а у учителей вариантов нет — только справки о вакцинации. Почему так?
Вторая непонятная вещь — какова логика решений власти в отношении вакцинации? Сейчас растеряны все, никто не знает однозначно, как правильно действовать. Но, избрав и продумав какую-то линию, власть должна ее придерживаться.
По моему мнению, в ситуации с учителями этого нет. Сначала правительство решило, что школы будут работать, если будут вакцинированы не меньше 80% учителей. Невакцинированные могли показать ПЦР-тест.
Потом вдруг несколько руководителей ОГА заявили, что без этих заветных 80% вакцинированных учителей не будет никакого обучения — ни очного, ни даже дистанционного. Об этом объявили одновременно руководители ОГА ряда областей — Киевской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Львовской. Об этом написал в Фейсбуке руководитель департамента образования и науки Одесской ОГА.
«Около 14% учебных заведений области готовы продолжать работать. Остальные с четверга будут вынуждены временно прекратить работу. Такова позиция государственной комиссии ТЭБ и ЧС — онлайн-обучения не будет, — сообщается на официальном сайте Львовской ОГА. — Причиной стал низкий уровень вакцинирования работников учебных заведений, кое-где сознательное саботирование со стороны просвещенцев вакцинальной кампании».
Интересно, чем провинилась дистанционка, почему ее грозились убрать? Я надеюсь, не потому, что боялись, чтобы вирус не передался по Интернету? Или это такие «розги» для учителей?
Если так подумать, то похожими решениями можно сразу двух зайцев убить: и охват вакцинацией увеличить (испуганные родители додавят педагогов), и сэкономить на отоплении закрытых школ (с газом у нас в стране, как известно, проблемы).
При чем здесь газ, скажет кто-то? Наверное, все слышали, что сейчас обсуждается возможность продлить школьные осенние каникулы. Об этом сказал главный санитарный врач Кузин в эфире Государственного радио. «Обычно они длятся две недели, мы сейчас дискутируем о сроке в три-четыре недели», — сказал Кузин. Считается, что основная причина такого решения — предотвращение распространения ковида. Но, по нашей информации из источников в Кабмине, не единственная. Не в последнюю очередь это связано с проблемами с газом и экономией на отоплении школ.
На самом деле осенние каникулы длятся не две недели, а неделю. В Минздраве могли бы расспросить об этом коллег из Минобразования. Длительность каникул и учебных четвертей устанавливают сами школы (читайте образовательные законы), но она должна составлять не меньше месяца. Обычно каникулы суммарно и продолжаются месяц (если не учитывать летние).
Так что, если сейчас осенние каникулы продлят до четырех недель, это будет означать, что многие школы исчерпают почти весь запланированный лимит отдыха на учебный год. А что делать зимой, весной? Может, уже лучше дистанционка, чем ничего?
Чиновники должны утвердить какое-то решение и предупредить учителей, ведь нужно будет пересмотреть планирование уроков, уплотнить программы, поразмыслить, как организовать обучение, в каком формате. Если этого не сделать своевременно, общество сделает крайними педагогов.
Ну, а что касается дистанционки, то власти действительно надо бояться ее как огня, чтобы не напоминать лишний раз о призраках. Призраки — это неотснятые до сих пор в полном объеме уроки для Всеукраинской школы онлайн (те, что должны были появиться до 1 сентября). На сегодняшний день там не завершен ни один предметный учебный курс, а уроков для младшей школы нет вообще. Это — до сих пор не закупленные ноутбуки для учителей, которые в народе уже прозвали «ковидными». Вот где начинаются настоящие образовательные потери от карантина, и зависят они не от педагогов.
Еще одна деталь о логике действий правительства: в июле Кабмин принял решение, что школы будут работать, если будут вакцинированы 80% их работников, а в августе Минэкономики на своем сайте разместило письмо, в котором подробно, со ссылкой на законы объяснило, почему требование об обязательной вакцинации незаконно. Именно этим письмом сейчас размахивают учителя, которые не хотят вакцинироваться, и спрашивают: что имеет большую силу — приказ министра Ляшко или законы Украины? Очевидно, следовало бы разъяснить людям эту ситуацию и при необходимости внести соответствующие изменения в законы.
У нас исторически никогда не доверяли власти и законам, а теперь и подавно. Предыдущие волны ковида показали, что в сложные времена можно опираться только на себя, у государства не хватает ни кислорода, ни больниц, ни взвешенных решений.
«Помните, как в начале пандемии нас всех не пускали в парки? Мы, как идиоты, сидели дома, а чтобы погулять с детьми на свежем воздухе, выезжали за город в поля. А потом пан Ляшко (тогда санврач) сказал, что это было сделано просто для «психологического эффекта». Откуда мы знаем, может и с настоящим приказом Минздрава об обязательной вакцинации так же», — не один раз я слышала от учителей.
Еще одна важная вещь, которую не хочется ни слышать, ни видеть, но о которой нельзя молчать. Это аргументы, с которыми кое-кто из педагогов принципиально отказывается от прививки. Неужели такое возможно? Я сейчас имею в виду не тех, кто не может вакцинироваться по состоянию здоровья. И не тех, кто в принципе за вакцинацию, но возмущен способом «выдавливания» ее из учителей.
Педагоги-антивакцинаторы, как, в принципе, и другие граждане, слушают «одного доктора в соцсетях, — он такой позитивный», «адвоката, написавшего в Фейсбуке, что ношение масок вызывает туберкулез, а вакцина убивает, и нет никаких исследований ни о масках, ни об эффективности вакцин». На предложение почитать исследования или хотя бы некоторые науч-поповские статьи, звучит категорический отказ: «Не надо, что там читать? Давайте прекратим дискуссии, у вас свой взгляд, у нас свой». «С каких это пор вакцинация стала социальной обязанностью? Обязанность — это не нарушать уголовный и административный кодексы, все прочее — наше личное дело».
Если собрать вместе распространенные страхи перед прививкой, они будут выглядеть так: вакцинация — это чипирование, это просто зарабатывание денег и всемирный мятеж; на нас проводят эксперимент; у женщин, уколовшихся вакцинами, изменится РНК, и они будут рожать уродов (в конце концов, можно вакцинироваться CoronoVac’ом, но об этом почему-то не вспоминают).
Конечно, далеко не все так думают, но то, что среди учителей, которые преподают научные дисциплины и должны формировать у молодежи критическое мышление и мировоззрение, есть такие — печально. «Невакцинированные из-за 5G и чипирования — это следствие уроков химии, где рак лечат содой», — комментируют ситуацию родители.
Даже несмотря на угрозу остаться без зарплаты, некоторые учителя не собираются вакцинироваться. В соцсетях расползаются видео с советами «специалистов», как избежать прививки. Кое-кто откровенно говорит, что будет искать возможность купить справку.
Есть и просто возмущенные. Это яркий пример того, к чему приводит закручивание властью гаек: «Я за вакцинацию и планировал прививаться, но когда в стране началась эта истерия, решил в ней не участвовать. Это унизительно», — говорит знакомый учитель.
Но чрезвычайно радует, что среди педагогов много и таких, кто поддерживает вакцинацию. «Я учитель биологии. И училась успешно. Хорошо знаю, что такое вакцинация и какова ее роль. Прочитайте историю вакцинации». «Вакцинация — маразм? Но маразм — это переполненные больницы, полуживые от усталости врачи, одна из наивысших в Европе смертность от ковида и убитая экономика».
«А что делать с правами тех, кто вакцинировался? Их нарушают антивакцинаторы (именно те, кто не вакцинируется не по состоянию здоровья, а из-за угрозы чипироваться и т.п.)».
Последний комментарий хочу подчеркнуть особо. Мы часто слышим и в транспорте, и в людном месте: «Не ношу маску, потому что мое тело — мое дело», «Не вакцинируюсь — мое дело, Конституция охраняет мои права». В метро и магазинах такие люди стоят без масок, гордо глядя на окружающих. А как быть с правами тех, кто заражается от них, чье право на жизнь они нарушают?
Когда я вижу таких молодых, сильных, уверенных в себе и своих правах без маски даже на подбородке, так и хочется сказать: «Ты-то выкарабкаешься в случае чего. Пару недель поболеешь и будешь как огурчик, а вот эта бабушка, которая сидит рядом с тобой, безмасочным, может, и нет».
Ну что же, увидим, чем закончится история с вакцинацией учителей. Уже сейчас видно, что власть с колес совершенствует свои решения, и это плюс. Вдогонку приказу Минздрава готовятся решения, чтобы учителям, которые не могут вакцинироваться по состоянию здоровья, таки позволили работать. Также рассматривается вопрос о вакцинации несовершеннолетних.
Но все шаги власти должны быть последовательными, понятными, с разъяснениями. Все решения нужно объяснять, а запугиванием и непродуманными действиями мы достигнем противоположного эффекта. Люди должны знать, что все: a) законно; б) полезно; в) продуманно. Они должны чувствовать компетентность, силу и уверенность, исходящие от государства.
Что касается популяризации вакцинации, то нужно собрать наиболее распространенные страхи и клише, и пусть в коротких видеороликах их прокомментируют министр здравоохранения и условный врач Комаровский, то есть все люди, имеющие формальное и неформальное доверие общества. По всем каналам должны идти доступные, понятные, ответственные ролики, объясняющие необходимость вакцинации и развеивающие страхи.
Или власти страшно взять на себя ответственность за это?
Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.