«Выезжай — у тебя двое детей, кому нужны ваши голодные рты во время войны?» — настойчиво советовала мне подруга после начала полномасштабного вторжения. Эти слова резали по живому: почему я должна уезжать со своей земли? Неужели где-то буду нужна больше, чем здесь? Но что меня держит? Каковы на самом деле мои чувства к Украине? Кто я есть?..
Эта война возвысила понятие национальной идентичности. Множество людей почувствовали себя украинцами в тот момент, когда у них попробовали отнять их украинство. Ощущение своей страны наполнилось искренностью и действенностью. Размышления о патриотизме собственном и коллективном привели меня к семинару под выразительным названием «Як любити цю країну без кокаїну, нафталіну та інших допоміжних речовин».
Что такое чувство патриотизма и как растить его в детях, рассказывает автор семинара, педагог Валентина Мержиевская.
— Валентина, в первую очередь хочется узнать, как появилось такое красноречивое название?
— На самом деле фраза «Я люблю цю країну навіть без кокаїну» — это строчка из стихотворения Сергея Жадана. А выражение «пропахнуть нафталином» означает нечто устаревшее, неактуальное, неинтересное. Название говорит, что патриотизм должен быть живым, а воспитание его должно быть ярким и современным, с привлечением, с проживанием.
— Вопрос патриотизма архиактуален и вместе с тем опасен, потому что поляризует и разделяет нас на патриотов «настоящих» и «ненастоящих». Почему разговоры о патриотизме так электризуют?
— С одной стороны, этим чувством легко манипулировать, когда один человек собирается принудить другого к определенному действию или просто даже эмоции — дескать, ты же патриот! С другой — оно связывается с обязанностью: если ты это чувствуешь, то теперь тебе нужно… (мобилизоваться, перейти на украинский, не выезжать за границу и тому подобное).
Люди, которые из чувства патриотизма встали на защиту страны, проживают сознательное приближение к смерти. Все воины во все времена чувствовали особое эмоциональное состояние, определенный подъем — сочетание ощущения своего назначения и ценности момента. А те, кто сами воинами не являются, подражают этому пафосу без внутреннего наполнения. И когда говорят о нем, это несоответствие ощущается. Как быть? Решиться на переосмысление и диалог. Выбирая такой tone of voice, который не будет вызывать отторжения, не будет провоцировать вину и накручивать эмоционально.
— Приказом МОН утверждены мероприятия по реализации Концепции национально-патриотического воспитания в системе образования Украины до 2025 года. Иначе говоря, педагогов украинских школ обязали обеспечивать патриотическое воспитание. Но ни одному человеку из моего круга общения идея таких уроков в школах не нравится…
— Я посмотрела семинар для учителей, как заниматься патриотическим воспитанием, и, честно говоря, он меня больше огорчил, чем вдохновил: слишком много пафоса и драматизма. Что, по мне, больше мешает, чем помогает. Чувствуется, взрослые сами толком не понимают, что же такое этот патриотизм. А дети очень чувствительны к имитации. Впрочем, с этим можно и следует работать. Возьмем, например, патриотические уголки в детсадах и школах. Если привязать содержание этих уголков к жизни современных детей, они сработают. Если верить прогнозам, до 2050 года 78% нас с вами будет жить в городах, так что стоит ли ставить в центр экспозиции сельский домик с подсолнухами? Он не будет ассоциироваться у детей-горожан с их жилищем. Как и представленные обычно ролевые модели — крестьяне и казаки. У нас есть еще интеллигенция, ученые, предприниматели. Надо ввести их в декорации уголка и показать, что украинцы не только землю пашут, но еще и изобретают, снимаются в Голливуде и запускают стартапы. Мы просто должны знать, куда двигаться. И свое видение патриотического воспитания я адресую в первую очередь взрослым, потому что научить чему-то детей, подростков можно только тогда, когда ты сам для себя в этом разобрался.
— Честно было бы поинтересоваться, есть ли запрос на патриотизм у самих детей. Им такие уголки и такие уроки вообще нужны?
— Да, запрос есть, а во время войны — актуализированный. Дети, как и взрослые, тоже проживают чувства к Родине и хотят отрефлексировать, высказаться, «выплеснуть эмоции». С 12–13-летками и старшими можно говорить без намеков. Ведь они уже точно знают, что просто сейчас идет война. Можно проговорить с ними, что после нашей победы Россия как соседнее государство со своими захватническими намерениями никуда не денется. Так что нужно быть готовыми ко всему. Подумайте вместе с подростками над их вкусами и будущими профессиями. Хорошо, если их навыки понадобятся и в мирной жизни, и во время возможного нападения. Подведите детей к идее о многослойности войны: кроме солдат, которые дают отпор непосредственно оружием, есть и те, кто разрабатывает военные технологии, обеспечивает снабжение, питание, информационное сопротивление и тому подобное. Каждый может попробовать выбрать себе дело по душе в любых условиях.
Когда я советую говорить со школьниками языком фактов, я имею в виду прямоту и однозначность высказывания. Нельзя накручивать эмоционально или подстрекать к злости, ненависти, мести. Мозг детей активно развивается, и префронтальная кора, которая обеспечивает адекватную оценку рисков, у них еще не сформировалась. Поэтому подтолкнуть молодого человека к действиям, за которые он еще не способен нести ответственность, легко. Но имеет ли взрослый на это право?..
Наша задача — отвечать на вопросы и запросы детей и подсказывать конкретные действия, в которых детский патриотизм может быть воплощен.
— Сейчас дошкольники и школьники по всей стране собирают военным посылки — рисуют рисунки, лепят или плетут ангелочков, пекут печенье, даже собирают деньги…
— Это своевременно, это уместно, это именно то, что нужно. Так дети чувствуют, что делают что-то для победы, и таким способом благодарят воинов. Очевидно, что после победы нам понадобятся другие ритуалы, через которые мы будем говорить об этой войне и чествовать наших воинов. А вот организовывать встречи с ветеранами и волонтерами можно и сейчас, и в будущем. При этом важно подавать информацию в форме, которую воспримут дети. Чтобы человек не сказал в финале что-то травматическое. Поэтому ветеранов перед такими выступлениями нужно готовить, проговаривая тезисы разговора и заключительные пассажи.
— Как быть с патриотизмом в младшем возрасте?
— Детям до 10–12 лет сознательные вещи не очень нужны. Об ощущении своей страны они еще не думают — как можно лучше подойдет погружение и влюбленность в культуру. Малышей очень хорошо водить на ремесленные мастер-классы, например по гончарству, петь вместе какие-то аутентичные песни, праздновать народные праздники, читать им произведения украинских писателей, путешествовать по Украине и тому подобное. То есть всесторонне создавать позитивные ассоциации, тогда Украина запечатлится в их сознании теплыми воспоминаниями, которые будут питать патриотизм всю жизнь. Конечно, для старших детей это тоже прекрасно работает.