Нужен надежный шлагбаум

08 мая, 2020, 17:30 Распечатать
Отправить
Отправить

Как не допустить в школы некачественные учебники.

Нужен надежный шлагбаум
Картинка из учебника «Основы семьи»

"Благодаря контрацепции сексуальность становится товаром".

Вы удивитесь, но это цитата из учебника "Основы семьи" для 10–11 классов. Того самого учебника, который в начале этого учебного года наделал много шума. Минобразования пришлось убрать его из школ и отправить на экспертизу. И вот теперь скандальный учебник имеет все шансы вернуться. По крайней мере, об этом оптимистично заявил его автор Адриан Буковинский. Кроме того, есть вывод научно-методической комиссии при МОН, который рекомендует этот курс для школы.

В МОН открещиваются от учебника и отмечают: окончательное решение еще не принято, курс "Основы семьи" министерского грифа не имеет, уже изданными экземплярами пользоваться в школах нельзя, а переиздание этой книги должно учесть все замечания экспертов.

Мы решили разобраться в ситуации и выяснить, почему так случилось. Мы - это родительская общественная организация "Родители SOS". Ведь в последнее время к нам поступает много обращений от обеспокоенных родителей. Да и вопрос качества школьных учебников давно назрел и ожидает решения. В этом смысле история с учебником "Основы семьи" весьма показательна. Она в который раз продемонстрировала несколько проблем.

Проблема с содержанием учебников.

Скандальный курс "Основы семьи" приостановили в ноябре 2019 года, чтобы провести антидискриминационную экспертизу, потому что слишком много было нареканий на антинаучный и христианский компонент. Примеры - на фото.

И когда автор учебника заявил о возвращении этого курса в школы, стало интересно, где же выводы и замечания антидискриминационной комиссии. Полгода мы слышали, что она работает, все обрабатывает и изучает, и тут вдруг накануне майских праздников - новость.

После того, как родители высказали серьезное возмущение, Министерство образования обязало свой Институт модернизации и содержания просвещения сделать достоянием гласности все материалы этой экспертизы и аргументы автора в ответ на них.

Вторая проблема - в принуждении изучать тот или иной школьный курс без права выбора. Несмотря на новые законы и реформы, эта традиция до сих пор процветает в школах. И все потому, что родители не знают своих прав.

Например, курс "Основы семьи" - это вариативный курс образовательной программы (то есть курс по выбору), хотя он и влияет на оценки в табеле.

Вообще вариативная составляющая учебных планов (дополнительные уроки) используется с разной целью: для усиления школьных предметов (дополнительные занятия по математике, физике, английскому и т. п.), введение факультативов, курсов по выбору, расширяющих выбранную учебным заведением специализацию, либо курсов мировоззренческого направления (этика, риторика, родной край, хореография и т. п.); индивидуальных занятий и консультаций. В нашем случае эти часы могли пойти на курс "Основы семьи".

По новому Закону "О полном общем среднем образовании" школа должна ознакомить родителей с разными предложениями о том, какие курсы они могут выбрать для своих детей на следующий учебный год, и принять во внимание их решение. Причем, если родительская община одного класса не единодушна, закон позволяет создавать межклассовые группы для изучения избирательных предметов, когда дисциплину слушает не один класс, а сборная группа из учеников классов одной параллели и сопредельных классов.

Но, очевидно, школы к этому совершенно не готовы. Реалии таковы, что родителей никто не спрашивает. В начале сентября их просто ставят перед фактом о вариативной части, которую учебное заведение выбрало без них и уже утвердило на педсовете. Хочу напомнить, что прозрачность учебных заведений предусмотрена статьей 30 Закона "Об образовании". Учебные заведения должны интересоваться мнением родителей, и это точно важнее, чем собирать родительское собрание исключительно для сбора средств. Поэтому хочу посоветовать небезразличным родителям уже сейчас поинтересоваться планами школы на следующий год.

Возвращаясь к курсу "Основы семьи", важно сказать, что эксперты отметили в нем христианский компонент. Конечно, в этом факте никакой крамолы нет. Однако если бы курс назывался, скажем, "Основы христианской этики", то согласно приказу МОН №405 от 20.04.2018 года это был бы не просто курс о семейной этике, а курс духовно-морального направления. Это означает, что его вводили бы лишь при условии письменного согласия родителей всех учеников класса и только при наличии подготовленного учителя. А это значительно сложнее сделать, потому что курсов духовно-морального направления, одобренных к использованию в школах, огромное количество, и неизвестно, какой из них выберут родители.

Между тем, отсутствие в названии курса намека на религию позволяет преподавать его даже тогда, когда не все родители на это согласны, - достаточно восьми заявлений родителей. Да, как это делается для английского, физики или математики, согласно Закону "Об образовании". Причем это могут быть желающие из разных классов - из них будет создана отдельная группа.

Название "Основы семьи" позволяет избежать и многих других сложностей. Например, автор курса не признает замечаний экспертов относительно нарушений в этом курсе статьи 35 Конституции, настаивая, что речь идет именно о семейных ценностях.

Напомню, что упомянутая статья Основного Закона страны делает ударение на свободе мировоззрения и вероисповедания, на отделении церкви от государства. В наших школах учатся дети разных вероисповеданий, и если мы строим толерантное демократическое общество, нельзя навязывать какой-либо один "правильный" религиозный взгляд.

Третья проблема знакома до боли. С ней давно борются родители. Дело в том, что и учебник, и тетрадь по курсу "Основы семьи" платные, потому что государство их не печатает. Поэтому, выбрав этот курс, родители должны приобрести учебные материалы за 250 грн у ФЛП Буковинский А.И, принадлежащего автору курса, да еще и печатающегося фирмой, соучредителем которой он является.

Однако напомню пункт 7 статьи 11 Закона "О полном общем среднем образовании": "Государственные и коммунальные учебные заведения реализуют образовательные программы за средства государственного, местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством, и не могут реализовывать или обеспечивать (полностью или частично) свои образовательные программы за средства родителей и/или учеников". И это может стать серьезной проблемой для руководителя заведения, если кто-то из родителей пожалуется на принуждение.

Четвертая проблема в самой процедуре предоставления грифов для учебников, ее прозрачности и объективности. Гриф - это фактически разрешение на использование книги в школе. Он должен помогать отобрать качественные учебники и не допустить в школы те, которые не отвечают требованиям.

Но не секрет, что гриф не всегда срабатывает как предохранитель, и уже давно ведутся разговоры о том, что процедуру грифования нужно менять.

Пример с учебником "Основы семьи" ярко это демонстрирует. Так, в апреле 2020 года состоялось заседание научно-методической комиссии по проблемам воспитания детей и учащейся молодежи Научно-методического совета по вопросам образования МОН. Согласно протоколу №2 комиссия приняла решение: "Восстановить действие одобрения на использование в заведениях общего среднего образования образовательного комплекса "Основы семьи" для учеников 10–11 классов (автор Буковинский А.И.) при условии переиздания".

Однако интересно, что в состав комиссии, одобрившей к использованию курс "Основы семьи", входит рецензент книг Буковинского. Более того, она тоже когда-то написала курс "Семейные ценности", который еще в 2016 году Министерство образования запретило из-за тех же граблей, что и "Основы семьи".

Интересно, что по сравнению с первой версией, которую не допустили в школы, пан Буковинский внес в свой курс несущественные правки вроде "заменили "семья" на "брак". О чем сам заявил публично. Но одобрение получил. Вопрос: зачем тогда нужны комиссии и методические советы?

И вишенка на тортик - 4 мая МОН сообщило, что научно-методические комиссии, одна из которых одобрила учебник "Основы семьи", прекращают свою работу. Более того, до июля 2020 года должен быть введен новый порядок грифования, в том числе одобрения учебных материалов. Этот порядок уже прошел общественное обсуждение, то есть решение об "Основах семьи" было принято буквально под занавес. Потому что в новом порядке предусмотрена процедура отмены грифа, а в комиссию "не могут входить авторы учебников (в том числе электронных), гриф которым предоставлен на протяжении последних пяти лет, и представители издателей (производителей, поставщиков), близкие лица указанных лиц, круг которых определен законодательством". Соответственно в отчет общественного обсуждения добавлено: "…пункт 4 раздела IV проекта Акт дополнен абзацем вторым такого содержания: "Антидискриминационная экспертиза осуществляется с целью предотвращения и противодействия любым формам дискриминации, насилия и эксплуатации, унижения чести и достоинства, буллинга (травли), пропаганде и агитации, которые могут нанести ущерб участникам образовательного процесса".

Ну что же, надеемся, мы успеем получить ответ и на вопрос, как вообще государство может одобрять к использованию в государственных и коммунальных учебных заведениях такие курсы, которые не собирается обеспечивать материально, то есть покупку учебных средств снова перекладывает на родителей.

То есть выводом из всей этой истории должно стать осознание того, что гриф и одобрение учебных материалов к использованию в школах - это шлагбаум на пути учебника в школу. Он должен открывать дорогу лишь качественным учебным материалам, а не помогать закрывать глаза на бизнес на школах с откатами и принуждение под лозунгом "это все для ваших детей". Ведь не секрет, что издательства часто стимулируют учебные заведения процентами от выручки за приобретенные родителями тетради и книги.

Это дело государственного значения, и те, кто стоит возле шлагбаума, должны поднимать его лишь после качественной проверки, а не за конфетки, прянички или красивые глаза.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК