!..
Не в здании бывшей хоть как-никак оборудованной школы, а практически с нуля, с двух кабинетов в помещении Дома технического творчества детей и юношества Радянского района Киева начинался в 1995 г. лицей «Универсум». Конечно, не без помощи «взрослых» - факультета авиационных и космических систем и факультета довузовской подготовки Национального технического университета «КПИ». А прошлым летом он обрел свое собственное помещение - в бывшем детском садике возле метро «Политехнический институт». Директор Сергей Сурма (по образованию историк, потомственный педагог) именно к этому и стремился. Лицей в здании школы - та же школа. Поэтому нужен был свой дом, новый, с новыми отношениями и традициями, со своим лицом и своей атмосферой.
В этом лицее не предлагают платных «дополнительных образовательных услуг». Только широкая фундаментальная подготовка, без заноса в стадию вузовского обучения. И еще - доброжелательный психологический климат, который в наше нервное время в средних школах отсутствует почти повсеместно. Как сказал один мальчик, «здесь учителя относятся к ученикам как к друзьям». Добавлю - независимо от их способностей. Ребенка здесь воспринимают как личность, а не как машину для поглощения знаний: хватает мощности - годишься, нет - иди гуляй.
В одиннадцатых классах работает факультет довузовской подготовки НТУ «КПИ», но лицей называется «Универсум», поэтому приоритетных дисциплин нет. Классно-урочная система, в основе которой лежит сообщение знаний, заменена так называемой модульно-развивающей, разработанной заведующим кафедрой экспериментальных методов обучения Киевского института усовершенствования руководящих кадров образования Анатолием Фурманом. Эта система разделена по виду психологической деятельности на ряд этапов, от мотивации и усвоения темы до понимания, размышления и творческого решения как для учащихся, так и для учителя. На завершающем этапе ребята могут создавать свои мини-учебники. А учитель, после сообщения на доверительном уровне, без оценок, делает выводы для себя и таким образом тоже учится.
Естественно, набор учителей проходит на конкурсной основе. Сюда попадают те педагоги, которым не лень скрупулезно оценивать рост учащихся по 30-балльной шкале и готовить нестандартные задания для проверки усвоения и осознания пройденного, учителя, которым интересно учиться самим. В лицее работает инновационный семинар для учителей, который ведет заместитель директора по научно-методической работе Владимир Королев.
А лицеисты проходят обязательную, давно всеми позабытую, летнюю трудовую практику. Они вместе благоустраивают свой общий дом. Это их сближает, рождает чувство коллективизма, взаимопомощи. Внеурочная воспитательная работа проходит в трех клубах - «Космос», «Что? Где? Когда?» и «Интересные встречи».
По приглашению последнего клуба в гости к ребятам недавно приезжал летчик-космонавт Украины Леонид Каденюк. Отвечая на их вопросы, он рассказал о перспективах развития космической отрасли в Украине, о ее влиянии на экономику страны, о перспективах плавучих космодромов и готовящейся украинско-американской программе «Морской старт». Космонавт был удивлен широтой интересов столь юной аудитории и вопросами, которых он не ожидал услышать, а учителя - удовлетворены наглядными результатами своего труда.
В этом году лицею «Универсум» предложил сотрудничество Украинско-американский висконсинский университет. Набираются два платных класса, 8-й и
10-й, в которых детей будут целенаправленно готовить для поступления в этот международный вуз и дальнейшей учебы за рубежом. «Что ж, - заметил директор лицея, - пусть богатые помогают бедным». Эти классы помогут привлечь потенциальных спонсоров. Ведь лицей молодой, нужно оборудовать физический и химический кабинеты, тренажерный зал, пополнить библиотеку. Кстати, у этого коллектива уже есть своя традиция. Каждый выпускник, уходя, оставляет лицею какую-нибудь свою книгу. А в этом году двое ребят, Сергей Черепов и Глеб Скляр, с помощью родителей подарили своей альме-матер собственную страничку в Интернете. Пока что это единственный случай в системе украинского образования.