Разработка современных учебников и методических материалов, соответствующих требованиям и стандартам высших и средних учебных заведений, по-прежнему остается актуальной темой.
К учебнику предъявляются традиционные требования: возможность развития самостоятельной творческой деятельности ученика; уровень научности учебника не должен мешать доступности текста для восприятия и запоминания, учебник как воспитательный элемент в руках учителя. Но даже выполнение всех требований не дает гарантии получения хорошего учебника. Остается еще спор относительно идейной основы, которая, по мнению одних, должна быть объединением национального, гуманитарного и европейского, а с точки зрения других - базой для воспитания должно быть украиноведение.
Учебник-хрестоматия украинской литературы XX века «Живица» (в двух книгах) был издан в рамках выполнения программы «Украиноведение в системе образования, науки и культуры», профинансированной Кабинетом министров Украины и возглавляемой директором Института украиноведения П.Кононенко. После хрестоматии украинской литературы «Дніпрова хвиля», сыгравшей в свое время большую роль в развитии самосознания молодого поколения, двухтомник «Живицы» на сегодня является наиболее удачным и полным изданием.
Творческий коллектив около трех лет работал в архивах Музея литературы, Института литературы им. Т.Шевченко и Центральной научной библиотеки им. В.Вернадского над составлением и выпуском книги в свет. Статьи по творчеству писателей были написаны с точки зрения современного их прочтения такими известными литературоведами, как лауреат Шевченковской премии М.Наенко, члены Союза писателей Украины Л.Задорожная и И.Семенчук, литературоведы - М.Конончук, Н.Бондар, Т.Конончук и другие. Ведь именно двадцатое столетие остается наименее исследованным и представленным в литературном плане в учебных заведениях в необходимом объеме, поэтому составители хотели как можно полнее отобразить колоритную картину от истоков до современности. Далее по тексту идут произведения, которые менее доступны, чем печатавшиеся ранее в учебниках и хрестоматиях. Так, дневниковые записи А.Довженко не издавались отдельно и в «Живице» они представлены впервые.
Много внимания уделено в книге реабилитированной и возвращенной литературе. Была собрана и обобщена литература, имеющаяся только в журнальных вариантах, недоступных в отдаленных от центра школах. Следует заметить, что у многих писателей выходили только единичные произведения или книги. Данная хрестоматия облегчит школьникам поиск художественных произведений Богдан-Игоря Антонича, Т.Осьмачки, Б.Лепкого, Е.Маланюка. «Живица» пополнила литературные источники, которые несколько лет назад можно было почерпнуть из «Библиотеки украинской литературы» издательства «Дніпро». Сегодня эта библиотека выходит крайне нерегулярно и не все авторы в нее включены.
В хрестоматии нет механического подбора текста, книга составлена так, что при чтении чувствуешь целостную канву произведения. Круг писателей и их произведений в учебнике-хрестоматии можно было бы расширить, но одним из условий Министерства образования Украины было наиболее полное представление школьной программы.
Даже если из-за своей объемности книга и получилась убыточной для издательства, то благодаря оформлению, качественной бумаге и подобранным материалам она стала образцом учебника для школы.
Как И.Франко завершил XIX век и начал своими гениальными произведениями век XX, так и создатели «Живицы» имеют в планах завершить «Живицей-3» наше столетие и подвести итоги современного литературного процесса в Украине, введя в новую книгу имена и произведения писателей, которые сегодня непосредственно творят украинскую литературу.