НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ: ОЧЕРЕДНЫЕ ПОТЕМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ?

15 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 15 декабря-22 декабря

В своем недавнем интервью популярной столичной газете министр образования и науки Украины Васил...

В своем недавнем интервью популярной столичной газете министр образования и науки Украины Василий Кремень на вопрос «Нельзя ли для выпускников сделать исключение из 12-балльной системы и доучить их по старой пятибалльной?» ответил следующим образом: «Мы ни в коем случае не обидим детей, ведь при любом реформировании системы образования в центре внимания — ребенок, школьник, студент! А делать исключение для выпускников, на мой взгляд, нет никакой необходимости». Корреспондент «ЗН» решила выяснить: что думают по этому поводу сами одиннадцатиклассники и их учителя? Как вообще школьники и педагоги восприняли новую систему оценивания?

Скажу честно, пообщавшись со старшеклассниками трех киевских школ, я не встретила ни одного довольного нововведением. Особо «теплое» отношение к 12-баллке у выпускников. Слово — Вадиму Дубенко и Александру Янову, одиннадцатиклассникам столичной специализированной школы № 92:

— Когда мы узнали о критериях оценивания, нашу реакцию можно охарактеризовать одним словом — шок, — говорит В.Дубенко. — Ведь получается, что «12» может получить какой-то суперчеловек, идеально знающий теорию, при устном ответе ни разу не запнувшийся, а в письменной работе не сделавший ни одного исправления, имеющий собственное оригинальное и при этом аргументированное мнение.

Раньше за месяц мы получали много «пятерок». Сейчас «двенадцатки» имеют единицы. Учителя боятся ставить самый высокий балл, поскольку до него редко дотягивают даже один-два ученика на всю параллель. Таким образом, если до введения 12-баллки на медаль в нашем классе шли три человека, то теперь, скорее всего, медалистов вообще не будет. Новая система оценивания — медвежья услуга одиннадцати-классникам. К ней нужно привыкать, начиная с пятого класса. Нам же сейчас очень тяжело перестраиваться.

— Это нововведение очень мешает готовиться к поступлению в вузы, — подключается к разговору А.Янов. — Ведь чтобы заработать «12», проштудировать учебник и вызубрить все, рассказанное на уроке учителем, недостаточно. Нужно серьезно поработать с дополнительной литературой, проанализировать всю информацию, прийти к собственным умозаключениям. Но поскольку все мы ходим на подготовительные курсы, занимаемся с репетиторами, на тщательнейшую подготовку абсолютно всех предметов просто не хватает времени. Значит, нечего и мечтать о двенадцати баллах.

— Сама по себе идея двенадцатибаллки очень хорошая, — убеждена учительница биологии киевской среднеобразовательной школы №301 Алла Павленова. — Раньше очень раздражало, что та же «четверка» была практически безразмерной: ее ставили и за весьма слабенький и за очень хороший ответ. Новая же система дает возможность по-настоящему дифференцировать знания ребят, но сам процесс ее введения не выдерживает никакой критики. Как можно внедрять 12-баллку посредине учебного года, при этом ничего не подготовив?! Ведь вся прежняя методика оценивания разработана под пятибаллку. И вот так сбросить, как снег на голову, новую систему, не дав учителям хотя бы год на подготовку, не апробировав ее прежде на нескольких школах, — это абсурд.

Кроме того, введение 12-баллки предусматривает еще несколько новшеств. Теперь текущие оценки не влияют на тематические и семестровые. Дети тут же сделали вывод: ничего не будем делать, станем жить по студенческому принципу — от сессии до сессии... Но даже не это главное. Чтобы учитель мог выставить тематическую оценку, ребята должны написать контрольную. Тема проходится за 3—4 урока, то есть практически каждое четвертое занятие школьникам надо за нее отчитываться в письменном виде. Таким образом у каждого из нас, педагогов, раз в пять увеличился объем проверяемых работ. Соответственно, существенно урезана возможность качественно готовиться к следующему уроку.

Тематические оценки разрешили пересдавать. Идея прекрасная, но, как правило, 50—60% детей хотят улучшить свой балл, поскольку первую контрольную пишут плохо. Следовательно, нужно писать вторую контрольную либо опрашивать ребят устно. Сначала я пробовала опрашивать. Но по новым критериям, чтобы точно выставить школьнику оценку, нужно задать примерно двенадцать вопросов, на все про все уходит минимум пятнадцать минут. То есть трачу целый урок максимум на четырех учеников, желающих улучшить свой балл,— во внеурочное время пересдача запрещена. В классе — 40 мальчишек и девчонок. Представьте на минуточку: сколько времени уйдет на пересдачу только одной темы! Значит, устный опрос отменяется, уходит в прошлое непосредственное общение учителя и ученика, теряется один из главнейших компонентов образования. Педагоги становятся чем-то вроде регистрирующих автоматов: задали тестовые задания, проверили, повторили процедуру и т.д. Очень бы хотелось посмотреть, как бы те, кто все это придумал, сами проводили уроки, умудрялись все успевать — и объяснять сложнейший материал, и давать возможность улучшить оценку по старой теме. Поработав на нашем месте, многоуважаемые господа реформаторы поняли бы: воплотить их идеи в жизнь — нереально. Вообще создается впечатление, что инициаторы всех вышеперечисленных новшеств никогда в школе не работали.

Мало того, зачем вообще нужны 12 баллов, если их запрещают ставить? Нам, по крайней мере, говорили так: в школе может быть один ребенок, имеющий «12», а может и не быть ни одного. И, действительно, «12», согласно критериям, в состоянии получить, по меньшей мере, новый Менделеев, Лобачевский или Дарвин. Сейчас вроде бы обещают новые критерии, но мы даже не дожидаясь их ставим высший балл тем, кто твердо знает школьную программу. Поскольку гении — не наше дело. Мы работаем в нормальной школе, а не в заведении для особо одаренных детей. И когда «12» недостижимо, и дети это понимают, у них опускаются руки.

Тем, что ввели 12-баллку и для одиннадцатиклассников, сильно обидели выпускников. Ребята теряют медали, очень тяжело переживают это, жутко расстраиваются, некоторые даже не хотят жить. Да- да, я не преувеличиваю, бывает, дело доходит и до суицида. Это чрезвычайно серьезная проблема, ее обязательно нужно подымать. И ведь мало того, что «12» по нынешним критериям — недостижимая высота, так еще получить медаль может человек, у которого 80% «двенадцаток» в аттестате. Уверяю вас: такого индивидуума попросту нет в природе — одновременно великого химика, физика, математика, гуманитария, биолога и историка. Особые способности бывают к одному, максимум — двум предметам. Таким образом очевидно: критерий получения медалей абсолютно не согласован с критериями системы оценивания.

Мне вообще кажется, что все нововведения — нечто из разряда «надо хоть что-то делать». Но вот «что делать?», толком никто не знает. Взяли первый попавшийся европейский образец и давай его внедрять. Вместе с тем, есть же масса по-настоящему первоочередных проблем: ежегодно усложняются программы, учебники перегружены настолько, что не у одних детей — у преподавателей волосы становятся дыбом. Скажем, в пособии по биологии для восьмого класса я нашла целые куски, один в один повторяющие... мои конспекты лекций пятого курса биофака! Точно такая же картина и по географии, истории, математике. По учебникам преподавать невозможно, детям становится плохо от обилия терминологии, которую с ходу не «расшифрует» и выпускник пед-института. Как результат — масса ребят перестает учиться эдак класса с седьмого. А теперь и вовсе можно сидеть и ничего не делать — в следующий класс переведут и с одним баллом. Вдумайтесь, кого мы будем выпускать?..

В завершение приведу мнение человека, занимающего далеко не последнюю должность в образовательном секторе Украины: «Все, что делает на данном этапе Минобразования и науки, — не реформа. Действительно необходимые глубинные изменения отодвинули на задворки и занялись решением вопросов более чем второстепенной важности. Кстати, весьма сомнительных с точки зрения их истинной нужности и полезности».

Получается, все, происходящее нынче, — всего-навсего поспешное перекрашивание фасада старого дома, нуждающегося в тотальной реконструкции и перепланировке? Неужели имеем дело с очередными потемкинскими деревнями?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Вова Меля Вова Меля 2 червня, 11:15 Полностью поддерживаю выше сказанное.Все настолько усложнили что просто не хватает ни времени ни сил.Сын надорвал плечо тяжёлым рюкзаком ,врач сказал что ребёнку можно поднимать вес не более 20 процентов своего веса,то есть 4кг 700 гр..рюкзак весит 6 800...хоть кто-то об этом подумал?Во вторых,задают столько что ребёнку некогда мяч погонять на свежий воздух выйти.Пришёл со школы,покушал и за уроки до двух часов ночи!Тем кто пишет эту школьную программу-вы ненавидите детей!Гореть вам в аду!!!Ребёнок часто болеет из-за этих бешеных нагрузок и приходиться ещё больше учить чтоб догнать.а что в результате?Учился весь год на 9,10,11,заболел пере контрольными,написал на 6,7, и это и есть оценка за год.Это как?справедливо?Чтоб вам так зарплату платили!Давно доказано что информация которой не пользуешься-забывается!Так зачем вы сволочи министры ни за что лишаете детей детства?!Давно пора министру здравоохранения заняться этим вопросом и ограничить количество и сложность уроков ради здоровья подрастающего поколения! согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно