НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ — ВОЗРАСТ «ПАРТИЙНЫЙ»?

Поделиться
«Дзвіночки» — знатные огородники, с удовольствием помогают взрослым ухаживать за клубникой, поливать огурцы и помидоры...

«Дзвіночки» — знатные огородники, с удовольствием помогают взрослым ухаживать за клубникой, поливать огурцы и помидоры. «Росинки» не понаслышке знают, что такое психогимнастика с элементами театра, и умеют перевоплощаться в лисичек, зайчиков и медвежат. «Монтессорчики» с трех лет начинают работать на компьютере. К слову, весьма успешно. В распоряжении малышей из детсада №704 (его посещают ребята, имеющие проблемы со зрением) — круглосуточно работающий бассейн и масса уникальных лечебно-восстановительных тренажеров. Результат — треть воспитанников этого дошкольного учебного заведения идут в первый класс со стопроцентным зрением, 80% — с заметным улучшением.

Безусловно, гораздо больше о киевских дошкольных учебных заведениях с «изюминкой» могут рассказать участники первой городской научно-практической конференции «Современные пятилетние дети: особенности развития». Ведь в ее работе приняли участие около тысячи руководителей и воспитателей столичных детсадов плюс свыше ста научных консультантов — медиков, преподавателей и ученых АПН Украины. Впрочем, их главной целью было не только обменяться опытом и поближе познакомиться с 53 дошкольными заведениями Киева, где в первые два дня форума развернулись творческие мастерские. Но и попытаться профессионально поговорить о проблемах пятилетних детей, с недавних пор «переквалифицировавшихся» в старших детсадовцев.

Что же нужно сделать нам, взрослым, дабы нынешние дошколята росли здоровыми и счастливыми? Если исходить из сказанного некоторыми участниками конференции, то очень много, в том числе предлагалось немало весьма дорогостоящих, следовательно, малореальных проектов. Конечно, никто не спорит: здорово, если бы каждый садик имел свою спортплощадку, спортзал, бассейн, кроме воспитательниц и нянечек, — массажиста, психолога, хореографа… Безусловно, более чем актуальный вопрос — производство мебели, предназначенной специально для мальчишек и девчонок дошкольного возраста, массовая организация школ для родителей, где бы мам-пап обучали, как вырастить здорового ребенка… Все это, к сожалению, пока еще не обросло плотью в дне сегодняшнем и не известно, станет ли реальностью в дне завтрашнем. Но, несомненно, стремиться к этому надо.

А вот прозвучавшие далее рекомендации, как минимум, озадачили. Например, «воспитателям необходимо обеспечить физическое и интеллектуальное развитие детей» (а разве это не является их прямыми обязанностями?), или — «практическим психологам содействовать обеспечению психологического и физического здоровья детей» (сегодня они, по-видимому, занимаются прямо противоположным?). Ну, и совсем уж огорошило: «преподавателям физической культуры следует знать физиологию и анатомию детей». Разве это не сродни тому, чтобы первым делом требовать, скажем, от журналиста знание алфавита?!. А если нынешние детсадовские физкультурники не владеют даже азами своей профессии (иначе зачем было озвучивать на солидном форуме подобные предложения?), разве их можно подпускать к детям?

Наряду с такими вот несуразностями многие выступления участников конференции на заключительном пленарном заседании были весьма дельными. В частности, медики говорили о том, что в пятилетнем возрасте иммунная система ребенка подвергается сильнейшей трансформации, полностью изменяется формула крови маленького человека. Пятилетки массово болеют ОРЗ и подхватывают различные инфекции. Именно на этот период приходится пик детской заболеваемости корью, паротитом, гепатитом и т.д. В то же время девочки и мальчики практически не знают, что такое ревматизм, но многие уже страдают сердечными недугами, возникшими вследствие перенесенных инфекционных заболеваний. Следовательно, необходимо пересмотреть и перепланировать календарь профилактических прививок, поскольку ребята этого возраста совсем иначе реагируют на внешние раздражители.

Медики, участвовавшие в конференции, не преминули подчеркнуть: в целом из года в год здоровье наших дошколят становится все хуже и хуже. Так, с 2003 по 2004 гг. заболеваемость только нервными недугами возросла на 25%. В том числе и из-за интенсификации учебной нагрузки. Ведь в связи с переходом на 12-летнее обучение в школе, массовую «мобилизацию» в первые классы шестилеток некоторые воспитатели стремятся максимально активно приучать старших дошколят к парте.

Сегодняшние пятилетние дети стали меньше играть. К такому выводу пришли сотрудники кафедры теории и методики дошкольного образования Киевского педуниверситета им. Б.Гринченко. Причина все та же — основное место в их воспитании заняла учеба. А ведь сюжетно-ролевая игра для ребят этого возраста очень важна — именно она учит малышей общаться, социализирует их. Практически отсутствуют не менее важные профессиональные игры. Они есть, но совсем не такие, как раньше: если лет десять-пятнадцать назад детсадовцы с удовольствием играли в школу, то сегодня — в коммерсантов…

Вообще система дошкольного воспитания построена не совсем правильно, убеждены психологи, выступавшие на форуме. Ведь ребенок — не взрослый человек, который сначала думает, а потом действует. У юных граждан все происходит с точностью до наоборот. Мы же строим взаимоотношения с малышами, исходя из своей, взрослой системы координат. В результате жестко ломаем детскую природу. Кроме того, воспитатели и родители во многом перебрали на себя функцию учителей. Таким образом, информационное поле вокруг ребенка становится шире, а поле, которое должно защищать его, давать возможность расслабиться, успокоиться, сосредоточиться, все больше сужается.

У специалистов разные мнения относительно оптимального возраста для начала знакомства ребят с компьютером. Так, заместитель директора Института гигиены и медицинской экологии им. А.Марзеева АМН Украины, доктор медицинских наук Надежда Полька сказала, что не является сторонником «компьютеризации» дошколят. Ее аргументы — при работе на ПК очень напрягаются глаза и нервная система. В период же интенсивного роста именно они особо чувствительны к любым перегрузкам. Игры пятилеток должны быть в основном активными. Несколько иное мнение у начальника ГУОН г.Киева Бориса Жебровского. По его словам, компьютеризация столичных детсадов сегодня — лишь проект, реализуемый в десяти дошкольных заведениях, а не массовое явление. Но в любом случае, хотим мы того или не, многие мальчишки и девчонки знакомятся с ПК задолго до школы — уже сейчас 20% столичных семей, где есть ребята пятилетнего возраста, имеют дома компьютеры. Поэтому наша цель, вполне резонно заметил Борис Михайлович, — максимально упорядочить процесс общения дошколят с компьютером, в том числе вооружив родителей необходимыми знаниями.

Зато никаких разночтений не возникло при обсуждении темы «шестилетки-первоклассники». Эмоциональное выступление кандидата психологических наук Леси Вовчик-Блакытной, убежденной, что шесть лет — не возраст для школьной зрелости, тем более, если речь идет о наших общеобразовательных заведениях, абсолютно не приспособленных для пребывания в них шестилеток, вызвало настоящий шквал одобрительных аплодисментов. Причем, заметьте, аплодировали-то люди, ежедневно работающие с дошколятами и по-настоящему знающие их… И почему к мнению профессионалов-практиков не прислушиваются те, кто, по меткому выражению одной заведующей детсадом, живых детей видел лет двадцать назад, но при этом ничтоже сумняшеся продуцирует судьбоносные решения?..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме