«Просили мама, тато, брат (перелічуються всі члени сім’ї), і я вас прошу, щоб прийшли до нас на весілля в такий день на таку годину»… Так на моей малой родине в опольском селе Чагрове невеста со своими дружками или жених приглашают гостей. Вспомнил это не ради красного словца.
Эта фраза приходит в голову каждый раз, когда листаю ленту Фейсбука и на глаза попадаются благодарности дирекций школ, учеников и их родителей за то, что какой-то местный чиновник или даже целый пан народный депутат привезли в заведение компьютерную технику, спортинвентарь или что-то там в пищеблок. И, как в упомянутом выше обряде, благодарит директор, благодарят его заместители, благодарят ученики, благодарят родители.
Конечно, признательность — это признак воспитанного человека. Конечно, признательность необходима, когда подарки приобретены за собственные средства частных лиц. Вот таким добродетелям можно даже и «Многие лета» пропеть. Но если дарятся предметы, закупленные за средства местного или государственного бюджета?
В Украине очень любят цитировать слова Маргарет Тэтчер, что «нет никаких государственных средств, есть средства налогоплательщиков». Фраза шикарная, особенно если внедрить ее в реальную политику государственных и местных органов власти. Или это просто красивая словесная обертка, прикрывающая популизм и попытки показать депутатско-чиновничью опеку над учебными заведениями.
Итак, рассмотрим ситуацию, когда чиновник или депутат за средства налогоплательщиков «одаривает» школы и это ярко освещается в социальных сетях и средствах массовой информации.
Как правило, большая часть общества толерантно к этому, одобряет такие действия. Предлагаю оценить ее по нескольким аспектам: историческому, законодательному, политическому, педагогическому, моральному.
Сущность исторического аспекта заключается в том, что подавляющее большинство украинского общества остается патерналистским. Уже тридцать лет как почил СССР, но образ мышления немалого количества граждан Украины — советский. Постсовковый патернализм не допускает критического мышления. Берем все, что дают, и даже не пытаемся понять, за чьи средства этот аттракцион невиданной щедрости. Об этом даже не думают сторонники таких действий. А мы обязательно благодарим, пиарим так называемых благодетелей из среды власти везде, где можно. Потому что в следующий раз не дадут. А если дадут, то не нам.
Тот же постсоветский патернализм не позволяет воспринимать какого-либо чиновника, от секретаря местной рады до президента Украины как работника, нанятого громадой для выполнения определенных функций. И вся исключительность такого лица должна заключаться в его обязанностях перед государством и гражданами Украины.
Законодательный и политический аспекты этот вопроса тесно связаны. Статья 25 Закона Украины «Об образовании» четко и недвусмысленно определяет, что основатель учебного заведения обязан «обеспечить содержание и развитие материально-технической базы основанного им учебного заведения на уровне, достаточном для выполнения требований стандартов образования и лицензионных условий».
То есть когда городской (поселковый, сельский) глава или депутат местной рады раздает подарки школам, то он не делает ничего героического, что требовало бы прославления повсюду. Он просто исполняет свои обязанности, возложенные на него законом Украины. Законодательство и должностная инструкция обязуют его эффективно руководить и справедливо финансировать учебные заведения за средства налогоплательщиков. Когда пишу «справедливо финансировать», то имею в виду финансирование, не зависимое от личных или родственных отношений между чиновником/депутатом и руководителем заведения, от их партийной принадлежностей, а выстроенное на основании понятных объективных показателей.
Аналогичным по сути является факт раздачи подарков народными депутатами Украины.
Статья 85 Конституции Украины предусматривает исключительные полномочия Верховной Рады, среди них принятие законов и утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды и т.д.
К сожалению, уже упоминавшийся патернализм избирателей заставляет народных депутатов превращаться в волшебных Дедов Морозов. В отчетах о деятельности депутатов Верховной Рады Украины, особенно избранных в мажоритарных округах, вы найдете километры дорог, то или иное количество ноутбуков, компьютеров, школьных автобусов и т.п. К сожалению, такие отчеты — свидетельство полного непонимания народными депутатами своих функций, определенных Конституцией. Ведь их функции состоят в принятии качественных законов, которые дадут возможность местным громадам самостоятельно развиваться и обеспечивать развитие заведений на своей территории.
А пафосная раздача подарков «при содействии народного депутата» — это признание его профнепригодности как законотворца и/или свидетельство политической коррупции.
Гражданам США или какого-либо государства Европейского Союза даже в страшном сне не может привидеться ситуация, когда член парламента раздает учебным заведениям от своего имени подарки, приобретенные за бюджетные средства. Уверен, это положило бы конец его политической карьере.
К сожалению, у нас такое «благодеяние» депутата свидетельствует об «эффективности», добавляет политические баллы, является одной из предпосылок успешного повторного баллотирования.
Теперь о педагогическом аспекте указанной проблемы. Любое мероприятие, проходящее в школе, так или иначе, даже вопреки желанию педагогов, влияет на воспитание личности будущего гражданина. Что же видит и слышит школьник, когда на торжественных линейках школа получает от какого-то «дядечки» технику или спортинвентарь? А то, что дирекция заведения и родители благодарят этого пана за подарки. Наверное, некоторые ученики услышат информацию, что подаренные дорогие вещи приобретены за бюджетные средства, то есть за средства налогоплательщиков.
Если мы хотим, чтобы из школьников выросли граждане с критическим мышлением, его надо формировать и на таких примерах. Уважение к налогоплательщикам, осознание того, что государство и громада развиваются, в частности, и за средства налогов родителей, — один из путей формирования гражданина.
Но здесь возникает простой вопрос: кому это нужно? И нужно ли вообще? Ведь гражданин с критическим мышлением — это не только опора государства, но и серьезная опасность для нынешних политических проектов. Сознательно обхожу слово «партия», потому что большинство так называемых украинских партий на самом деле таковыми являются только по названию.
В мои детские и подростковые годы нам вдалбливали в головы постулат, что надо благодарить коммунистическую партию за наше счастливое детство.
Теперь политических проектов много. Они периодически становятся то властью, то оппозицией — как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Но почему-то неизменными остаются раздача подарков и пафосные слова, что именно эта условная Самая Лучшая Самая Демократическая Самая Украинская партия заботится об образовании, о будущих поколениях под благодарные аплодисменты электората.
Древние данайцы благодаря своему подарку победили Трою, которая проигнорировала предостережения Лаокоона.
Современные «данайцы» из среды родных, до боли в сердце патриотичных депутатов и чиновников разных уровней уже тридцать лет получают свои электоральные победы, «заботясь» о нас за наш с вами счет.
А что же «троянцы», то есть среднестатистические представители украинского общества? Ничего! Молча и с улыбками принимают подарки и громко благодарят за них.
Предлагаю после прочтения статьи набрать в поисковике на компьютере или смартфоне такую фразу: «Ноутбук каждому учителю». Это название одного из актуальных правительственных проектов.
И вы поймете, как банальное дело по обеспечению учителей за средства государственного бюджета необходимым орудием труда превратилось в героически-глористическую акцию властей предержащих всех возможных уровней. Тут же обязательный набор: фанфары, помпезность, реки признательных улыбок, море пафосных слов, приторно-сладкие репортажи в СМИ, благодарственные фоточки в социальных сетях.
Все, как положено. Все, как было в эпоху воплощения в жизнь решений ХХVІ съезда КПСС. Все, как осталось в эпоху сплошной диджитализации.
Не хочу и не буду писать рецепты выхода из этой ситуации, потому что, к сожалению, являюсь проинформированным оптимистом, да и не работаю в «Офисе простых решений». Просто процитирую одного известного персонажа: «Думай-те!».