Нелюбовь к котам или неумение их готовить?

Поделиться
Нелюбовь к котам или неумение их готовить? © depositphotos / kvkirillov
Мысли о научной работе студентов.

Эти заметки являются попыткой продолжить дискуссию, вызванную публикацией "Наука или научная самодеятельность?" с подзаголовком "Как студентов приучают делать фейковые исследовательские работы" (ZN.UA, №28, 2019 г.).

В этой статье профессор Л.Атраментова остро критикует ранние попытки и желание студентов выполнять исследовательскую работу. В определенной степени агрессивным является вывод: "Имеет ли непрофессиональная научная деятельность, иными словами, научная самодеятельность, как и художественная самодеятельность, право на существование? Думаю, нет. Почему? Да потому, что, попев и поплясав на университетской сцене, будущие специалисты продолжат научную самодеятельность в основной профессии, в чем легко убедиться, почитав любой околобиологический журнал категории В. Так что же делать? Дать возможность студентам заниматься своим прямым делом - учиться".

Как заместитель директора института по научной работе студентов должен заметить, что студенческая научная работа, при правильной организации и, безусловно, добровольности, является не только важным этапом профессионального роста студента, но и источником полезных научных результатов, и даже больше - мощным мотивационным фактором для студентов с высоким уровнем базовой подготовки.

Не секрет, что в природоведческих специальностях и фундаментальных науках иногда именно научная работа студентов - едва ли не единственный способ мотивировать призера всеукраинских этапов предметных олимпиад и турниров активно учиться дальше, поскольку большинство его/ее одногруппников будут догонять его/ее уровень базовых знаний вплоть до конца учебы. Бывают, конечно, разные случаи, но именно ранний научный старт - то, что дает многим нашим студентам преимущество при поступлении в аспирантуры в ведущие европейские университеты.

Да, организация научно-исследовательской работы студентов - очень непростое дело, требующее много временных и часто материальных ресурсов. Но эти проблемы можно решить. Эффективной практикой является привлечение студентов младших курсов к работе со старшекурсниками, - это позволяет увидеть, чем кто занимается, овладеть основными приборами и операциями, сознательно выбрать направление исследований. Когда-то на кафедре мы разработали перечень навыков и знаний, которые студент должен был приобрести до окончания учебы, если он/она хотел(ла) заниматься научной работой или продолжать обучение в аспирантуре. Еще в начале 2000-х в этом перечне был перевод англоязычных статей, целый ряд технологических операций, работа с основными компьютерными программами. Как свидетельствует опыт, хорошо работают студенческие научные конференции, - уже несколько лет мы проводим их с международным участием. Но даже в те времена, когда они еще оставались сугубо внутренними, - были эффективными: в отдельные годы из 30 участников секции "Химия" за неполных 20 лет треть становились кандидатами наук, а то и докторами в престижных европейских университетах.

Во время дискуссий многие коллеги спрашивают: где брать на это все ресурсы? На сегодняшний день основные возможности дают, во-первых, конкурсы МОН для молодых ученых, прямо требующие привлечения студентов к выполнению проектов, даже с заработной платой. Во-вторых, есть возможности стажировки и научного обмена по программам Эразмус+, которые могут целиком включать научную составляющую. Наконец, есть ресурсы кафедр и другие возможности.

С вопросом ранней научной работы тесно связана проблема обеспечения современным научным оборудованием. По моему мнению, именно для такого объединения обучения и науки оно и необходимо. Следует понимать, что даже в Европе студенты не работают рутинно на дорогих приборах. А какая эффективность разового показа или одной лабораторной работы, мы все хорошо знаем... А вот когда у студента(ки) есть доступ к хорошему оборудованию и научному проекту, над которым он или она работает, это стимулирует как к формированию навыков, так и к развитию интереса к дальнейшей научной карьере. Как бы то ни было, но теперь студентам доступны технологии и приборы, которые еще 10–20 лет назад были мечтой для аспирантов и докторантов.

Не знаю, как в других университетах, но по пять-шесть наших студентов из небольшого курса химиков "разметают" в аспирантуры за границу... Часто способность к критическому и творческому мышлению, а также аккуратность в работе ценятся за рубежом значительно выше, чем знание отдельного прибора или технологии...

Все эти вещи, безусловно, требуют добровольности как со стороны студента, так и со стороны преподавателя, ведь если у студентов еще есть небольшой стимул в виде незначительной добавки к стипендиальному рейтингу (которая, правда, мало помогает при низкой успеваемости), то преподавателям работа со студентами на младших курсах не приносит никаких очевидных бонусов. Но напомню, что даже первый (бакалаврский) уровень высшего образования предусматривает получение лицом теоретических знаний и практических умений и навыков, достаточных для успешного выполнения профессиональных обязанностей по избранной специальности. В частности, от бакалавров можно ожидать "способности решать сложные специализированные задачи и практические проблемы в определенной сфере профессиональной деятельности или в процессе обучения, что предусматривает применение определенных теорий и методов соответствующих наук и характеризуется комплексностью и неопределенностью условий", и было бы наивно считать, что такие результаты можно сформировать только выполнением курсовой и бакалаврской работы.

Мы задали нескольким пользователям Фейсбук-группы "Украинские ученые в мире" из разных университетов и городов вопросы относительно их личного студенческого научного опыта.

1. Что поощрило вас заняться научной работой в студенческие годы, на каком курсе это было?

2. Сотрудничали ли вы с другими студентами во время исследований?

3. Какие навыки, полезные для ученого, вы приобрели в студенческие годы?

4. Была ли научная работа дополнительным стимулом для обучения?

5. Альма-матер, сфера, в которой вы работаете, где работаете, звание и степень.

Екатерина Теребиленко:

1. Желание стать преподавателем вуза и ездить на научные конференции по всему миру.

2. Первый год работала под патронатом студента последнего курса, потом разобралась с методиками и оборудованием, и мне дали отдельную тему, по которой защищала дипломную работу.

3. Два навыка считаю самыми важными: первый - общаться в своем научном кругу, находить полезные знакомства и не бояться сотрудничать, второй - не бояться негативных результатов и неудачных синтезов.

4. Скорее, наука дополняла обучение. Оказалось, если на доклад или реферат отыскать оригинальные англоязычные статьи, а не учебники, общий балл значительно выше, а высокие баллы стали залогом разных бонусов: президентской стипендии, оплачиваемых командировок.

5. Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, там же и работаю доцентом на химическом факультете, к.х.н., доцент.

Вика Паентко:

1. Хотела получить навыки самообразования, руководителем была заведующая кафедрой, которая нашла меня в МАН (она была в жюри), занималась с 1-го курса.

2. Сотрудничала со студентами и аспирантами нескольких учреждений.

3. Поняла, что это не просто какое-то там переписывание книг, научилась ставить задачи и их решать, умею работать с информацией.

4. Да, конечно. Была и есть.

5. Работаю в Институте химии поверхности им. А.Чуйко НАНУ.

Наталья Матийцив:

1. Выполнение плановой курсовой работы на 3-м курсе.

2. В лаборатории одновременно выполняли курсовые работы около 10 студентов, под руководством разных преподавателей, но работа была над одной научной тематикой.

3. Усвоила конкретные методы. Умение подытоживать, обобщать и представлять свои результаты (есть выступления на конференциях). Но, думаю, самое важное: а) приобрела умение планировать и организовывать свою работу в лаборатории, объединять с теоретической работой (учебой); б) понимание того, что моя экспериментальная работа - это частичка большой идеи, над которой трудится больше людей.

4. Да, это был стимул. В учебной программе насчитывалось много скучных предметов. Но работа в лаборатории всегда была приятной, увлекательной.

5. Работаю сейчас там, где училась, - кафедра генетики и биотехнологии Львовского национального университета им. И.Франко, к.б.н., доцент.

Алена Глушко:

1. Мне очень понравился предмет "Материаловедение"; стало интересно рассматривать структуры металла с использованием микроскопа, изучать, как разные термические обработки будут влиять на структуру. Преподаватель предложил мне участвовать в конкурсе научных студенческих работ и поехать в Тернополь с выступлением. Это было на 3-м курсе.

2. Пока была студенткой, к сожалению, нет.

3. Оформление презентации для выступления; как структурировать текст для выступления; полезные знакомства.

4. Конечно, мне еще больше хотелось посещать пары, которые меня интересуют.

5. НТУ "Харьковский политехнический институт", работаю на кафедре "Сварка" НТУ "ХПИ". Направление моей работы: материаловедение, сварка, тепловая энергетика. Кандидат технических наук.

Алена Воронкина:

1. В студенческие годы к науке сначала был скорее спортивный интерес: а что же оно такое? Первое выступление на студенческой конференции было уже на 2-м курсе.

2. Практика сотрудничества между студентами во время учебы была не очень налажена. Уже сейчас понимаю, что работа в команде часто продуктивнее и полезнее как для результата, так и для исполнителей, поэтому пытаюсь объединять несколько студентов в работе над одной темой. Особенно интересно наблюдать над сотрудничеством наших студентов с иностранными, ведь подходы к решению задач часто очень отличаются.

3. Лично у меня студенческая научная работа сформировала первые знания об этапах научного исследования, навыки сбора и анализа информации, подготовки к печати тезисов докладов, а потом и статей, оформления сопроводительной документации и, конечно, что очень важно, публичного выступления перед аудиторией и презентации полученного результата.

4. Какой-то дополнительной мотивации к обучению научная работа, очевидно, мне не давала, скорее наоборот: желание учиться новому стимулировало научную работу.

5. Окончила в 2008 г. Винницкий национальный медицинский университет им. Н.Пирогова по специальности "Фармация". Сейчас работаю на должности доцента кафедры фармации этого же вуза. Кандидат фармацевтических наук, специальность 15.00.01 - Технология лекарства, организация фармацевтического дела и судебная фармация.

Василий Хомяк:

1. С 1-го курса - желание поступления на бюджет в магистратуру, с 4-го - стипендиальная программа Zavtra.UA. Везде за статьи давали дополнительные баллы.

2. Работа с другими студентами в рамках научных проектов кафедры.

3. Навыки - понимание методов анализа, а также "рынка" статей, как правильно публиковать.

4. Научная работа и учеба - это был для меня единый процесс, не рассматривал их как нечто раздельное.

5. Специальность - экономическая кибернетика, КНУ им. Т.Шевченко. Кандидат экономических наук. Главный экономист в Национальном банке Украины.

Владимир Лиходиевский:

1. Начал заниматься студенческой наукой в конце 1-го курса, поскольку хотел углубить знания по дисциплине (в школе был участником студенческих олимпиад).

2. Да, сотрудничал с другими студентами: студенты старших курсов учили меня методикам исследований, а когда я сам стал старшекурсником, - учил студентов младших курсов.

3. За студенческие годы овладел методиками проведения оперативных вмешательств на животных - обезболивание, выполнение хирургических манипуляций; проведение гистологического исследования - от забора материала до микроскопии стекла, методики статистической обработки материала.

Обычно в нашем универе этим темам отводится одно-два занятия, и другого способа научиться таким методикам нет.

4. В целом научная работа мешала учебе, поскольку отбирала время, но хорошо стимулировала самообразование.

5. Национальный медицинский университет им. А.Богомольца, медицинский факультет №1. Сфера: гистология, нейрогистология, нейронауки.

Место работы: Национальный медицинский университет им. А.Богомольца, кафедра гистологии и эмбриологии, ассистент кафедры, аспирант 4-го года.

* * *

Как видим, опыт научной работы и мотивация к ней - очень разные. Более того, такой опыт может быть полезен даже тем, кто решил не продолжать научную карьеру.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме