НЕ ОТМЕНИТЬ ЛИ ПОНЕДЕЛЬНИКИ?

23 июня, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 23 июня-30 июня

Средняя школа на улице Альберта Швейцера в мюнхенском районе Перлах. В ней — 420 детей и 26 преподавателей...

Средняя школа на улице Альберта Швейцера в мюнхенском районе Перлах. В ней — 420 детей и 26 преподавателей. Если, разумеется, никто не заболел.

В понедельник утром, когда мы сюда приехали, кроме школьного психолога, которая ушла в отпуск по беременности, отсутствовало девять учителей. Директор Рудольф Венцель, к своим 43 годам уже 21 год работающий педагогом, считает число заболеваний в последнее время «ненормально высоким». Каждый понедельник по утрам он прежде всего должен организовывать замены.

...Прозвенел звонок. Но о том, чтобы приступить к уроку, не может быть и речи. Молодой учитель стоит, наклонившись над столом, и просит учеников: «Может, я могу наконец начать?» Дверь то и дело открывается, входят опоздавшие, неторопливо пробираются на свои места, садятся, создавая шум. Другие встают, пряча в карманы сигареты: «Нам нужно выйти». В воздух летят тетрадки. Две девочки начинают что-то делить. Неожиданно кто-то взрывается: «Да заткнитесь же вы!» Это четырнадцатилетний рослый Марио. Лицо у него в ссадинах. Преподаватель знает — футбольный фан, «болеет» за мюнхенскую команду «1860». Один из тех, кто никак не может успокоиться, если любимцы проиграли. «Тогда, — поясняет учитель, — он не в себе. А тут еще и понедельник».

Как реагировать? И как в таких условиях преподавать? Прошло уже не меньше десяти минут, а преподаватель все еще стоит, так же склонившись над своим столом. Перед ним список присутствующих, и он начинает ставить «галки». Одна означает полстраницы «дополнительного задания». Вторая — задание удваивается.

«Галка» достается Коринне, ибо, несмотря на замечание, она снова кладет на стол голову — устала. Получают по «галке» Катрин и Петра, которые не желают снять наушники плейера. «Откроем учебник немецкого языка, страница 58...» Тут бумажный шарик попадает учителю в голову. «Кто это сделал? Мартин, ты? Объявляю тебе выговор». У молодого педагога такой вид, будто он вот-вот заплачет...

У входа в кабинет директора — объявление. Оно призывает участвовать в конкурсе на лучшее сочинение. Тема — агрессивность. Откуда она берется? Где зарождается — в школе, дома? Или ее источник — телевидение? Премия до 100 марок. Пишите!

Относительно того, какой ответ правильный, среди специалистов давно существует единство мнений. В качестве причин они называют и школу, и дом, и телевидение. «Синдром понедельника — хороший пример, — говорит директор. — По понедельникам мы должны прежде всего успокаивать ребят, но ведь наша задача не только в этом, мы должны не терять из виду и цели самого обучения».

Рудольф Венцель допускает, однако, что часто при этом он и его коллеги не достигают ни того, ни другого. «В понедельник утром ребята либо агрессивны, либо совершенно апатичны. С ними не получается контакта». Нередко дети проводят в субботу и воскресенье по двенадцать часов у телевизора.

Директор советует коллегам в понедельник вообще по возможности отказываться от работы в классе или хотя бы не прикатывать в класс школьный телевизор с видеомагнитофоном. Венцель рекомендует вместо этого проводить, например, урок биологии на огороде.

Хелла Райхель преподает в третьем классе начальной школы в Дитмаршене. В нем — 27 детей. Большинство «приезжие», каждое утро они добираются из близлежащих деревень на автобусе.

Неужели и в сельской местности тоже существует «понедельничный синдром»? «Да. В начале недели, — говорит учительница, — дети более непоседливы и непослушны, возникает намного больше конфликтов. Многие ученики едва в состоянии себя контролировать».

Вместо обычных занятий учительница на первом уроке в понедельник устраивает «час рассказов». Один девятилетний мальчуган рассказал, что смотрел по телевизору фильм «Терминатор-II» и теперь боится зайти в сарай, чтобы закатить туда свой велосипед...

По оценке Хеллы Райхель, свыше десяти процентов детей за неделю проводят у телевизора больше времени, чем в школе за партой, — более 28 часов. «Жизнь детей должна протекать в четком ритме, но конец недели его нарушает. Кроме того, на экране действительность не настоящая, — считает учительница одной гамбургской школы Беате Бенкхофер. — Телевидение оказывает на детей разрушительное воздействие».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно