НА ПУТИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

9 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 9 января-16 января

Тернопольская академия народного хозяйства стала первым и пока единственным высшим учебным заведением Украины, где студенты могут получить два диплома — украинского и немецкого государств...

Тернопольская академия народного хозяйства стала первым и пока единственным высшим учебным заведением Украины, где студенты могут получить два диплома — украинского и немецкого государств. В ноябре 2003 г. в министерстве образования Федеративной Республики Германия было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере подготовки специалистов современного уровня. Об этом «Зеркалу недели» рассказал ректор академии Сергей ЮРИЙ.

Наши традиции плюс европейское образование

«Подписанию соглашения предшествовала серьезная и продолжительная работа, — рассказывает ректор. — Первые шаги в этом направлении были сделаны преподавателями и студентами нашего учебного заведения еще в 1988 году. Тогда доцент академии Сергей Рипа впервые получил стипендию Немецкой службы академических обменов, а преподаватель из университета Гете, находящегося в г. Франкфурт-на-Майне, доктор Йохан Геблер, приехал к нам прочитать цикл лекций по макроэкономике. То есть академия более 15 лет шла к тому, чтобы дать возможность студентам, желающим приобрести навыки работы в условиях развитой экономики Германии и теоретические знания в академии, применить это на практике».

Сейчас сотрудничество Тернопольской академии народного хозяйства (ТАНХ) с немецкими вузами, считает Сергей Юрий, в апогее. В этом убеждает и проведенная недавно в Крыму конференция представителей союза ректоров высших учебных заведений Украины и ректоров и президентов высших учебных заведений Федеративной Республики Германия. На ней профессор доктор Ханс Визмет из Дрезденского университета рассказывал о сотрудничестве учебного заведения, которое он представляет, с Тернопольской академией народного хозяйства в обучении украинских студентов и стажировке преподавателей. О результативной деятельности ТАНХа говорила и член правления Немецкой службы академических обменов профессор Гизели Раушхофер.

«Фактически мы даем возможность нашим студентам получить диплом бакалавра и магистра как национального вуза, так и Федеративной Республики Германия, — подчеркивает Сергей Юрий. — Однако, как показывает сотрудничество высших учебных заведений двух европейских стран, на этом пути немало проблем».

В 1999 году было подписано Болонское соглашение, которым предусмотрено создание европейского образовательного пространства. Это значит, что должны быть унифицированы учебные планы образовательных учреждений Европы. 25—26 ноября прошлого года в Министерстве образования и науки Украины состоялся международный семинар «Реформирование высшего образования и болонский процесс» с участием семи представителей Совета Европы, а также ректоров и директоров высших учебных заведений Украины, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти. На нем отмечалось, что болонский процесс — это структурное реформирование национальных систем высшего образования стран Европы, изменение образовательных программ и необходимых институциональных преобразований в высших учебных заведениях Европы. «До 2010 года предполагается создать единое европейское научное и образовательное пространство, — отмечает Сергей Юрий. — Это предоставит новые возможности выпускникам вузов в вопросах трудоустройства, повышения их конкурентоспособности на европейском рынке труда, подъема престижа европейской высшей школы». Поэтому, считает ректор ТАНХа, чтобы вступить в болонское содружество, нам необходимо сделать немало, и в первую очередь проанализировать отечественную систему науки и образования на фоне европейской.

Для сравнения: в развитых европейских государствах студент за время учебы изучает от 39 до 45 дисциплин, а, например, в Тернопольской академии народного хозяйства приходится штудировать от 65 до 80. При этом большинство предметов в украинской высшей школе, считает ректор ТАНХа, раздроблены, до сих пор существует практика создания кафедр «вчерашнего дня».

Однако, по мнению С.Юрия, не следует полностью отвергать традиции отечественной высшей школы, ведь они формировались годами, шлифовались, учитывая национальные особенности отечественного образования и науки.

Достаточно существенное отличие между национальными и, в частности, немецкими высшими учебными заведениями состоит в оценке знаний студентов. «У нас имеются расхождения между высшими учебными заведениями Украины, — отмечает Сергей Юрий. — А необходимо унифицировать критерий оценки в соответствии с европейскими стандартами».

«Отечественная практика привлечения к учебной дисциплине одного преподавателя абсолютно противоречит европейским нормам, — убеждает Сергей Юрий. — Там практикуется другой принцип. Читает лекции один преподаватель, а экзамены принимает другой, «посторонний» специалист по данной дисциплине, не знающий студента. Это позволяет более объективно оценивать знания».

В то же время, по словам ректора, подобная практика отпугивает нашего студента. Когда в одной из групп на зимней сессии сообщили, что экзамен будет принимать посторонний преподаватель, то сдавать его пришло всего 27 студентов из 32.

«Работу в рамках болонского процесса необходимо осуществлять не столько на уровне министерства, сколько на уровне высших учебных заведений», — считает Сергей Юрий. И здесь важнейшими являются работа с молодежью, труд самого студента, его отношение к учебе.

«Побывав недавно в Венском университете, мы заметили, что тамошний студент чувствует себя значительно свободнее, — рассказывает Сергей Юрий. — Венские студенты не всегда посещают пары, у них практикуется сдача зачетов и экзаменов в течение определенного отрезка времени, а не в точно означенный день, профессорско-преподавательский состав меньше общается со студентами». Однако последнее, по мнению ректора, не является позитивом в образовании. «Активное общение молодежи с опытными учеными, перенимание опыта является серьезным фактором в получении студентом действительно качественных знаний», — утверждает Сергей Юрий.

Между тем на учебный процесс влияют и другие факторы, в том числе проживание в общежитии. Ведь необходимы и уют, и комфорт. За границей общежитиями и поселением в них занимается не ректорат, а соответствующие службы. Администрация академии решила передать одно из общежитий в студенческое самоуправление. По словам Сергея Юрия, естественно, сделать это будет непросто. Всем будут распоряжаться сами студенты, да и средства нужны немалые: и на ремонт помещений, и на оснащение, и на обустройство быта.

Однако, отмечает ректор, едва ли не наиболее острая проблема перехода к европейским нормам стоит перед преподавателями. Именно они должны быстрее перестроиться, сломать собственную психологию. А это очень сложно и является бедой практически каждого вуза Украины.

Не ограничивать права человека

«Сейчас в Украине имеется еще немало других проблем, требующих разрешения в ближайшее время, — говорит Сергей Юрий. — Рыночная экономика не должна нарушать права человека. То есть даже при «перепроизводстве» специалистов определенной специальности запрещать приобретать ту или иную профессию нельзя. Это уже иная проблема — реализует человек себя в этой специальности или нет».

С другой стороны, ректор рассматривает вопрос профессиональности выпускников вузов Украины. «Сегодня выпускают сотни, десятки специалистов определенного профиля, а нужны — единицы, — утверждает он. — Но это должны быть специалисты, готовые к рыночным «цунами», подкованные и теоретически, и практически».

Поэтому, по мнению ректора, необходимо переосмыслить и изменить систему. «Мы должны работать по двойному принципу — жесткость, требовательность к знаниям, дисциплине и реализация права на образование. Студент должен соответствовать уровню учебного заведения, в котором учится. Это, кстати, один из основных критериев высших школ Европы», — резюмирует он.

Науку объединять с практикой

10 октября состоялось совещание в Кабинете министров, на которое пригласили и ректора Тернопольской академии. Председательствовал на ней первый заместитель премьера Николай Азаров. «На совещании были поставлены требования к экономической и, в частности, финансовой науке, касающиеся необходимости научной разработки государственного бюджета на 2005 год, — рассказывает Сергей Юрий. — Унитарность государства показывает, что бюджет держит ее экономическую мощь. Если государственный бюджет является основой экономического процесса, вокруг которого осуществляются все хозяйственные действия страны, чтобы содержать и социальную сферу, и управленческий аппарат, и юридические службы государства, то именно концентрация научных сил является качественным показателем успеха».

Сейчас в академии создана группа специалистов, в которую входят доктора экономических наук Ольга Кириленко и Александр Дзюблюк, доценты Василий Диминишин, Иосиф Бескит и Андрей Крысоватый. Это ученые, которые занимались непосредственно бюджетной сферой и будут принимать участие в разработке бюджета на 2005 год. «Это пример реальной связи между наукой и практикой, — считает ректор. — И такой вклад ученых в непосредственно производственный процесс необходим нашей независимой Украине».

Кстати, подобная практика уже существует на местном уровне. По словам Сергея Юрия, городской совет при принятии бюджета сотрудничает с кафедрой финансов ТАНХа. Ежегодно за месяц-полтора главное финансовое управление совместно с кафедрой составляют проект бюджета города. В прошлом году, благодаря такому подходу, удалось изыскать примерно миллион гривен дополнительных средств.

Вместе с тем подобное сотрудничество, по мнению ректора ТАНХ, является для студентов примером того, как осуществляется связь науки с практикой.

На днях Тернопольский областной совет дал соответствующие контрольные показатели сводного бюджета на 2004 год. С одной стороны, разумеется, это значит, что между экономическим развитием и научным потенциалом города существует тесная взаимосвязь, но, с другой, — что подобная работа должна осуществляться в течение всего бюджетного года, а не в конце.

Кстати, с 2003 года начал плодотворно работать экономический совет при главе облгосадминистрации и председателе областного совета. Вместе с депутатскими комиссиями и специалистами ОГА он принимал участие в подготовке к бюджетному процессу 2004 года. В частности, были учтены предложения всех звеньев самоуправления — от областного до поселкового. «Это также способствует укреплению связей науки с производством и улучшает практические результаты, — подытоживает ректор. — Ведь бюджетный процесс все больше централизуется».

«Третьи источники» заработка для высшей школы

В то же время, утверждает Сергей Юрий, ориентация на два диплома не должна стать самоцелью. Не менее важно, где выпускник академии применит приобретенные знания.

На последнее совместное заседание Тернопольской академии народного хозяйства и Дрезденского университета были приглашены представители немецкой компании «Лионе». Это предприятие специализируется на изготовлении кабельной продукции для автомобилей. Сейчас на территории Украины уже функционирует одно из совместных немецко-украинских представительств компании в г. Стрый. На подходе открытие подобных СП в Мукачево и Ужгороде. Компания вкладывает собственные средства в нынешних выпускников ТАНХ. «Мы привлекаем наших студентов к разработкам экономических прогнозов для этой фирмы, — рассказывает Сергей Юрий. — Поэтому многие наши нынешние выпускники, учась в академии, уже имеют рабочие места в представительствах компании». В частности, студентов ТАНХа приглашают работать в прогнозных департаментах, департаментах экономического и хозяйственного расчета. В то же время компания «Лионе» оплачивает студентам и преподавателям академии поездки и стипендии, помогает в приобретении учебных материалов.

Разумеется, по словам Сергея Юрия, это, возможно, не совсем «третьи источники» заработка учебного заведения. Но это довольно перспективное и выгодное привлечение средств предприятий, что в результате позволяет трудоустроить студентов.

Государство не должно отнимать средства у вузов

Собственно, утверждает Сергей Юрий, в средства упирается практически все. Но денег всегда не будет хватать. Поэтому их нужно распределять в соответствии с определенными приоритетами.

Нынешняя смета академии, по словам Сергея Юрия, позволяет уверенно смотреть в завтрашний день и работать в соответствии с критериями высшей школы. При этом средства, как правило, есть свои и чужие. Логичен, в связи с проблемами нехватки денег, вопрос: если существуют государственные высшие учебные заведения, то государство должно их финансировать. Тернопольскую академию народного хозяйства, как и большинство подобных заведений в Украине, государство финансирует менее чем наполовину. То есть большую часть средств национальные вузы зарабатывают для себя сами. В то же время есть ряд предложений по изменениям в проект бюджета на 2004 год, в соответствии с которыми предполагается забирать у высшей школы то, что она заработала. В частности, по словам ректора ТАНХа, планируется введение налога на добавленную стоимость и налога на землю для вузов.

Администрация академии обратилась к председателю Верховной Рады, премьер-министру, председателю комитета по вопросам науки и образования, бюджетного комитета ВР с предложением снять подобные положения или хотя бы отстрочить на некоторое время их принятие. На днях ректор получил из Верховной Рады письмо-благодарность за проявленную обеспокоенность с поддержкой ряда разработанных академией предложений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно