Вчера как гром среди ясного неба появилась новость от МОН и главы профильного парламентского комитета по вопросам образования Сергея Бабака о том, что ВНО в эту вступительную кампанию могут отменить. Причем не только для будущих первокурсников, но и для тех, кто поступает в магистратуру. Это, мол, совместная позиция МОН и депутатов. Публично названы две причины: уменьшить психологическое давление и стресс на абитуриентов и предотвратить утечку нашего интеллектуального потенциала (читай — студентов) за границу.
Действительно, ситуация перед вступительной кампанией-2022 сложилась неординарная, такого у нас никогда не было. Из-за войны много молодежи выехало за границу, и неизвестно, захотят ли летом наши абитуриенты отдать предпочтение украинским университетам. Кроме того, некоторые зарубежные вузы предлагают украинцам очень облегченные условия для поступления — школьный аттестат и знание языка. Но даже если язык не знаешь, иногда есть возможность изучать его прямо на месте во время обучения. Знаю это из личной переписки с некоторыми европейскими университетами, присылавшими подобную информацию в нашу редакцию.
Также следует учесть, что некоторые популярные среди украинских абитуриентов города с мощными университетами (Харьков, Сумы) просто выжжены оккупантами и не смогут принять абитуриентов. В сложном положении окажутся и региональные вузы, которым и в лучшие времена приходилось бороться за абитуриентов.
Интеллектуальный потенциал страны сохранять надо, но действительно ли то, что нам предложили, — лучший выход?
Неизвестно, наберутся ли в парламенте голоса за отмену ВНО. Но прежде чем принимать окончательные решения, надо было бы как минимум сделать несколько важных шагов.
Первый — провести инвентаризацию всего хозяйства ВНО: на какие помещения можно рассчитывать (как известно, в Украине повреждены около 200 школ, а в других размещают беженцев); каково состояние дорог (сейф-пакеты с заданиями должны доставляться под охраной в разные уголки страны).
Второй — провести публичную дискуссию о последствиях и возможностях отмены ВНО, потому что такой шаг не просто изменение процедур, это серьезная угроза честному и прозрачному поступлению, это отказ (пусть и временный) от инструмента борьбы с коррупцией.
Во вчерашних заявлениях должностных лиц было сказано, что это одноразовое решение, только на 2022 год. Но вспомним начало пандемии, когда все думали, что ГИА для школьников отменяют всего лишь на один год, а на самом деле к этому шагу вынуждены были возвращаться снова.
И если мы все же решимся отказаться от ВНО, то что предложим вместо этого, какие процедуры? Это третий важный момент, который надо четко и публично озвучить, чтобы понимать возможные последствия.
Поступление по школьному аттестату мы уже проходили. Невозможно сравнить вес школьных оценок в столичном физмат-лицее и маленькой сельской школе. Также невозможно сказать, насколько они объективны. Во время ВНО мы видели немало примеров, когда ученики, имевшие не очень высокие оценки в школе, сдавали тестирование на высокие баллы, и наоборот, послушные любимцы учителей с медалями не могли прилично сдать тестирование. И здесь не имеет значения, какие оценки принимать во внимание — только за 10–11 класс или за весь период обучения в школе. Если мы предложим поступление по школьным оценкам, то поставим абитуриентов в неравные условия.
Учтем также, что из-за военных действий некоторые школы уничтожены физически. Сохранились ли в них документы?
Еще один важный момент. Если мы разрешим поступление по аттестату без экзаменов, то что будут делать вузы, особенно очень популярные, если туда приедет море абитуриентов с одинаковым средним баллом аттестата? Как из них выбрать сильнейшего?
Отменой ВНО мы можем открыть ящик Пандоры.
В то же время понятно, что сейчас абитуриенты находятся в неравных условиях. Кто-то сидит в безопасном месте и имеет возможность хоть как-то готовиться к тестированию, а кто-то — в подвалах под обстрелами думает о том, как выжить и эвакуироваться.
С учетом всего этого экспертное сообщество обсуждает различные варианты выхода из ситуации.
Самое важное — немедленно привлечь к поиску решений специалистов Украинского центра оценивания качества образования, чьей обязанностью является организация ВНО в нашей стране, и местные департаменты образования, руководящие школами. Они должны подсчитать существующие ресурсы и мощности и очертить проблемы. А также предложить варианты решения.
Надо поразмышлять над новым, военным, механизмом вступительной кампании. Пока в экспертной среде озвучивают несколько вариантов: а) оставляем ВНО, но откладываем вступительную кампанию и начало учебного года; б) берем на первый курс вузов всех желающих без ВНО (только по школьным оценкам), а на первой сессии отсеиваем несостоятельных. Но тогда надо выяснить, что это будет за сессия? Если в форме ВНО — это одно, а если внутренних университетских экзаменов — совершенно другое (сомневаюсь, что это всегда будет честный, справедливый, прозрачный экзамен). А вот что делать с магистратурой при таком варианте поступления — непонятно.
Очень хорошо, что руководители сферы образования и все мы уже сейчас думаем о будущей мирной жизни. Но любые решения должны быть взвешенными и профессиональными, а не эмоциональными. Иначе их последствия мы будем разгребать потом долго. А нам и так будет что разгребать.
Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.