В свое время немало шуток вызывало глубокомысленное выражение рекордсмена- орденоносца о том, что экономика Советского Союза «должна быть экономной». Но уже первые косыгинские попытки заставить считать не тонны и кубометры продукции, а ее настоящую стоимость столкнулись с таким неистовым сопротивлением, что завершились полным провалом. Среди прочего почти неизвестной оставалась и стоимость подготовки специалиста того или иного профиля, мало было серьезных научных работ по исследованию финансовых аспектов обучения и воспитания.
Завершение Второй мировой войны было отмечено, помимо всего прочего, невиданным распространением высшего образования. За последние 30 лет контингент студентов Франции увеличился почти в семь раз, Австрии — в девять, Швеции — в десять, Испании — в пятнадцать. В странах «третьего мира», обретших независимость на рубеже 50-х годов, эти показатели даже выше, чем приведенные по Европе. Кроме того, количество высших учебных заведений в развитых странах возросло в девять раз.
Самые высокие темпы распространения высшего образования в СССР также пришлись на послевоенные годы. Его руководители предпочли гумбольдтовскую модель университета, лучше всего приспособленную к подготовке молодых научных работников и инженеров-исследователей. Не считаясь с затратами, СССР расширял и модернизировал свой научно-военный комплекс, нуждаясь в миллионах научных работников и инженеров-конструкторов, которые должны были работать во множестве «закрытых» городов и НИИ. В этих условиях создали совершенную и специализированную на преподавании естественно-математических дисциплин среднюю школу и предельно простую систему высшего образования продолжительностью в пять лет и одним-единственным дипломом специалиста.
Если в СССР высшее образование было преимущественно естественно-техническим и полностью стратегически-государственным, то в демократических странах Запада оно стало платной услугой и желаемым товаром. В течение всей второй половины ХХ ст. там увеличивалось количество людей, плативших за свое обучение. Очередь Украины настала лишь после 1995 г., когда контингент платного сектора быстро догнал и перегнал бюджетный.
А каковы в мире цены на товар под названием «высшее образование»? В справочниках международных организаций мы можем найти ограниченные данные об объеме средств, которые должен был выплатить студент-иностранец, чтобы получить диплом о высшем образовании в разных странах в начале 90-х годов (см. табл.). Следует иметь в виду, что речь не о дипломах, которые в академически- компетентностном смысле оцениваются как примерно одинаковые во всех этих странах, а об итоговых документах того варианта высшего образования, которое считается завершенным в определенной стране и которое получает большинство выпускников высших учебных заведений.
>
Решая, куда ехать учиться за собственный счет, мало кто в мире (по крайней мере, если речь идет о семьях из развитых стран) выбирает Мексику или Австралию, где высшее образование относительно дешево. Привлекательны для среднего класса Англия, Франция, Италия либо Канада. Замечательным международным маркетингом собственного высшего образования заявила о себе Англия, быстро утроив количество студентов-иностранцев и доходы от предоставления образовательных услуг. Уникальный случай — Швейцария. Она не способна принять всех желающих и вынуждена вводить ограничения для иностранцев, хотя стоимость обучения и пребывания в этой стране едва ли не самая высокая в мире. Для украинцев наиболее престижны для обучения страны, предоставляющие государственные гранты, что делает его бесплатным, — это США, Франция, Германия, Канада и пр.
Может ли украинское высшее образование быть перспективным товаром на мировом образовательном рынке? С точки зрения граждан развитых стран — нет, но другое мнение у руководителей систем образования стран третьего мира. Около половины контингента студентов- иностранцев в СССР учились в вузах Украины. Немало стран Африки и Юго-Восточной Азии присылают молодежь в нашу страну для обучения по тем профилям, качество подготовки которых признано мировым сообществом. Речь о достаточно высоком уровне признания дипломов высших учебных заведений стран Востока Европы, в частности Украины, по таким дисциплинам: естественные науки (физика, химия, география и пр.); инженерные науки; математика; языки; медицинские дисциплины; фармацевтика; психология; сельскохозяйственные науки; горное дело и тому подобное. Совет Европы и другие международные организации подчеркивают, что признание возможно и для других дисциплин, с учетом отличий, существовавших между странами Запада и Востока Европы до 1990 г. (право; политические науки; экономика; история; социология; философия). Содержание этих дисциплин должно модифицироваться в рамках процесса кооперации и перестройки высшего образования.
Указанная в таблице стоимость года обучения или полного курса высшего образования средненормирована на основании приблизительной оценки, с учетом ряда факторов, среди которых, по моему мнению, не последнее место занимают политические соображения. Эксперты-ученые из развитых стран считают, что точное определение реальной стоимости высшего образования пока невозможно. Кроме того, показатели, представленные в различных справочниках, отчасти приблизительны и даже противоречивы, поскольку используются различные методики исчисления, нет исчерпывающих статистических данных.
Но оставим теоретические вопросы точного исчисления стоимости высшего образования и анализ распространенных в мире возможностей ее сокращения для сугубо научных публикаций, выполнив количественные сравнения затрат на одноуровневое и несколькоуровневое высшее образование. Моя задача — доказать, что унаследованное нами и не измененное до сих пор одноступенчатое высшее образование с преобладанием учреждений гумбольдтовской модели слишком дорого и не отвечает возможностям и социально-экономическим потребностям нашего общества.
Нам не удастся выполнить абсолютно точные расчеты. Речь лишь об определении относительных характеристик и общем сравнении, поскольку недостает многих необходимых параметров, и их придется брать приближенно. Например — желательное количество студентов. В первом десятилетии ХХІ ст. вступительного возраста достигнут небольшие по своей численности поколения, родившиеся после чернобыльской катастрофы и начала глубокого экономического кризиса. Предположим, что их будет 500 тыс. человек.
Подсчитаем стоимость года подготовки половины такого поколения (250 тыс. чел.) в системе одноступенчатого высшего образования продолжительностью пять лет и выдачей диплома специалиста (этот вариант Украина унаследовала от СССР, он у нас и до сих пор почти не изменился).
При соотношении один преподаватель на 15 студентов мы будем иметь на 5-летнем обучении 1,25 млн. студентов и 83 000 преподавателей со средней квалификацией доцента. При годовых затратах на одного студента 500 грн. и ежемесячной зарплате преподавателя 400 грн. стоимость года обучения на программах подготовки специалистов (или магистров) составит немногим более 1 млрд. грн. Следовательно, одноступенчатая подготовка за пятилетку 1 250 000 дипломированных специалистов или магистров будет стоить 5,1 млрд. гривен.
Значительно сложнее выполнить расчеты для несколькоступенчатого высшего образования. Его структура на схеме похожа на зиккурат (ступенчатую пирамиду), которая может иметь от двух до четырех-пяти ступеней. Есть основания считать наиболее целесообразным вариантом трехуровневое со структурой 2+2+1 год. Теперь выполним приблизительные расчеты.
Первая ступень имеет нормативную продолжительность два года и завершается выдачей диплома младшего специалиста. Меньшая часть выпускников оставит образование, чтобы работать или содержать молодую семью, большинство, не теряя время, перейдет на третий курс и будет выполнять в течение двух лет бакалаврскую программу. Поэтому будем считать, что первую ступень высшего образования будут осваивать 66% всей молодежи определенного года рождения (330 000 чел.), а на вторую ступень перейдут 250 000 человек. При соотношении один преподаватель на 25 студентов (средний мировой показатель), месячном заработке 250 грн. и 300 грн. ежегодных затрат на одного студента год обучения контингента 660 000 чел. обойдется в 278 млн. грн.
По-видимому, программу бакалавра на второй ступени выполнят 0,5 млн. студентов, которых будут обучать в 15 раз меньше преподавателей. Стоимость обучения и заработная плата выше, чем аналогичные параметры первого уровня, — 400 грн. на студента и 300 грн. ежемесячной зарплаты преподавателей. Поэтому ежегодно на вторую ступень придется расходовать 310 млн. грн.
Будем считать, что бакалаврский диплом станет главным и ежегодно 250 000 человек будут его получать. Три из четырех бакалавров будут искать работу, один — поступит на курс подготовки магистров. Следовательно, контингент третьей ступени вряд ли превысит 62 000 человек, и преподавателей, большинство из которых — профессора, у него будет в десять раз меньше (6 200). Поэтому ежегодные затраты на студента — 600 грн., ежемесячные на преподавателя — 500 грн. Стоимость года работы магистерской подготовки — 74 млн. грн.
Таким образом, год работы трехступенчатого высшего образования — синхронно обучаются 660 000 будущих младших специалистов, 500 000 бакалавров и 62 000 магистров — будет стоить (278+310+74 = 662) млн. грн., а пять лет — около 3,3 млрд. грн.
Как видим, это только 65% затрат на подготовку 1,25 млн. специалистов и магистров в одноступенчатом высшем образовании. Но есть еще одно важное преимущество: в этом варианте получат дипломы высшего образования и приступят к работе не 1,25 млн., а 1,65 млн. лиц — 400 000 младших специалистов, 940 000 бакалавров и 310 000 магистров. Это означает, что трехступенчатое высшее образование примерно вдвое экономически эффективнее в сравнении с обычным для нас одноступенчатым.
Конечно, со временем научные сотрудники из отдела экономики и управления высшим образованием Института высшего образования выполнят более точные расчеты, но они лишь подтвердят: трехступенчатая модель высшего образования используется в большинстве развитых стран именно потому, что наиболее удачно соединяет невысокую стоимость с соответствующим запросам рынка труда «зиккуратным» распределением дипломов по уровням квалификации младшего специалиста, бакалавра и магистра.
Вне сомнений, создание в Украине настоящего многоступенчатого образования позволит, не расширяя финансирование, значительно увеличить контингент студентов, повысить качество наших дипломов и уровень соответствия его спектру запросов национального и международного рынка труда. Это значительно облегчит нашу интеграцию в европейское и мировое образовательное пространство.