1. Общие положения
Исполнителем проекта «Определение рейтингов лучших 200 высших учебных заведений Украины» выступила кафедра ЮНЕСКО (далее кафедра ЮНЕСКО) «Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика» (Украина) на основании меморандума, заключенного между этой кафедрой и центром ЮНЕСКО-СЕПЕС. Согласно указанному меморандуму, кафедре поручается выполнить комплекс мер по внедрению в Украине наработанных международной экспертной группой IREG (International Rankings Expert Group) методик и процедур рейтинговой оценки деятельности университетов и учебных программ.
Для участия в отмеченном проекте были приглашены все высшие учебные заведения (вузы) Украины III, IV уровней аккредитации. С целью его практической реализации разработана анкета, показатели которой включали сведения, характеризующие научно-педагогический потенциал вуза, данные о его международной деятельности и о качестве подготовки студентов. Ответы на вопросы анкеты принимались только при наличии личной подписи ректора вуза.
Кроме этого использовалась информация из справочника Министерства образования и науки Украины и из базы данных информационно-производственной системы «Образование». В соответствии с Берлинскими принципами для максимальной объективности определения рейтингов вузов применялись только показатели, которые имеют однозначное трактование, могут быть легко проверены представителями общественности и используя которые можно сравнивать между собой университеты, относящиеся к разным группам.
2. Критерии, индикаторы и весовые коэффициенты
Деятельность вузов определялась с помощью общего индекса рейтинговой оценки - Іо. Этот индекс является интегральным и определяется тремя комплексными критериями (индексами): Іо = Інп + Іо + Імп, где Інп - индекс качества научно-педагогического потенциала, значения которого меняются в диапазоне [0-50%]; Іо - индекс качества обучения, меняющийся в диапазоне [0-30%]; Імп - индекс международного признания, изменяется в диапазоне [0-20%].
Каждый комплексный критерий определяется группой индикаторов, перечень которых с соответствующими весовыми коэффициентами приведен в таблице.
Весовые коэффициенты определялись группой специалистов высокого уровня в сфере науки и образования с применением метода экспертной оценки.
Для сравнения деятельности разных вузов Украины все индикаторы и критерии, как и общий индекс рейтинговой оценки, были приведены к нормированной форме таким образом, чтобы они менялись в диапазоне [0-100]. Это даст возможность сравнивать деятельность украинских университетов с лучшими мировыми, которые ежегодно определяются (в некоторой степени по подобным критериям) Институтом высшего образования Шанхайского университета «Джиао Тонг» (Institute of Higher Education of the Shanghai Jiao Tong University - Top 500) и экспертной группой при газете Times (Times Higher Education Supplement - Тop 200).
3. Определение индикаторов
Индикаторы 1-9 в таблице определялись путем прямых замеров. Индикаторы 1-7 приводились к нормированной форме путем отнесения их значений к общему количеству научно-педагогического состава вуза, а индикаторы 8 и 9 нормировались по отношению к общему количеству студентов в учебном заведении.
Соотношение количество магистров - количество бакалавров и специалистов (индикатор 10) определялось по формуле
где М - количество студентов вузов, получивших диплом магистра;
В - количество студентов вузов, получивших диплом бакалавра;
С - количество студентов вузов, получивших диплом специалиста;
g - коэффициент масштабирования, использующийся для приведения изменения индикатора 10 к диапазону [0 -100].
Масштаб вуза (индикатор 11) определялся по формуле
где Р - общее количество студентов в отдельном вузе;
Pc - среднее, на одно учебное заведение, количество студентов для исследуемой группы.
где Pci - количество студентов в отдельном вузе; N = 200.
Индикатор 12 определялся путем прямого замера с дальнейшим нормированием путем отнесения его значения к общему количеству студентов в вузе.
Индикаторы 13-16 получали путем прямых замеров с использованием веб-сайтов, приведенных в таблице ассоциаций.
Значения всех индикаторов приводились к диапазону [0-100] при введении соответствующих коэффициентов нормирования.
На первом этапе определения рейтингов вузов Украины применялись только количественные критерии и индикаторы. С использованием качественных характеристик деятельности вузов были связаны значительные трудности в связи с отсутствием в Украине достаточного опыта, профессионального потенциала и организационных основ для независимого и объективного применения методов экспертной оценки такой масштабной системы, которой является высшее образование. Международный наблюдательный совет и кафедра ЮНЕСКО надеются, что в следующие годы методика определения рейтингов университетов Украины будет основываться как на количественной, так и на качественной (экспертной) оценке.
4. Практическое определение рейтингов университетов Украины
Доклад об отмеченной методике был представлен на Третьей встрече международной экспертной группы IREG по определению рейтингов университетов, которая состоялась 18-20 мая 2006 года в Берлине (Германия). В ней приняли участие 47 экспертов из 20 стран мира, в том числе и из Украины.
Одобрив приведенную методику, эксперты IREG отмечали, что для Украины крайне важно присоединиться к международной деятельности в названной сфере с целью наработки и практического использования взвешенных и научно обоснованных подходов как к внутренней, так и к внешней оценке рейтингов отечественных университетов.
По согласованию с международным наблюдательным советом кафедрой ЮНЕСКО были определены рейтинги 200 лучших вузов Украины, независимо от форм собственности, по данным на конец 2006 года.
Кроме общей рейтинговой таблицы для лучших 200 вузов, были определены рейтинги по таким группам университетов:
1. Классические
2. Технические
3. Технологические
4. Педагогические
5. Медицинские
6. Юридические
7. Учреждения экономики, управления и торговли
8. Аграрные
9. Строительные и транспортные
10. Учреждения негосударственной формы собственности.
Для вузов, не предоставивших данных о своей деятельности, рейтинги не определялись.
5. Использованные источники
1. The Berlin Principles of Ranking of Higher Education Institutions. The Proceedings of 2nd Meeting of the International Rankings Expert Group (IREG): «Methodology and Quality Standards of Rankings», 18-20 May 2006, Berlin, Germany.
2. Jan Sadlak, Liu Nian Cai. The World-Class University and Ranking: Aiming Beyond Status. UNESCO-CEPES, Shanghai Jiao Tong University, Cluj University Press, 2007 - 379 p.
3. Methods of Determination of University Ranking in Ukraine. UNESCO Chair «Higher Technical education, applied system analysis and informatics». The Proceedings of 2nd Meeting of the International Rankings Expert Group (IREG): «Methodology and Quality Standards of Rankings», 18-20 May 2006, Berlin, Germany.